Тема урока мышцы их строение и функции. Открытый урок по биологии «Мышцы, их строение, свойства и функции. II. Введение в тему урока

УРОК 14. Строение и функции скелетных мышц. Основные группы мышц

Образовательная цель: раскрыть особенности строения и функций мышц, их связь с нервной системой и скелетом; ознакомить с основными группами мышц человеческого тела; сформировать понятие о физиологическом механизм сокращения мышечного волокна.

Основные понятия и термины: посмуговані, гладкие мышцы, сердечная мышца, фасция, міофібрила, актин, миозин, сфинктер, диафрагма, возбудимость, сократимость.

Оборудование: таблицы «Животные ткани», «Мышцы тела человека».

Структура урока, основное содержание и методы работы

И. Проверка домашнего задания. (Тесты).

И вариант

И уровень

1. Выясните, какое вещество содержится в полости трубчатых костей:

а) красный костный мозг;

б) желтый костный мозг;

в) бурый костный мозг.

2. Укажите, какая кость является единственной подвижной костью черепа:

а) носовая;

б) скуловая;

в) затылочная;

г) нижнечелюстная;

д) верхнечелюстная.

3. Укажите, с какого количества позвонков состоит шейный отдел позвоночника:

а) 5;

б) 7;

в) 10;

г) 12;

д) 15.

4. Укажите, какой гормон играет основную роль в стимуляции роста костей в организме человека:

а) соматотропный;

б) адренокортикотропний;

в) лактотропний;

г) лютеинизирующий;

д) гонадотропный.

1. Укажите, какие кости относятся к плоских костей:

а) височная;

б) берцовая;

в) локтевая;

г) тазовая;

д) ключица;

е) лопатка.

2. Назовите кости, из которых состоит предплечья:

а) локтевая;

б) плечевая;

в) малая берцовая;

г) крестец;

д) лучевая;

е) ключица.

1. Разместите отделы позвоночника за порядку, начиная от черепа:

а) поясничный;

б) копчиковый;

в) шейный;

г) грудной;

д) крестцовый.

2. Назовите качественные особенности строения скелета человека, отличающие его от скелета у животных:

а) позвоночник имеет S -образные изгибы;

б) расширенная грудная клетка;

в) суженный таз;

г) преобладание размеров лицевого черепа над мозговым;

д) подвижное соединение костей кисти и пясти;

е) противопоставление большого пальца кисти другим.

1. Какими видами соединительной ткани созданы различные части сустава? Какова их роль в суставе? Как взаимосвязаны строение этих тканей с функциями, которые они выполняют?

II вариант

1. Определите типы соединений костей, к которого принадлежит шовной соединения:

а) неподвижный;

б) подвижной;

в) напіврухомий.

2. Укажите, какую роль в суставе играет суставная жидкость:

а) обеспечивает функциональную единство сустава;

б) облегчает скольжение элементов сустава;

в) формирует единую капсулу вокруг сустава;

г) укрепляет сустав;

д) способствует росту гиалинового хряща.

3. Укажите, какое количество ребер есть в теле человека:

а) 7;

б) 12;

в) 16;

г) 20;

д) 24.

4. Позвоночник человека в норме функционально имеет количество изгибов:

а) два;

б) три;

в) четыре.

1. Укажите, какие кости являются элементами лицевого черепа:

а) верхнечелюстная;

б) теменная;

в) височная;

г) скуловая;

д) носова.

2. Укажите, какие кости образуют плечевой сустав:

а) локтевая;

б) лучевая;

в) лопатка;

г) плечевая;

д) ключица.

1. Разместите отделы свободной верхней конечности по порядку, начиная от пояса верхней конечности:

а) запястье;

б) предплечья;

в) плечо;

г) пясть;

д) фаланги пальцев.

2. Укажите правильную последовательность действий, которую необходимо выполнить, если человек оступился и вывихнула ногу:

а) приложить к поврежденному месту холодный предмет;

б) доставить больного в больницу;

в) обеспечить покой поврежденной конечности;

г) сустав не вправлять;

д) наложить на конечность тоску повязку.

1. Укажите, какие процессы происходят в опорно-двигательном аппарате в детском, подростковом и старшем возрасте.

1. Внешнее и внутреннее строение скелетных мышц. (Рассказ учителя, записи в ученических тетрадях).

Мышцы - пучки мышечных волокон + кровеносные сосуды + нервы + соединительнотканная оболочка (фасция) + сухожилия.

Мышечные волокна (клетки):

Форма - цилиндрическая.

Многоядерные. (Ядра на поверхности волокна).

Размеры: длина = 12 см, диаметр 0,01-0,1 мм.

Наличие мышечных волоконець (миофибрилл).

2. Посмугованість скелетных мышц. Актин и миозин - составные части мышечных волокон. (Объяснение учителя, комментирование рисунка в учебнике).

3. Механизм сокращения мышц. Мышцы-синергисты и мышцы-антагонисты. (Работа учащихся с учебником).

4. Разнообразие мышц, их классификация. (Рассказ с элементами беседы, записи в ученических тетрадях. Составление схем).

5. Основные группы мышц и их функции. (Заполнить в тетрадях таблицу «Основные группы мышц».)

Часть тела

Название мышцы

Функции мышц

IV. Закрепление знаний учащихся.

Вставьте в текст пропущенные слова.

За начало мышцы туловища обычно берут ту его часть, что находится ближе к_____________ . На конечностях началом мышцы считают часть, ближайшую к___________. Среди мышц за форме различают________________ и короткие мышцы. На конечностях преимущественно располагаются _________________ . В области туловища, на груди, животе и спине располагаются _____________________ . По функциям различают______________, ____________, _____________, вращающаяся. Мышцы никогда не сокращаются в одиночку. Мышцы, участвуют в противоположных действиях, называются_____________________ . Установлено, что человек при нормальной средней подвижности в течение дня делает не меньше 25000-30000 шагов, что в среднем составляет 20 км. Подсчитайте, сколько километров человек проходит:

а) в течение года;

б) в течение жизни (70 лет).

1. Изучить соответствующую тему с учебника.

2. Запишите в таблицу все возможные положение руки в зависимости от состояния мышц.

