Уход за инвентарем и смазка лыж. Уход за горными лыжами Инструкция по ухаживанию за лыжами

Новые Горные лыжи полностью готовы к эксплуатации.

Однако для того, чтобы они служили долго, им нужен тщательный уход.

Как нужно обслуживать лыжи? Прочитайте внимательно рекомендации лучших мастеров – они позволят Вам долго наслаждаться прекрасным качеством инвентаря!

1. Скользящая поверхность у горных лыж

После нескольких дней катания на скользящей поверхности появится белёсый налет (седина) в основном вдоль кантов - это показатель того, что парафин стёрся, и поверхность надо заново обработать для лучшего скольжения и предохранения от окисления. Делать это рекомендуется горячим способом. В этом случае будут заполнены микропоры, которые имеются на скользящей поверхности, что увеличит ее эластичность и долговечность. Перед нанесением смазки лыжи должны быть сухими и иметь комнатную температуру. Парафин плохо ложится на мокрую или холодную скользящую поверхность. Будьте осторожны: при нанесении парафина с помощью утюга возможно отслоение скользящей поверхности из-за резкого перепада температур. В дальнейшем лыжи рекомендуется регулярно смазывать. Во-первых, это улучшает скольжение, во-вторых, смазанные лыжи лучше сохраняются, и продлевается срок их службы.

Появление царапин на скользящей поверхности неизбежно, и их нужно заливать. Они ухудшают скольжение и способствуют окислению скользящей поверхности и гниению сердцевины, если она деревянная. Также в трещины попадает вода и при замерзании разрывает сердцевину и отслаивает скользящую поверхность.

Ремонт лучше доверить специалистам, так как неумелое обращение с инструментами и материалами может привести к повреждению инвентаря.

Мы рекомендуем ремонтировать свой инвентарь ПОСЛЕ прошедшего сезона, а не ПЕРЕД следующим, так как нанесение более толстого слоя парафина законсервирует скользящую поверхность и не даст ей окислиться во время длительного хранения в период межсезонья.

2. Канты на горных лыжах

Канты держат лыжу в поворотах на склоне, и они должны быть острыми и без зазубрин. На тупых кантах невозможно управление, а на жестком и леденистом склоне возникает серьезная опасность падений и травм. Для надежного выполнения резаных поворотов и уверенных, безопасных спусков по жестким трассам необходимо тщательно следить за состоянием кантов.

Чтобы правильно обработать канты, лучше всего отдать инвентарь в мастерскую, т.к. без должного опыта возможно неправильное изменение углов заточки, восстановить которые впоследствии очень сложно.

Помните, что от состояния скользящей поверхности и кантов зависит легкость управления на спусках, надежность и точность выполнения маневров.

Лыжи должны эксплуатироваться на склонах с достаточным снежным покровом, исключающем возможность контакта скользящей поверхности с камнями, грунтом и иными предметами.

Помните, что при катании по отличным от снега поверхностям, лыжи подвергаются нестандартным механическим нагрузкам, и вероятность повреждения инвентаря значительно возрастает. В этом случае претензии по качеству инвентаря, связанные с дефектами, возникшими при его нестандартном (экстремальном) использовании не принимаются.

Берегите свой инвентарь!

При транспортировке лыж используйте скрепляющие «липучки». В длительных поездках, при перелетах, когда лыжи сдают в багаж, следует использовать не менее двух липучек. Помещая лыжи в чехол, постарайтесь обернуть их чем-то мягким – например одеждой, чтобы избежать повреждений от ударов.

После катания перед упаковкой в чехол лыжи нужно протереть и дать им высохнуть в течение суток.

Хранят лыжи в сухом прохладном помещении в вертикальном положении, без нагрузки, без прямого воздействия на них солнечных лучей.

3. Горнолыжные крепления

Нужно обязательно следить за состоянием креплений.