Состояния двуглавой (бицепс) и трехглавого (трицепс) мышц плеча

Нервные центры двуглавой мышцы

Нервные центры трехглавого мышцы

Двуглавая мышца

Трехглавая мышца

Положение руки

Возбужденные

Заторможенные

Сокращается

Расслабляется

Сгибается в локте

Заторможенные

Заторможенные

Заторможенные

Возбужденные


Тема « Основные группы мышц».
Цель: Изучить основные группы мышц. Значение мышц в организме человека. Сформировать интерес, закрепить уточнить коррекционные знания по данной теме. Поднять мышечный тонус в ходе физических упражнений. Развивать гармоничную личность способную участвовать в диалоге, слушать и слышать, удерживать внимание сосредотачивать умственные силы, способную систематизировать и обобщать полученные знания.
Задачи:
-Познакомить обучающихся с основными группами мышц в организме человека;
- развивать познавательный интерес в процессе урока к особенностям строения тела человека;
-коррегировать речь, память, внимание;
-воспитывать привычку заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих.
Предварительная работа:
Предшествующие уроки по теме «Опорно-двигатеьная система»
Оборудование:
Мультимедийная презентация, листы альбомные, маркеры.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Вводная часть. Мотивация.
Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы продолжим изучение мышц тела человека. Мы рассмотрим не только основные группы мышц, но и почувствуем их, сделав несколько необходимых физических упражнений.
3. Основная часть.
Проверка домашнего задания. Проводится проверка в группах. Учащиеся объединяются в 3 группы. Каждая группа рассказывает об одном виде мышечной ткани.(гладкая, поперечнополосатая, сердечная). На столах лежат листы бумаги, где обучающиеся в каждой группе должны записать органы, в состав которых входит тот или иной вид ткани.(Эта своеобразная подсказка, которую они сделали сами, для более слабых учеников в группе).
Объяснение нового материала.
Учитель: В организме человека различают три основных группы мышц.
Мышцы головы, туловища и конечностей.
Мышцы головы: Жевательные и мимические.
Метод «Узнай свои мышцы»
Численность: Весь класс.
Время: 2 мин.
Подготовка и описание:
1.Дети сидят. Давайте широко улыбнемся. Затем покривляемся. Скажем четко слово «Звук».
2.Давайте представим, что мы жуем кусок мяса и хорошо его прожевываем.
Какие мышцы у вас работают когда вы жуете?(Жевательные)
Правильно. Жевательные мышцы приводят в движение нижнюю челюсть, тем самым обеспечивают пережевывание пищи.
А какие мышцы у вас работают когда вы кривляетесь, улыбаетесь. Правильно мимические. С помощью них вы можете выражать свои эмоции, открывать и закрывать глаза, формировать звуки при помощи мышц рта.
Мы с вами рассмотрели мышцы лица, теперь поговорим о мышцах туловища.
Различают три группы: мышцы груди, спины и живота.
Метод «Узнай свои мышцы»
Цель: Почувствовать в результате физических упражнений изучаемые мышцы. Снять усталость.
Численность: Весь класс.
Время: 5 мин.
Подготовка и описание.
1.Реябята давайте выйдем из-за парт. Дети распределяются по всему классу как им удобно.
Выполняют упражнения на грудные мышцы. Уместны дыхательные упражнения. Так как участвуют межреберные мышцы. Все упражнения комментируются учителем. Вопрос детям:
-Какие мышцы вы чувствуете? Покажите? Это мышцы груди.
Следующие упражнение на широчайшую мышцу спины. Покажите какие мышцы у вас работают. Это мышцы спины.
Давайте подышим не грудью, а животом, какие мышцы работают, правильно мышцы живота. Так же, когда делаются упражнения на пресс работают мышцы живота. Учитель подробно комментирует каждое упражнение и показывает, где какие мышцы работают.
После упражнений, обучающиеся слушают объяснения учителя и делают записи в тетради.
Функция мышц туловища: 1. Принимают участие в дыхании.
2.Движение позвоночника.
3. Вертикальное положение тела и др.
Учитель: У нас с вами осталась последняя третья группа мышц- это мышцы конечностей.
Мышцы конечностей приводят в движение руки и ноги. Позволяют человеку выполнять сложные и четкие движения.
Метод «Узнай свои мышцы»
Цель: Почувствовать в результате физических упражнений изучаемые мышцы. Снять усталость.
Численность: Весь класс.
Время: 2 мин.
Подготовка и описание.
Выйдя из-за парт, дети выполняют упражнения на сгибатели и разгибатели конечностей.
4. Заключение.
Закрепление изученного материала происходит так же в группах.
1 группа. На листах пишет мышцы головы. И рассказывают о них.(Значение. Могут пользоваться тетрадью).
2. группа. На листах пишет мышцы туловища и рассказывает о них. .(Значение. Могут пользоваться тетрадью).
3. группа. На листах пишет мышцы конечностей и рассказывает о них. .(Значение. Могут пользоваться тетрадью).

Используемая литература:
В.И Сивоголазов Естествознание «Человек»
1.Н.И Гончарова. Л.С. Дыбаль «Внеклассные мероприятия в коррекционных школах» Волгоград 2007г.
2.Н.В. Лободана «Экологическое воспитание» Волгоград 2007г.
3.Л.Н.Яровая, О.Е. Жиренко «Внеклассные мероприятия» Москва 2005г.
4.Л.И. Грехова. А.Н. Хохлов « В союзе с природой» Москва 2003г.

Тема урока

Мышцы, их строение и функционирование

Цели:

1.Создать условия для усвоения материала по теме.

2. Создать условия для развития внимания, мышления.

3. Создать условия для воспитания культуры общения и

стремления к здоровому образу жизни.

Задачи:

1.Изучить строение скелетных мышц, способ

прикрепления мышц к скелету; выявить основные

функции мышц, познакомить с классификацией

мышц, выяснить значение физических упражнений.

2.Развить умение работать в группе, с книгой, анализировать и систематизировать изучаемый материал.

3.Воспитывать чувство взаимопомощи, культуры общения, стремление к здоровому образу жизни; расширить образовательное пространство.

Форма урока

Урок с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий, КСО.

Тип урока

Урок новых знаний

Оборудование

Медиапрезентация по теме, учебник, обучающие тесты, рабочие листы, образовательные ресурсы медиотеки, листы – инструкции.

Методы

Частично-поисковый, репродуктивный.

Средства

Беседа, работа с книгой, лабораторная работа, работа с диском, тест, объяснение.

Основные понятия

Мышца, мышечные волокна, миофибриллы, нити белков актина и миозина, сухожилие.

Структура урока

2. Целеполагание.

4. Закрепление материала.

5. Лабораторная работа.

7. Домашнее задание.

8. Рефлексия.

9. Оценивание.

План урока

1.Строение мышц.

2.Функции мышц.

3.Основные группы мышц, значение физических упражнений.

4.Классификации мышц.

Рефлексия

1.На каком этапе урока вам было легче всего, интереснее?

2.На каком этапе урока испытали затруднение?

3.Как вы думаете, какой вид деятельности вам помог лучше усвоить изучаемый материал?

4.Все ли вы узнали, что планировали в начале урока?

5.Вам понравился урок?

Домашнее задание

Изучить материал на с.106 – 109, задание из рубрики «Подумайте!» С.111
* Выясните откуда произошло слово «мышцы»; найдите примеры, людям каких профессий особенно важны знания о строении и расположении мышц.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Валеологическая минутка.

2. Целеполагание.

3. Изучение нового материала. Физминутка.

4. Закрепление материала.

5. Лабораторная работа.

6. Проверочная работа. Валеологическая минутка.

7. Домашнее задание.

8. Рефлексия.

9. Оценивание.

1. Организационный момент.

Валеологическая минутка.

Цель: создание обстановки психологического комфорта на уроке, снятие напряжения.

Педагог предлагает детям представить, что они листочки, которые качаются на волнах. Дети садятся удобно, закрывают глаза, расслабляют мышцы рук и ног. Затем учащиеся открывают глаза и улыбаются соседу по парте. Успокоившиеся после перемены дети легко включаются в урок.

Выход на тему.

Эпиграфом к нашему уроку хочу предложить слова знаменитого философа Тиссо: «Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действие движения» (слайд 1)

Как вам кажется, о чем пойдет речь на уроке?

Движения постоянно окружают нас. А благодаря чему человек движется?

Итак, тема нашего урока « Мышцы, их строение и функционирование».

(слайд2)

11. Целеполагание

  1. Что вы уже знаете по этой теме?
  2. Что бы вы хотели узнать? (составление плана на доске)
  3. А зачем нужно изучать этот материал?

А теперь сравните с тем планом, который я хотела вам предложить (слайд 3) .

План урока

  1. Строение мышц.
  2. Функции мышц.
  3. Основные группы мышц, значение физических упражнений.
  4. Классификации мышц.