Усилие, установленное на горнолыжных креплениях стоит распускать на время длительного хранения до минимальной отметки на шкале (а не до упора). Также рекомендуется раз в один - два года отдавать их на проверку и тестирование.

Помните, что установка рекомендованного для Вашего веса, роста и уровня катания усилие обеспечивает снижение риска травмы, однако не гарантирует полную безопасность! В случае регулировки усилия горнолыжных креплений в мастерской, специалист предлагает оптимальный вариант исходя из перечисленных выше факторов, сообщаемых заказчиком, и устанавливает соответствующее усилие по согласованию с ним. В любом случае ответственность за выбор значения устанавливаемого усилия несет сам катающийся.

Помните, что горные лыжи относятся к экстремальным видам спорта!

4. Горнолыжные ботинки

Горнолыжные ботинки храните только в застегнутом состоянии (хранение их расстегнутыми может привести к деформации пластика). Ботинки, подлежащие термоформовке, не следует сушить на батарее - это приводит к их деформации!

Уход за лыжами.


Сначала залить дыры, затем отциклевать и заточить канты и наконец, смазать смазкой. Да-да, и смазать тоже, чтобы материал скользящей поверхности не окислялся во время хранения, а канты, защищенные парафином, не ржавели из-за влаги, содержащейся в воздухе.

Готовить ли лыжи к "летовке" или катанию самостоятельно... Сложный вопрос, тут советов давать не могу - все зависит и от близости мастерской, и от благосостояния, и от умения держать в руках напильник. Девушкам, думаю, надо воспользоваться услугами специалиста, а тем мужчинам, которые знают, как держать отвертку и напильник - можно и самим, если не требуется серьезный ремонт и не лень сначала найти подходящие материалы, а потом потратить несколько часов на вылизывание каждой пары лыж. Но ведь существует мнение, что каждый настоящий горнолыжник должен хотя бы раз в жизни подготовить лыжи самостоятельно - так почему бы и не в этот раз? Надо только порыться в инструментах и найти не тупой напильник для работ по металлу, паяльник, несколько старых пробок от шампанского, парафин, утащить у жены ее любимый новый утюг... Или посетить один из магазинов, в которых продается специализированный инструмент, приобрести необходимые материалы и инструменты, и занять на вечер-другой кухонный стол.

Рассмотрим несколько вариантов, каждый из которых разделим на совсем любительский и чуть более близкий к профессиональному. При этом в качестве иллюстративного материала я использую каталог SWIX - одной из компаний, специализирующихся на поставке инструментов и средств ухода за лыжами - наиболее полный источник, доступный мне в настоящий момент. Кстати, обращаю внимание на то, что даже на сайтах компаний-производителей информация, к сожалению, неполная - некоторых, весьма полезных, инструментов и материалов я там не нашел, а вот каталог упомянутой фирмы во-первых достаточно полный, а во-вторых, что немаловажно - переведен на русский язык. Так что интернет-каталоги в данном случае имеет смысл использовать «для оценки ситуации».

Вариант 0. Лыжи планируется продать. В этом случае надо или как можно более качественно их подготовить к продаже для получения максимально высокой цены. или наоборот - оставить все как есть, чтобы, во-первых, быть абсолютно честным по отношению к покупателю, а во-вторых, не дать себя заподозрить в том, что подготовкой к продаже вы пытались скрыть серьезные дефекты. И тот и другой варианты имеют право на существование, я бы выбрал следующую тактику: если лыжи достаточно новые и дорогие, отвез бы их в мастерскую - скользящая поверхность будет после шлифовки практически новой, канты - идеальными, а затраченные 10 - 30 долларов вернутся при продаже лыж. А если лыжики "не очень", да и выпущены давно, за большие деньги их не продашь - можно и оставить как есть, только смазать и продавать под девизом "ничего не скрываю". Ну, понятно, что если канты уже круглые, а на скользящей поверхности явственные глубокие следы от неравных битв с камнями, то лучше все-таки напильником поработать и дырки заплавить, хотя бы и самостоятельно – более привлекательный вид будут лыжи иметь. Но повторюсь - это на мой вкус.

Лирическое отступление номер один : о смазке. Первое, что необходимо сделать - удалить остатки старой смазки, что можно сделать, например, при помощи специального фиберленового полотна SWIX и геля или смывки, которые носят название «Base Cleaner» (очиститель базы, то есть скользящей поверхности). Также можно встретить в продаже и наборы, которые представляют собой пластиковый пакет с вложенными... вышеназванными предметами - фиберленовыми салфетками и тем же Base Cleaner. А уже после этого смазывать.

Сейчас в продаже есть и смазки для горячего применения, которые наносятся при помощи утюга, и синтетические смазки холодного применения, которые продаются, расфасованными в пластиковые упаковки, некоторые снабжены аппликатором - специальной салфеткой или подушечкой для нанесения и растирания смазки, и одноразовые пакетики. После того, как я перепробовал несколько различных смазок нескольких же различных производителей, мнение сложилось следующее: для любителя самой удобной является универсальная смазка, которая одинаково хорошо работает в очень широком диапазоне температур, что позволяет готовить лыжи заранее, то есть тогда, когда есть время.

На тестах лыж в Кировске мы использовали универсальную смазку из серии CERA NOVA, которую можно нанести холодную, а затем растереть специальной растиркой, или расплавить утюжком, а затем отциклевать пластиковой циклей (SWIX тоже такие делает). Кстати, предоставленный нам утюжок модели то ли 7322, то ли 7422 (точно не помню, на самом деле для дома оба хороши) гораздо более удобен, чем мой старый домашний, который еще без тефлона на подошве, но уже с терморегулятором. Правда денег этот утюжок SWIX стоит, зараза… Но очень удобен. Ну а с собой на склон очень советую брать полужидкую (пастообразную) смазку в тюбике, типа F4. Или наборчик в маленькой пластиковой сумочке, в состав которого входит и салфетка, и Base Cleaner, и смазка универсальная. Могу только упомянуть, что жидкая смазка мне нравится меньше, чем пастообразная. Ну да это опять-таки - на мой вкус. А если совсем лень чего-то тяжелое таскать в кармане – возьмите разовую салфетку, пропитанную смазкой. Такие тоже есть, и тоже F4.

Если деньги тратить на специальные смывки мази «жаба душит», или попросту нет их, денег, можно попробовать удалить старую смазку и грязь при помощи тряпки и бензина, ацетона или других растворителей, не содержащих масел, но эти растворители хорошо смывают лишь масляные пятна, а по поводу качества смывки мазей ничего сказать не могу. Да и есть риск, что мощный неспециализированный растворитель еще чего-нибудь растворит, например клеевой слой между материалом скользящей поверхности и керном лыжи, или клей, которым декоративным слой приклеен… Так что тут осторожно попробовать необходимо, а уж потом любимых друзей купать. Ну а смазать можно лыжи или вульгарной свечкой, или (что гораздо правильнее) медицинским парафином, продающимся в аптеках - нет в нем всяческих ароматических добавок и красителей. Но сразу оговорюсь, что скользить будет хуже, честное слово – проверяли. То есть лучше, чем без смазки, но хуже, чем при использовании специальной смазки. Так что хотя бы для участия в соревнованиях используйте смазку. Да, еще одно: как минимум после окончания сезона очень советую применить все-таки грунт и мазь, требующие использования утюга, а не мази холодного применения и не простую натирку парафином: при разогреве поры в скользящей поверхности раскрываются и грунт проникает внутрь, а это способствует лучшему сохранению свойств материала, из которого эта самая скользящая поверхность изготовлена.

Следующие два варианта, на мой взгляд, имеет смысл рассмотреть в том случае, если лыжи планируется оставить для себя.