111. Изучение нового материала

1. Беседа.

А знаете ли вы, сколько мышц в теле человека? Как вы думаете?(656 и почти все парные).

Прежде чем перейдём к основной работе по теме, давайте вспомним, а из какой ткани состоят мышцы? (гладкая, поперечно - полосатая, сердечная).

(слайд 4)

Где в организме находятся данные виды мышечной ткани? Каковы их свойства?

Сегодня мы будем говорить о скелетных мышцах, а об остальных поговорим подробнее на последующих уроках.

(слайд 5)

2. Работа в группах

Для работы класс делится на 3 группы. В каждой группе выбираются спикер (выступающий от группы), секретарь (фиксирует материал во время работы группы), хранитель времени (следит за временем, отведенным на выполнение этапов работы), помощники. Выделяют три этапа работы в группе:

а) получение задания группами

б) самостоятельное изучение материала и обсуждение в группе

в) защита ответа спикером

Работу начнем в группах. После получения задания от каждой группы ко мне подходит по 1 человеку и с моей помощью отбирает дополнительный материал на компьютере по вопросу с диска.

а) Получение задания группами.

Задание для 1группы - «Строение мышц» (с. 106-107 учебник Сонин Н.И., Сапин М.Р.)

Лист – инструкция для 1 группы

Тема: Строение мышц.

Этапы работы:

  1. Распределение ролей.
  2. Самостоятельное чтение (с. 106 – 107 учебника).
  3. Обсуждение в группе для выработки единого ответа.

Роли в группе:

Хранитель времени…………………………………………………………..

Помощники…………………………………………………………………………

3. Заполните схему

Задание для 2группы – «Функции мышц» (с. 107-108 учебник Сонин Н.И., Сапин М.Р.)

Лист – инструкция для 2 группы

Тема: Функции мышц.

Этапы работы:

  1. Распределение ролей.
  2. Самостоятельное чтение (с. 106 – 108 учебника).

Роли в группе:

Секретарь (пишет)………………………………………………………….

Спикер (выступающий от группы)………………………………….

Хранитель времени………………………………………………………..

Помощники…………………………………………………………………….

Вопросы для обсуждения в группе:

Задание для 3 группы – «Основные группы мышц. Значение физических упражнений» (с.108 учебник Сонин Н.И., Сапин М.Р.)

Лист – инструкция для 3 группы

Тема: Основные группы мышц.

Этапы работы:

  1. Распределение ролей.
  2. Самостоятельное чтение (с. 108 учебника).
  3. Обсуждение в группе для выработки единого мнения.

Роли в группе:

Секретарь (пишет)…………………………………………………………..

Спикер (выступающий от группы)………………………………….

Хранитель времени………………………………………………………….

Помощники………………………………………………………………………..

Вопросы для обсуждения в группе:

  1. Объедините все мышцы в схему.

Предлагаемые листы-инструкции помогут подготовиться на должном уровне к ответу.

б) Самостоятельное изучение материала и обсуждение в группе .

Работу в группах начали.

3. Работа с диском.

Пожалуйста, от каждой группы к компьютеру подходит по 1 человеку и с моей помощью отбирает дополнительный материал на компьютере по вопросу с диска.

Во время просмотра диска дети выбирают необходимый материал для своей группы и распечатывают его с помощью учителя, если не имеют опыта работы или самостоятельно.

Материал, который располагается на диске.

Мышцы образуют активную часть опорно-двигательного аппарата. Они прикрепляются к костям скелета, действуют на костные рычаги, приво дят их в движение. Поэтому их на зывают также скелетными мышцами. В теле человека насчитывают око ло 650 мышц.

Общая масса скелетной мускулатуры у новорожденных детей в среднем составляет 22% от массы тела, в 17-18 лет она достигает 35- 40%. У пожилых и старых людей относительная масса скелетных мышц уменьшается до 25-30%. У тренированных спортсменов мышцы могут составлять до 50% от всей массы тела.

Скелетные мышцы выполняют следующие функ ции :

I) удерживают положение тела и его частей в пространстве;

2) обес печивают передвижение тела (бег, ходьба и другие виды движений);

3) перемещают части тела друг от носительно друга;

4) осуществляют дыхательные и глотательные движе ния;

5) участвуют в артикуляции речи и формировании мимики;

6) вы рабатывают тепло;

7) преобразуют химическую энергию в механическую.

Значение тренировки мышц. Установлено, что при работе любого органа в него поступает больше крови, чем во время покоя.

Чем большую работу совершают мышечные волокна, тем больше питательных веществ и кислорода приносит кровь. При регулярной физической работе, занятиях физкультурой и спортом мышечные волокна быстрее растут, утолщаются и человек становится сильнее. Мышцы нуждаются в систематической тренировке. Этому способствуют регулярные физические упражнения, ходьба на лыжах, плавание. Физические упражнения оказывают благоприятное действие на весь организм, укрепляют здоровье, делают человека закаленным, способным выдерживать самые различные неблагоприятные воздействия внешней среды.

в) Защита ответа спикером

Закончили работу, от групп выступают спикеры, а остальные делают записи на рабочих листах.

Рабочий лист для 1 группы

№ 1

1. Перечислите, какие функции выполняют мышцы?

2. Сгруппируйте все выявленные функции в три основные.

№ 2

2. Нужно ли тренировать мышцы и зачем?

Рабочий лист для 2 группы

№ 1

  1. Выясните общее строение мышцы и подпишите.
  1. Как мышцы крепятся к скелету?

3. Заполните схему

мышца ↔ ………………….↔ нити – миофибриллы ↔ нити белков …………… и миозина

№ 2

1. Объедините все мышцы в схему.

2. Нужно ли тренировать мышцы и зачем?

Рабочий лист для 3 группы

№ 1

  1. Выясните общее строение мышцы и подпишите.
  1. Как мышцы крепятся к скелету?

3. Заполните схему

мышца ↔ ………………….↔ нити – миофибриллы ↔ нити белков …………… и миозина

№ 2

1. Какие функции выполняют мышцы?

2. Сгруппируйте все выявленные функции в три основные.

В) защита ответа спикером (для выступления учащиеся исльзуют слайды 6 – 8 из презентации к уроку ).

(слайд 6) (слайд 7) (слайд 8)

ФИЗИЧЕСКАЯ МИНУТКА

Мы выяснили, какие существуют группы мышц. Давайте их разомнем.

  1. Разминаем мышцы пояса верхних конечностей (делаем круговые движения плечами; руки перед грудью, рывки в стороны).
  2. Разминаем мышцы тела. Руки на пояс наклоны в стороны.
  3. Разминаем мышцы нижних конечностей. Поочередно поднимаемся на носочки, а теперь поднимите носки.

4.Беседа.

Как вы думаете, почему мы не разминали мышцы шеи?

Вернемся к плану урока, что мы еще не рассмотрели?

Вывод. Итак, единой классификации мышц не существует, так как в основе каждой классификации лежат различные признаки.

(слайд 9)

5. Беседа.

По каким признакам можно разделить мышцы на группы?

А теперь давайте сравним с действительными, к акие признаки вы угадали? А какие не угадали?

Вывод. Классифицировать можно по форме, расположению, по выполняемым функциям, по строению.

6.Работа со слайдами 10 - 13 .