Вариант 1. Взять лыжи и отвезти их к умелому мастеру, который все и сделает. Из недостатков такого варианта мне лично существенными кажутся два: во-первых, довольно высокая цена данного мероприятия относительно стоимости хорошо поживших Atomic или Fischer, а во-вторых, если Вы не обладаете автотранспортным средством, довольно забавно наблюдать за реакцией везущих рассаду дачников и девушек в кислотных миниюбках на индивидуума, волокущего в мае (!) лыжи в метро. Но это мелочи - главное, лыжи надо привести в порядок до лета - скользящая поверхность целей будет. То есть с виду-то она будет в любом случае одинаковая, а вот ее свойства при хранении без смазки ухудшаются довольно сильно, что может привести к нежелательным последствиям - легче повреждается, понимаешь! Ну да ладно, по поводу смазки – cмотри «Лирическое отступление 1».

Вариант 2. Самостоятельный.

Шаг 1. Заготовить необходимые материалы, инструменты, и - вперед! Начать надо с очистки лыж от остатков старой смазки и всей той грязи, которая водится на склонах и около - смазка от подъемника, автомобильные масла и проч. Чем - уже написал чуть раньше.

Шаг 2. Залить дыры и крупные царапины на скользящей поверхности, отциклевать, заточить канты, смазать. Могу упомянуть, что опять-таки после экспериментов я остановился на фирменном материале для заливки - при простейшем «закапывании» копоти практически не образуется, а заплавленные заплатки очень пластичные, очень приятно выглядит отциклеванная поверхность, не выкрашивается при обработке. А из фирменных материалов мне больше всего понравился тонкий пластик, предназначенный для ремонта лыж в мастерской, при помощи специального пистолета. Работать удобно, результаты – блеск! А если заплавлять скользящую поверхность паяльником - то прочность заплатки очень приличная, просто циклей, даже стальной SWIX - не вдруг отциклюешь. О заточке - чуть ниже, в «Лирическом отступлении 2».

Шаг 3. В отношении креплений - достаточно установить пружины на минимальное усилие и закрыть пятки. Некоторые производители считают, что пружины в современных креплениях можно и не отпускать. Правда, они (производители) и не подозревают, что в нашей стране крепления могут и по 20 лет работать... Так что лучше все-таки отпустить пружинки-то, пусть себе отдыхают... В отношении смазки - если Ваши крепления находятся в работе меньше пяти сезонов, и никто их бензином не промывал, и по песку Вы на них не катались - не забивайте себе голову, не лазьте в них. А вот если или возраст уже у них приличный, или еще какая напасть (типа песка) - тут без частичной разборки, промывки бензином-керосином и без смазки какой-нибудь консистентной смазкой типа Литола (в автомагазинах и в небольших тюбиках продается) не обойтись. Правда, частично-разобрать современные крепления довольно сложно, но в некоторые модели можно забраться, полностью вывернув и вытащив (вместе с пружиной) регулировочный винт установки усилия срабатывания… Но я этого не говорил!!! То есть надеюсь, всем понятно, что эта операция делается на свой страх и риск…

Шаг 4. Поставить лыжи в шкаф или за шкаф, главное - не надо их ни выставлять на балкон, где на них будет лить дождь и гадить птички, ни в лоджию, где температура может и 40 градусов превышать - а это ведь не совсем то, для чего они предназначены, не так ли? Можно вешалку соорудить где-нибудь за дверью, можно на шкаф или на антресоли забросить... Кстати, о вешалке. Самая простая – упорчик снизу, чтобы лыжи плоско на стенке располагались, и некое подобие деревенской вертушки на калитку наверху: повернул горизонтально – и носки лыж к стенке зафиксированы, повернул вертикально – лыжи свободно падают на владельца или его домашних…

Лирическое отступление номер два. Заточка лыж Подробно и очень правильно смысл заточки лыж изложен в книжке All-Mountain Skier, русский перевод которой расположен по адресу (http://ski-club.org.ru/school/book/?content=ch10). Там-же приведено объяснение того, зачем притуплять канты по концам лыж.