Слайды из медиопрезентации используются как образовательный материал. Слайд 10 высвечивается полностью сразу. Дети зачитывают, а затем по нему отвечают на вопросы учителя. Аналогично работать со слайдом 11. Слайд 13 высвечивать сначала только иллюстрацию и заголовок, затем предложить детям, выполняя движения, назвать виды мышц и сравнить с появившимися на экране. Назвать недостающие.

По форме мышцы делятся на : веретеновидные, двуглавые, лентовидные, широкие, двубрюшные и т.д.

(слайд 10)

Веретеновидные, а почему их так назвали? Как вы думаете?

Двубрюшные, а почему их так назвали? Как вы думаете?

По строению мышцы делятся на : одноперестые, двуперестые, многоперестые и т.д.

(слайд 11)

Как вы думаете, какая из этих мышц одноперестая? Почему?

(слайд 12) По расположению мышцы делятся на : косые, прямые, глубокие и т.д.

Можно выделить группы мышц по выполняемым функциям . Как вы думаете какие? Чтобы вам было легко их назвать предлагаю выполнить следующие действия.

  1. Согните руки в локтях и разогните, какие группы можно выделить?
  2. Поднимите руки перед собой, разведите в стороны и верните в исходное положение. Как можно назвать эти мышцы?
  3. Сожмите руку в кулак. Какие это мышцы? А мышцы действующие в противоположном направлении, как называются?
  4. Сравните и скажите, какие мы еще не назвали?

(слайд 13 полностью открывается)

Валеологическая минутка.

Цель: профилактика заболевания глаз.

1 V. Закрепление

7.Обобщительная беседа.

Какие основные функции выполняют мышцы?

По каким признакам можно классифицировать мышцы? (сл. 14)

Как устроена скелетная мышца? (сл. 15)

Какие основные группы мышц выделяют? (сл. 16)

Зачем необходимо тренировать мышцы?

V. Лабораторная работа

Тема: Определение местоположения отдельных мышц.

Откройте учебник с. 108-109. вы должны выполнить действие, найти на себе выполняющую его мышцу и по учебнику найти ее название. Кто быстрее, но не забывайте поднимать руку.

Задания для лабораторной работы можно проговаривать учителю вслух или напечатать на слайдах, чтобы дети зачитывали по очередно после выполнения предлагаемого действия.

Задания.

  1. Поднимите ноги на носочки. Ощупав ногу, определите местоположение мышцы, которая выполняет данное действие. Найдите ее в учебнике на иллюстрации и определите название.
  2. Вытяните губы в трубочку, улыбнитесь. Какие мышцы участвуют в этих действиях?

Вы знаете, согласно исследованиям французских невропатологов, у плачущего человека задействовано 43 мышцы лица, в то время как у смеющегося всего 17. таким образом смеяться энергетически выгоднее, чем плакать.

  1. Втяните живот, выдохните. Какие мышцы отвечают за это?
  2. Положите руки на скулы. Откройте и закройте рот. Движение, каких мышц вы чувствуете?

Жевательные мышцы самые сильные мышцы. Они способны развивать усилие около 70 кг.

  1. Положите левую руку на правое плечо. Сгибайте и разгибайте правую руку. Какая мышца работает во время сгибания (разгибания)?

V1. Проверочная работа

Для проверки освоенности материала, предлагаю вам выполнить небольшой тест. Кто затрудняется, может пользоваться записями и учебником. На работу 3 минуты (тест распечатывается и раздается каждому индивидуально).

Валеологическая минута.

Цель: снятие напряжения перед обучающим тестом.

Педагог предлагает детям в каждой группе взяться за руки, закрыть глаза и под медленную музыку сделать плавные движения, говоря про себя: «Я все могу. Я все знаю».

Тест

Мышечная ткань бывает гладкая, сердечная, ……………….. Из поперечно – полосатой мышечной ткани образуются …………….. мышцы. Всего в теле человека насчитывают около ……. мышц. Мышцы состоят из пучков мышечных волокон, а в состав волокон входят нити ……… белков актина и ……. Выделяют условно три основные группы мышц: головы и шеи, ………………., …………... Мышцы классифицируют: по расположению, по форме, по ………., по строению (направлению мышечных волокон).

8.Взаимопроверка.

Закончили. Поменяйтесь работами и проверьте. В помощь вам слайд.

(слайд 18)

«0» ошибок – 5, «1 – 2» ошибки - 4, «3-4» ошибки – 3.

Кто не справился? Что вызвало затруднение? Как это можно ликвидировать?

V11. Домашнее задание (сл. 19)

Задание под звездочкой идет по выбору, для любознательных.

Изучить материал на с.106 – 109, задание из рубрики «Подумайте!» с. 111.

*Выясните, откуда произошло слово «мышцы»; найдите примеры, людям каких профессий особенно важны знания о строении и расположении мышц

V111. Рефлексия

На каком этапе урока вам было легче всего, интереснее?

На каком этапе урока испытали затруднение? План урока 1.Строение мышц. 2.Функции мышц. 3. Основные группы мышц, значение физических упражнений. 4. Классификации мышц.

Строение мышц: Мышца↔пучки мышечных волокон ↔нити - миофибриллы ↔нити белков актина и миозина

ПО СТРОЕНИЮ МЫШЦ: одноперистые, двуперистые, многоперистые, круговые


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24» с. Богуславец
Красноармейского муниципального района
Приморского края
Урок-игра