Ниже приблизительно описана процедура заточки лыж, которой следуют профессионалы. Начальные условия: скользящая поверхность плоская, без выпуклостей и вогнутостей, дырки залиты, отшлифована. А вот шлифовать базу лучше на станке в мастерской - хотя бы раз в сезон. Зачем? Чтобы выровнять ее поверхность и снять тонкий слой металла с побитых землей, камнями и закругленных (подтупленных об снег и лед) кантов, как минимум. Во всяком случае, именно так поступают имеющие такую возможность люди, серьезно относящиеся к лыжам. Я уже не говорю о том, что такая шлифовка удаляет тонкий верхний слой скользящего пластика, наиболее исцарапаный и состарившийся. Знаю, что есть умельцы, которые шлифуют скользящую поверхность при помощи электродрели, цилиндра и шкурки, но поскольку сам я подобного не делал, то и советовать не могу. Также сам я никогда не выравнивал скользящую поверхность лыжи по всей длине и ширине при помощи напильника, что также делается некоторыми мастерами.

Точка кантов со стороны базы (заваливание кантов).

Выполняется на новых лыжах или после шлифовки базы. Для этого существуют и хитрые (и довольно дорогостоящие) импортные приспособления (общее название, используемое в обиходе в России - канторезы) для заточки, например SWIX XACTOR с регулируемым углом заточки, существуют также пластиковые или металлические направляющие SWIX и целые наборы, которые обеспечивают неизменность угла наклона напильника к канту (выпускаются с углами 0,5 – 1 – 1,5 – 2). Но (как ни парадоксально) профессионалы, работающие с лыжами серьезно - индивидуально, а не "на потоке", используют следующий простой и дешевый способ: Сначала подготовьте инструмент, а если опыта недостаточно - то и лыжи.

1. На дальний от ручки конец напильника (тот его конец, в сторону которого будете двигать напильник при заточке) намотать изоленту синюю или черную пластиковую: если хотите получить угол заточки 0,5 градусов - два слоя изоленты, 1 градус - 4 слоя изоленты. Изолента используется во-первых потому, что уже известна ее толщина, а во-вторых она хоть как-то скользит по базе. Если у вас есть штангенциркуль и вы способны измерить толщину имеющейся у вас липкой ленты (скотч, лейкопластырь, самоклеющаяся бумага...) - можете использовать все, что угодно. Для получения угла в 0,5 градусов толщина намотки должна составлять примерно 0,45 мм, 1 градус - 0,9 мм и так далее. Желающие получить более точные цифры отсылаются к школьному курсу тригонометрии.

2. Для того, чтобы были хорошо видны результаты ваших трудов, фломастером закрашиваете канты со стороны скользящей поверхности. Лучше использовать толстый спиртовой маркер - он не стирается рукой, а только стачивается напильником, естественно - вместе с кантом. После десятка заточенных пар лыж вы сможете легко контролировать результаты заточки и без закрашивания, а пока - мажьте чернее.

Собственно, сам процесс прост: кладете напильник на базу концом с намотанной изолентой к себе под углом примерно 45 градусов и точите длинными плавными движениями по направлению "к себе" до тех пор, пока во-первых не сточатся чернила фломастера, во-вторых канты не станут одинаково матовыми по всей длине, но не стачивайте скользящую поверхность! При этом необходимо выдерживать расстояние в 50 мм от намотанной изоленты до края того канта, который точите. См. рисунок слева.