Составила: учитель биологии и химии,
высшей квалификационной категории
Немцева Т.А.
Рекомендации к использованию
Урок-игра по теме «Ну-ка мышцы, встаньте в ряд» проводится в 8 классе после изучения темы «Мышцы. Работа мышц». Этот урок является обобщающим. На этом уроке учитель проверяет знания учащихся по данной теме. В урок включена практическая часть «Изучение мышечной силы – электромиография», учащиеся 8 класса получают возможность научиться работать на новом цифровом лабораторном оборудовании Кобра 4. Только наглядным образом учащиеся увидят и поймут работу мышц, в спокойном состоянии и при физической нагрузке. На интерактивной доске демонстрируется график биоэлектрических потенциалов мышц. Обобщающие уроки в форме игры развивают у учащихся познавательный интерес, а англядность применяемая на уроке позволяет более полно усвоить полученные знания и применить их на практике.
Урок-игра
«Ну-ка мышцы, встаньте в ряд»
Цели и задачи урока:
Образовательные:
Закрепить знания о строении и свойствах мышечной ткани, особенностях строения и функциях скелетных мышц, об основных группах мышц тела человека;
Дать представление о системе, которая управляет сокращениями мышц, об условиях, повышающих работоспособность мышц;
Закрепить знания о видах работы мышц;
Влияние ритма и нагрузки на работу мышц;
Научиться работать на современном цифровом лабораторным оборудовании Кобра 4, набор «Электрофизиология».
Воспитательные:
Воспитать культуру общения, бережное отношение к своему здоровью.
Формировать понимание о значении мышечной активности, физического труда и занятий спортом для формирования и развития организма подростка.
Способствовать формированию умения работать в группе, ответственности за выполнение своей части работы, объективной оценки деятельности членов группы и самооценки.
Развивающие:
Развить коммуникативные навыки через умение работать в группах;
Развить познавательный интерес к предмету и понимание значимости данной темы в их дальнейшей жизни, на основе межпредметных связей и путем усиления практической направленности знаний;
Развить умение обобщать и применять полученные метепредметные знания и умения;
развить умение анализировать результаты демонстрационных опытов и устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
Развить внимательность, умения сравнивать, находить черты сходства и различия в аппарате опоры и движения человека и млекопитающих животных.
Патриотические:
Развить гордость за отечественных ученных, в области изучения работы мышц И.М. Сеченов – основатель науки о физиологии труда.
Тип урока: обобщение и закрепление знаний
Формы организации урока: игра
Методы обучения: ИКТ, групповой метод, рассказ учителя, фронтальный опрос, демонстрационные опыты.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, мультимедийная презентация, модель «Торс человека», модель «Скелет человека», цифровое лабораторное оборудование Кобра 4 «Электрофизиология», гантель, карты с заданиями для групповой работы, портрет И.М. Сеченова.Вступительное слово учителя.
Учитель. Как вы понимаете фразу: «Жизнь – это движение, а движение – это жизнь?». (Слайд 1) (учащиеся высказывают свои предположения)
Что бы ни делал человек – шел, бежал, управлял машиной, копал землю, писал, - все свои действия он совершает при помощи скелетных мышц. Эти мышцы – активная часть опорно-двигательного аппарата.
Сегодня на уроке мы с вами закрепим полученные знания по пройденной теме. Урок наш пройдет в форме игры. Я объясняю правила игры.
Игра состоит из 4-х этапов – блиц-опрос, «Кто быстрее, тот сильнее», «Наведи порядок», черный ящик, практическая часть. Каждый этап игры содержит задания разного характера. Победителем будет та команда, которая наберет больше баллов.
Блиц-опрос – на этом этапе игры каждой команде будут задаваться вопросы, чья команда ответит правильно на большее число вопросов, та и победила.
В конкурсе «Кто быстрее, тот сильнее», командам предстоит подписать названия мышц. Команда, которая подпишет большее название мышц и правильно, считается победителем.
Конкурс «Наведи порядок», командам предстоит правильно расположить мышцы по группам. Каждая команда получит набор мышц и листы. Первой команде нужно будет наклеить на лист мышцы головы и мышцы верхних конечностей, второй команде мышцы туловища и мышцы нижних конечностей.
Практическая часть будет заключаться в определении мышечной силы на цифровом лабораторном оборудовании Кобра 4, набор «Электрофизиология».
Ход урока
Блиц-опрос
Командам по очереди задаются вопросы, если команда не знает ответ, то они говорят «дальше», какая команда больше ответит на вопросы, та и победила. За правильный ответ 1 балл, максимальное количество – 10 баллов.
Вопросы 1 команде
Мышцы, образованные гладкой мышечной тканью. (Гладкие мышцы).
2. Поперечно-полосатые мышцы, расположенные в коже лица, вокруг глаз, носа, рта. (Мимические).
Соединительнотканные структуры, которыми мышцы крепятся к костям. (Сухожилия).
Подвижное соединение костей. (Сустав).
Тонкая соединительнотканная оболочка, которой снаружи покрыта каждая кость. (Надкостница)
Мышцы, сокращение которых вызывает противоположно направленные движения. (Антагогисты).
Работа мышц, связанная с удержанием определенной позы или груза. (Статическая).
Самая длинная мышца человека. (Портняжная)
Мышца-сгибатель. (Двуглавая)
Мышца-разгибатель. (Трехглавая)
Вопросы 2 команде
Мышцы, образованные поперечно-полосатой мышечной тканью. (Скелетные)
Оболочка, защищающая мышечную ткань. (Соединительнотканная).
Мышцы, расположенные с боков головы по четыре с каждой стороны. (Жевательные)
Мышцы, удерживающие голову в равновесии. (Мышцы шеи).
Мышцы, выражающие эмоции человека. (Мимические).
Работа мышц, связанная с поднятием тяжестей, ходьбе, беге. (Динамическая).
Многочисленные, тонкие сократительные нити. (Миофибриллы).
Единица мышечной ткани. (Мышечное волокно).
Сократительные белки мышц. (Актин и миозин).
Мышцы, на которых сидит человек. (Большие ягодичные мышцы).
«Кто быстрее, тот сильнее»
Командам раздаются карты с изображенными мышцами человека. Задача команды – подписать как можно больше названия мышц. Время на выполнение – 3 минуты. (Приложение 1) (слайд 2)
«Наведи порядок»
Перед вами перечь мышц, необходимо разделить все мышцы на четыре группы – мышцы головы, мышцы туловища, мышцы верхних конечностей и мышцы нижних конечностей. Чья команда наведет порядок быстрее и качественнее, та и будет считаться победителем. (Приложение 2)
Обратите внимание на слайд и сравните, правильно вы полнили задание или нет. (Слайд 3)
«Черный ящик»
Командам предстоит угадать, о каком явлении идет речь и назвать фамилию ученого, который изучал это явление.
Этот процесс рассматривается в качестве сложного процесса, затрагивающего все уровни деятельности организма и проявляющийся в виде совокупности изменений, которые связаны со сдвигами гомеостаза, что регулирует исполнительные и вегетативные системы, развивает чувства усталости, временно снижая работоспособность. Зависит от состояния нервной системы, ритма работы, величины нагрузки, тренированности мышц. (Утомление, изучал Сеченов И.М.) (слайд 4, слайд 5)
Учитель: Ребята вы молодцы, справились с заданиями. А сейчас перейдем к практической части. – Что происходит с мышцами при поднятии груза? (они напрягаются)
- Правильно, мышцы начинают напрягаться, и вот сейчас мы с вами измерим мышечную силу с помощью Кобра 4 набор «Электрофизиология». (Приложение 3)
Выбирается из класса 2 человека. На одном демонстрируем опыт, второй ученик сидит за компьютером и проводит измерения – измеряем мышечную силу до нагрузки и во время нагрузки, для этого один электрод прикрепляем к двуглавой мышце плеча, а другой – к трехглавой мышце плеча. Показания демонстрируем на интерактивной доске (график мышечной активности).
- Что происходит с мышечной активностью в спокойном состоянии? (учащиеся анализируют график, отмечают, сто никаких электрических импульсов нет).
Далее испытуемый берет в руки гантель и начинает выполнять упражнения (3-5 раз достаточно).
На интерактивной доске демонстрируется график мышечной активности во время выполнения упражнений.
- Что происходит с мышцами во время выполнения работы? (показатели графика резко изменился, линии все чаще, видно, что пошла нагрузка на мышцы, показатели графика имеют резкие скачки).
Закрепление
Слово учителя: наш урок подошел к концу, и настало время подвести итоги.
Учитель подводит итог и объявляет победителя.
Рефлексия
Нарисуйте в своих рабочих тетрадях смайлик – веселый, урок понравился; грустный – урок не понравился; серьезный – многое на уроке не понял.
Приложение 1

Приложение 2
Командам раздаются 4 цветных листа, на которых написано – мышцы головы, мышцы верхних конечностей, мышцы нижних конечностей, мышцы туловища.
Круговая мышца рта
Мышцы разгибатели спины
Мышца разгибатели кисти и пальцев
Двуглавая мышца бедра
Широчайшая мышца спины
Жевательная мышца
Большая ягодичная мышца
Трехглавая мышца плеча
Мышцы брюшного пресса
Височная мышца
Лобное брюшко затылочно-лобной кости
Двуглавая мышца плеча
Большая грудная мышца
Трапециевидная мышца
Дельтовидная мышца
Мышца смеха
Круговая мышца глаза
Портняжная мышца
Приложение 3
Практическая работа
«Электромиография»
Цель: получение электромиограммы (ЭМГ) при сокращении и расслаблении мускул верхнейчасти руки (бицепса)
Подготовка к работе:
1. Для исследования потребуется как минимум два человека, где к одному прикрепляются
электроды, а другой работает на компьютере.
2. Прикрепите три электрода на бицепс, как показано на рисунке 1. Расстояние между электродами 3-5 см.
3. Подключите цветные провода с зубчатыми зажимами к электродам: желтый к верхнему
электроду на бицепсе, красный к электроду внизу бицепса и зеленый к электроду посередине.
4. Затем подключите провода от электродов к электрофизиологическому датчику Cobra4. Воткните красный штекер в разъем, обозначенный знаком «+», желтый – в разъем со знаком
«-», и зеленый – в разъем с надписью (Ref).
Выполнение работы:
1. Включите компьютер и загрузите Windows.
2. Подключите «Cobra4 Wireless Manager» – беспроводной передатчик в USB порт компьютера.
3. Прикрепите «Cobra4 Wireless-Link» беспроводной приемник к электрофизиологическому датчику и включите его.
4. Запустите ПО «Измерения Cobra4». Инструмент для измерений будет автоматически определен.
5. Выберете тип измерения «ЭМГ» («EMG»), дважды щелкните по «Напряжение U» («VoltageU») и выберете закладку «Конфигурация» («Configuration»). Убедитесь, что усиление установлено на минимум.
6. Начните записывать данные измерения, нажав (●).
7. Сгибайте руку с гантелью примерно 10 раз. Между сгибаниями выпрямляйте руку дополного расслабления.
8. Остановите измерение и нажмите «OK» для дальнейшей обработки данных.

Рис. 3. Биоэлектрический потенциал бицепса при нагрузке, измеренного на поверхности кожи.
1. Биоэлектрический потенциал может быть зарегистрирован во время мышечной работы.
Большие. Когда мышца не напряжена (фаза расслабления), большие колебания не наблюдаются.
2. Эксперимент показывает, что в расслабленной мышце практически нет никаких электрических импульсов. Электрические импульсы генерируются во время работы мышцы. Сила активности зависит от количества задействованных моторных клеток.
Приложение 4
102870-154940МЫШЦЫ ГОЛОВЫ
0МЫШЦЫ ГОЛОВЫ

Приложение 5
00МЫШЦЫ ВЕРХНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ
МЫШЦЫ ВЕРХНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ

Приложение 6
-1905-2540МЫШЦЫ ТУЛОВИЩА
0МЫШЦЫ ТУЛОВИЩА

Приложение 6
00МЫШЦЫ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ
МЫШЦЫ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ

Приложение 7
Рис. 1. Мышцы человека (вид спереди): 1 - лобное брюшко затылочно-лобной мышцы; 2 - круговая мышца рта; 3 - подбородочная; 4 - грудино-подъязычная; 5 - трапециевидная; 6 - трехглавая плеча; 7 - прямая живота; 8 - наружная косая живота; 9 - лучевой сгибатель кисти; 10 - натягивающая широкую фасцию бедра; 11 - подвздошно-поясничная; 12- гребешковая, 13 - длинная приводящая; 14 - портняжная; 15 -прямая бедра; 16 - нежная; 17 - внутренняя широкая; 18 - отводящая большой палец; 19 - сухожилия длинной мышцы, разгибающей пальцы; 20 - длинная мышца, разгибающая пальцы; 21 - камбаловидная; 22 - передняя большеберцовая; 23 - икроножная; 24 - наружная широкая; 25 - короткая мышца, разгибающая большой палец; 26 - длинная мышца, отводящая большой палец; 27 - локтевой разгибатель кисти; 28 - короткий лучевой разгибатель кисти; 29 - разгибатель пальцев; 30 - длинный лучевой разгибатель кисти; 31 - плечелучевая; 32 - трехглавая плеча; 33 - передняя зубчатая; 34 - двуглавая плеча; 35 - большая грудная; 36 - дельтовидная; 37 - передняя лестничная; 38 - средняя лестничная; 39 - грудино-ключично-сосковая; 40 - опускающая угол рта; 41 - жевательная; 42 - большая скуловая; 43 - височная. Рис. 2. Мышцы человека (вид сзади): 1 - затылочное брюшко затылочно-лобной мышцы; 2- трапециевидная; 3 - дельтовидная; 4 - трехглавая плеча; 5 - двуглавая плеча: 6 - круглый пронатор; 7 и 23 - плечелучевая; 8 - лучевой сгибатель кисти; 9 - длинная ладонная; 10 - локтевой сгибатель кисти; 11 - поверхностный сгибатель пальцев; 12 и 13 - полуперепончатая; 13 - полусухожильная; 14 - нежная; 15 - двуглавая бедра; 17 - икроножная; 18 - камбаловидная; 19 - большая ягодичная; 20 - короткая мышца, отводящая большой палец; 21 - средняя ягодичная; 22 - наружная косая живота; 24 -широчайшая спины; 25 - передняя зубчатая; 26 - большая круглая; 27 - малая круглая; 28 - полостная; 29 - грудино-ключично-сосковая; 30 - ременная головы; 31 - жевательная; 32 - полуостистая головы; 33 - височная

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 35 города Орла

Открытый урок

по биологии

«Мышцы, их строение, свойства и функции»

Подготовила:

учитель биологии Анохина Л.В.

Тема урока : « Мышцы, их строение, свойства и функции»

Тип урока : формирование и первичное закрепление новых знаний.

Цели урока : сформировать понятия о строении и функциях мышц, раскрыть особенности строения скелетных мышц, изучить основные свойства мышц, познакомить с основными группами мышц в организме человека.

Задачи урока :

Образовательные:

    Расширить и углубить знания учащихся о строение и свойствах мышечной ткани.

    Раскрыть особенности строения и функции скелетных мышц.

    Сформировать представление об основных группах мышц тела человека.

Развивающие :

    Развивать умение работать с книгой и с дополнительной информацией, анализировать и систематизировать изучаемый материал.

    Продолжить развитие у учащихся коммуникативных компетенций (участвовать в работе группы, распределять роли и договариваться друг с другом).

Воспитательные:

    Способствовать удовлетворению интересов и потребностей развивающейся личности средствами предмета: любознательности, самостоятельности, взаимопомощи.

    Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

    Сформировать умение самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы и цели урока).

    Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнение отчета).

    Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД

    Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой.

    Сформировать умение устанавливать причинно – следственные связи.

    Сформировать умение строить логические цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД

    Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

    Сформировать умение создавать комфортную обстановку для восприятия учебного материала.

Методы обучения : иллюстративный, частично – поисковый, словесный, диалогический, монологический.

Деятельность учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Технологии: ИКТ, личностно – ориентированные, здоровьесберегающие.

Образовательные ресурсы : презентация.

Оборудование : мультимедийный проектор, дидактический материал, инструктивные карты, информационные листы, таблица.

Организационный

момент

Мотивация

Картинки на стене

Проблемный вопрос

Целеполагание.

Актуализация знаний

Работа в группах

Рефлексия

Объяснение учителя

Рефлексия

Итог урока (построение логической чепочки рассуждений)

Сообщение учащегося.

Рефлексия

Закрепление.

Задание на дом.

Выставление оценок.

Настраиваемся на поиск и творчество, и начинаем урок.


«Движение - это жизнь», - заметил Вольтер.

Движение - необходимое условие существования организмов. Оно происходит внутри организма и связано с перемещением тела и его частей в пространстве.

С момента рождения и до глубокой старости мы двигаемся. Движения человека многообразны и сложны: акробатические трюки гимнастов или изящные пируэты танцоров. Но и наши каждодневные обычные движения не так уж просты.

Движения постоянно окружают нас.

А благодаря чему человек двигается? (Все это обеспечивает опорно-двигательный аппарат)

Чтобы ни делал человек – шел, бежал, управлял машиной, копал землю, писал, двигал глазами, пережевывал пищу и даже дышал- все свои действия он совершает при помощи активной части опорно-двигательного аппарата.

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Тема урока: «Мышцы, их строение и функции»

У вас на столах лежат рабочие листы. В течение всего урока вы будете вносить в них записи и результаты работы, запишите тему урока.

В теле человека более 600 мышц. Это 30-35% массы тела. При весе 47 кг – 14 кг приходится на мышцы. Цифры довольно внушительные . ( Зная свой вес, вы можете рассчитать сколько кг приходится на мышцы).

Мышцы или мускулы (от лат. « musculus »)- мышка, маленькая мышь.

При чем здесь мышь?

Что может быть общего у маленькой мышки и мышцы человека?

Чтобы в этом разобраться, необходимо знать мышечную систему человека.

Как вы думаете, что мы должны для этого изучить?

Цели урока:

    Раскрыть особенности строение мышц.

    Изучить свойства мышц.

    Познакомиться с основными группами мышц.

В конце урока вы будете знать, что такое мышцы, как устроены мышцы, какими свойствами они обладают, и какие группы мышц выделяют.

Давайте сейчас вспомним, ч то нам уже известно о мышцах? (Функции )

Не забывайте заносить записи в рабочие листы

Функции мышц: 1. Двигательная. Обеспечивают передвижение тела и его частей в пространстве.

2. Энергетическая. Превращают химическую энергию в механическую и тепловую.

3. Защитная. Ограничивают полости в которых расположены внутренние органы.

4. Формообразующая. Определяют форму и размеры тела.

Из какой ткани состоят мышцы? (гладкая, поперечнополосатая скелетная, сердечная).

В рабочих листах найдите задание №2.

Определите виды мышечной ткани по рисунку и подпишите их.

Обоснуйте свой ответ. (Признаки )

( Гладкая:состоит из волокон веретеновидной формы, без поперечной исчерченности.

Поперечно-полосатая скелетная:состоит из волокон, имеющих большую длину и выглядит как чередование темных и светлых полосок.

Сердечная:состоит из волокон, имеющих поперечную исчерченность, они разветвлены и образуют между собой соединения

Сверьте с образцом правильность выполнения задания

Где в организме находятся данные виды мышечной ткани? (Гладкая: мускулатура внутренних органов, сердечная образует стенку сердца, поперечно-полосатая скелетные мышцы).

На сегодняшнем уроке мы подробно разберем один из видов – скелетные мышцы.

Сейчас нам предстоит работа в группах. При входе в кабинет вы выбрали жетон с определенным цветом: красный, синий или зеленый.

Давайте вспомним правила работы в группе. Если кто-то забыл, то у вас на столах лежат памятки.

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ

-уважай и цени взгляды каждого ученика группы;

-не согласен, спокойно объясни почему;

- слушай внимательно, уважай собеседника, не перебивай и не разговаривай, когда высказывается другой;

- защищай свою точку зрения, аргументируй ;

- поддерживай дружелюбный и открытый диалог между членами группы;

- старайся, чтобы твои высказывания были чёткими, краткими и по существу.

Выберите капитана, который будет предоставлять отчет по работе и оценивать работу каждого ученика в группе.

Работаем по принципу телетайпной ленты.

У вас на столах лежат задания. Ответы оформляются в демонстрационных листах.

На эту работу вам отводится...... мин.

I группа « АНАТОМЫ».

(Задание: изучить особенности строения мышц) .

II группа «ФИЗИОЛОГИ».

(Задание: изучить свойства мышц ).

III группа «СИСТЕМАТИКИ».

( Задание: изучить классификацию мышц ).

Работа в группах закончена.

Скелетные мышцы составляют основную массу мышц тела человека.

Группе «АНАТОМОВ» было дано задание, изучить особенности строения мышц. Вам слово. Не забывайте вносить в рабочие листы соответствующие записи.

Скелетные мышцы составляют основную массу мышц тела. У большинства мышц выделяют утолщённую часть – брюшко и два сухожилия, с помощью которых мышцы прикрепляются к костям. Сухожилие, которое расположено ближе к туловищу – головка, а далее от туловища – хвост.

Они образованы поперечнополосатой мышечной тканью, мышечные волокна которой собраны в пучки.

Каждый пучок одет тонкой соединительнотканной оболочкой. А вся мышца в целом имеет общую оболочку – фасцию, которая защищает нежную мышечную ткань.

Внутри волокон проходят белковые нити миофибриллы и большое количество ядер. Миофибриллы, в свою очередь, состоят из тончайших нитей двух типов: толстых – белковых молекул миозина и тонких – белка актина. Эти белки чередуются (светлые и темные полосы) отсюда и название скелетной мышечной ткани – поперечно-полосатая. К каждой мышце подходят кровеносные и лимфатические сосуды и нервы и нервные окончания (рецепторы и эффекторы).


1.Сухожилие

2.Нерв

3.Кровеносный сосуд

4.Фасция

5.Мышечные пучки

6.Мышечные волокна

7.Ядра

мышца ↔ пучки мышечных волокон↔ нити – миофибриллы ↔ нити белков актина и миозина.

Спасибо.

Такое строение влияет на удивительные свойства мышц, которые определяют значение мышц в теле человека.

Группе «ФИЗИОЛОГОВ» было дано задание, изучить свойства мышц. Вам слово.

К скелетным мышцам подходят нервы, содержащие чувствительные и двигательные волокна. Благодаря белковых нитей мышцы способны укорачиваться - сокращается.

Сокращение мышц приводит в движение определённую часть тела или поддерживает определённые позы тела.

Волокна в определенных участках переплетаются. Благодаря этой особенности поперечно-полосатые мышцы способны быстро сокращаться.

Сокращение мышц в организме совершается рефлекторно.

СОКРАТИМОСТЬ – способность мышц уменьшать длину при увеличении толщины.

Мышцы обладают не только сократимостью, но и возбудимостью, эластичностью, растяжимостью.

ВОЗБУДИМОСТЬ – способность реагировать на нервные раздражители-импульсы.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ – способность мышц принимать прежнее положение после растяжения.

РАСТЯЖИМОСТЬ – способность мышц увеличивать длину при уменьшении толщины.

Спасибо.

Несмотря на то, что все мышцы имеют схожее строение и свойства, каждая мышца обладает своими характерными признаками. И всвязи с этим все мышцы разделены на группы.

Группе «Физиологов»было дано задание, изучить классификацию мышц.Вам слово.

Существует несколько классификаций скелетных мышц.

Мышцы различаются формой, строением, расположением, функциями.

Форма мышц. А. Веретенообразная

Б. Двуглавая

В. Двубрюшная

Г. Лентовидная

Д. Двуперистая

Е. Перистая

Расположение мышц в организме.

По функциям. В выполнении человеком любого движения принимают участие две группы противоположно действующих мышц.

    Сгибатели - разгибатели;

    Поднимающие - опускающие;

    - Выпрямляющие;

    Отводящие - Приводящие;

    Вращатели;

    Сжимающие;

    Жевательные;

    Мимические и др.

Все мышцы в организме функционируют согласованно.

Согласованная работа мышц – это мышечная координация.

Синергисты – мышцы, выполняющие одно и тоже движение.

Антогонисты – мышцы, выполняющие противоположные действия.

Спасибо.

А теперь пришло время познакомиться с основными группами мышц человеческого тела. Мышц у человека много.Самые маленькие прикреплены к мельчайшим слуховым косточкам. Самые крупные большие ягодичные мышцы, они приводят в движение ноги. Ваша задача знать основные группы мышц и уметь их показывать.

В нашем теле принято выделять 3 группы мышц: мышцы головы и шеи, мышцы туловища и мышцы конечностей. Нам предстоит выяснить, где они располагаются и какую работу выполняют .

В процессе изучения я вам предлагаю зарисовать на шаблонах расположение мышц тела человека.

Мышцы головы и шеи:

Круговая мышца глаза – она открывает и закрывает глаз;мимика лица;

Упражнение: закройте глаза , откройте глаза, щурьте глаза.


Круговая мышца рта – открывает и закрывает рот, выпячивает губы вперёд; мимика лица;

Упражнение: вытяните губы в трудочку, скажите слово «звук»

Это мимические мышцы.

Упражнение: возьмите зеркало и, а теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

Жевательные мышцы – осуществляют жевательные движения;

Упражнение : положите руки на скулы, откройте и закройте рот.


Мышцы шеи – удерживают голову в равновесии, участвуют в движении головы и шеи, в процессах глотания и произнесения звуков;

Упражнение: наклоните голову в одну сторону, а затем в другую сторону.

Мышцы туловища:
Большая грудная мышца – приводит руки и вращает их вовнутрь;

Упражнение: вращайте плечом вовнутрь, сделайте глубокий вдох.

Косые мышцы живота – помогают мышцам брюшного пресса поворачивать туловище в разные стороны;

Упражнение : встаньте, поверните туловище вправо, а затем влево.

Трапециевидная мышца спины – оттягивает лопатку к позвоночнику;

Упражнение: сведите лопатки.

Широчайшая мышца спины – опускает плечо вниз, отводит руки за спину;

Упражнение: отведите руки за спину, опустите плечи вниз.

Мышцы конечностей:
Двуглавая и трёхглавая мышца плеча –сгибает и разгибает предплечье;

Упражнение: положите руку на правое плечо, сгибайте и разгибайте правую руку.


Четырёхглавая мышца бедра – сгибает ногу в тазобедренном суставе и разгибает в коленном;

Упражнение: встаньте, поднимите колено и прижмите к туловищу.
Двуглавая мышца бедра – разгибает ногу в тазобедренном суставе, сгибает в коленном;

Ягодичные мышцы – отводят бедро назад;

Упражнение: встаньте и отставьте ногу назад.

Икроножная мышца – поддерживает тело в вертикальном положении, участвует в ходьбе, беге, прыжках.

Упражнение: поднимите ногу на носок.

Покажите соседу слева, что у вас получилось и нарисуйте смайлик, который покажет ваше настроение после выполнения этой работы.

Изучив характерные особенности строения, свойства и функции мышц, давайте сформулируем определение этим органам.

В рабочие листы внесем недостающие понятия.

Что у вас получилось?

Мышцы – это органы тела человека, состоящие из упругой , эластичной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов.

А теперь вернёмся к началу нашего урока и ответим на вопрос,

Что же может быть общего у маленькой мышки и мышцы человека?

Вспомните, что выделяют в строении мыщц.

Из каких частей она состоит? (Ответы детей )

У большинства мышц выделяют брюшко тела (утолшенную часть) и два сухожилия. Каждое из них прикрепляется к «своей» кости. Сухожилие, которое распологается ближе к туловищу – головка, а далее от туловища – хвост.

Но есть и еще одно мнение.

С точки зрения этимологии есть другое мнение.

Этимология- раздел сравнительно-исторического языкознания, изучающий происхождение слов.

Макс Фасмер, знаменитый этимолог, пишет, что связь «объясняется некоторым сходством между сокращающейся мышцей, особенно под кожей плеча и бегающей мышью». В общем «качаешь» мышцу, а под кожей вроде как мышка бегает.


Итак, наш урок подходит к концу. Скажите, что мы сегодня на уроке узнали? Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока.

Заполните оценочную карту.

Для проверки усвоения материала предлагаю вам выполнить небольшой тест. Ответы записывайте в рабочих листах.

На эту работу вам отводится 3 мин.

Проверочная работа по теме «Строение и функции мышц»

Выберите правильный ответ.

1. Масса скелетной мускулатуры у взрослого человека составляет:

А. 45 – 50 % массы тела

Б. 30 – 35 % массы тела

В. 70 – 75 % массы тела

2. Мышцы крепятся к костям при помощи:

А. Надкостницы

Б. Сухожилий

В. Хрящей

3. Эмоциональное выражение лицу человека придают:

А. Мимические мышцы

Б. Жевательные мышцы

В. Гладкие мышцы

4. Движения головы обеспечивают:

А. Мышцы головы

Б. Мышцы шеи

В. Мышцы туловища

5. Способность мышц увеличивать длинну при уменьшении толщины:

А. Сократимость

Б. Растяжимость

В. Эластичность

6. Благодаря мышцам обеспечивается:

А. Регуляция организма

Б. Движение организма

В. Рост организма

Работа закончена. Обменяйтесь рабочими листами с соседом справа (взаимопроверка). Сверьте правильность выполнения задания с образцом. Оцените работу.

Кто не справился? Что вызвало затруднение? Как это можно исправить? (выучить домашний параграф и более внимательно изучить материал )

§19, записи в рабочих листах (выполнить п.6).

*Ответить на вопросы 1). Где находится ахиллово сухожилие? Почему оно так названо? 2).Самая сильная мышца. 3). Найдите примеры, людям каких профессий особенно важны знания о строении и расположении мышц.

Наш урок окончен. Спасибо за внимание и активную работу на уроке.

Рабочий лист ученика

ФИ ученика____________________________________________

Тема урока "_______________________________________________________________"

В теле человека более 600 мышц. Это 30% массы тела.

1. Функции мышц: 1._________________________________________

2.__________________________________________

3.__________________________________________

4.__________________________________________

2. Разновидности мышечной ткани. Задание. Подпишите виды мышечной ткани.

А). ___________________ Б). ___________________ В). ____________________________

3.Строение мышцы.

1.____________________________________________

2.____________________________________________

3.____________________________________________

4.____________________________________________

5.____________________________________________

6.____________________________________________

7.____________________________________________

Задание. Заполните схему.

мышца ↔ ………………….↔ нити – миофибриллы ↔ нити белков …………… и миозина.

4.Свойства мышц.

ВОЗБУДИМОСТЬ - ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

СОКРАТИМОСТЬ - ______________________________________________________________________

ЭЛАСТИЧНОСТЬ - ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________ .

РАСТЯЖИМОСТЬ - ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________ .

5.Классификация мышц.

По форме По строению По функциям По расположению

______________ _____________ _____________ _______________

______________ _____________ ______________ _______________

Работа в группе

6.Основные группы мышц.

МЫШЦЫ это органы тела человека, состоящие из....................., ............................ ткани, способной................................. под влиянием............................... .................................. .

7.Тестовое задание. 1.___; 2. ___; 3. ___; 4. ___; 5. ___; 6. ___ . Оценка

8. Домашнее задание. §19, записи в рабочих листах.

* Ответить на вопрсы. 1). Где находится ахиллово сухожилие? Почему

оно так названо? 2). Самая сильная мышца. 3). Найдите примеры, людям каких профессий особенно важны знания о строении и расположении мышц.