Заточка кантов со стороны боковой поверхности лыжи под любой требуемый угол

Требуется уголок (на рисунке справа - отфрезерованый под угол 92 градуса, что обеспечивает угол заточки 88 градусов), хороший плоский напильник (не "бархатный", но и не фрезерованый), зажим или струбцина. Конечно, все эти инструменты – и зажимы, и напильники всех размеров, и уголки с углами 86 – 90 градусов, и наборы направляющих - выпускаются любой уважающей себя компанией, и SWIX не исключение. Можно и канторезом воспользоваться – и упомянутым выше XACTOR, и попроще, без регулировки угла, под 89 градусов – EDGER. Кстати - если вы не хотите часто покупать напильники – есть еще и щетка для чистки напильника: из стальной проволоки, в магазине инструментов продается, иногда (например) такие щетки продаются в хозяйственных магазинах под видом щеток для чистки посуды. На всякий случай – если хочется все фирменное, то у SWIX и это есть.

Подробнее об уголке. Уголок металлический (дюралевый, чтобы канты ненароком не загубить) - можно купить уже указанной фирмы - дорого и очень точно, можно заказать фрезеровщику - дешевле и без гарантии точности угла и прочности конструкции, и наконец самое простое решение, приведенное на правом рисунке с красненькой полосочкой. Берете обрезок обычного (под 90 градусов) уголка дюралюминиевого, и в 25 мм от его прямого угла, вдоль него, приклеиваете эпоксидным клеем узкую полоску металла по всей длине уголка - как раз она и показана на левом рисунке в виде красной полосочки - или стальную проволоку толщиной (диаметром) 0,45 мм для угла 89 градусов, 0,9 мм для угла 88 гралусов и так далее.

О том, что с уголка необходимо ободрать все заусеницы и проверить, насколько он точен, а то глядишь - и потолще проволоку придется приклеивать я не упоминаю... Надеюсь, рисунки достаточно понятны. На рисунке вверху - отфрезерованый уголок, а на рисунке слева - аналогичного назначения, но обычный, с приклеенной дополнительной полосочкой.

Прижимаете к уголку напильник и в направлении "на себя" точите канты со стороны боковых поверхностей лыжи, плотно прижимая уголок к базе. Для наглядности результатов работы, особенно если канты раньше были заточены под прямой угол, также имеет смысл закрасить их черным фломастером, теперь уже с боков лыжи. Для оценки результатов можно также использовать лупу.

После того, как канты стали острыми по всей длине лыжи (точнее, от точки соприкосновения носков сложенных база к базе лыж до точки соприкосновения их пяток) необходимо снять мелкие заусеницы и шероховатости. Есть специальные приспособления и у SWIX - алмазные напильники (diamond file) разной шероховатости, например, или "резиновый камень" (rubber stone), представляющий из себя сплав резины и абразивного порошка, но можно воспользоваться и куском достаточно жесткого пластика (например, оргстекла) с приклееной к нему мелкой шкуркой. Со стороны базы можно легонько прижать это приспособление поочередно к каждому из кантов и мягко их обработать. А со стороны боковой поверхности - можно зажать этот инструмент при помощи уголка и зажима так же, как и напильник при точке лыжи, и пройтись по кантам.

После такой обработки канты должны остаться острыми, но не шероховатыми. Кстати, именно при помощи такой пластинки с наклеенной шкуркой (конечно, если в арсенале отсутствует diamond file) имеет смысл удалять заусеницы перед тем, как подтачивать лыжи в горах. Дело в том, что после удара о камень заусеница можеть быть настолько прочной, что напильник ее не возьмет. А шкурка (не стеклянная, конечно, а корундовая) в этом случае может помочь сгладить закаленные при ударе заусенцы перед тем, как подточить канты напильником.

Можно также придумать вариант использования плоского алмазного надфиля, но я этого не пробовал, хотя и знаю, что такие приспособления народ делает и успешно использует. Думаю, что лучше применить те же уголок и зажим, только между зажимом и надфилем в этом случае нужно будет проложить достаточно прочную металлическую пластину (стальную, миллиметра 4 - 5 толщиной), чтобы надфиль не выгибался и не менял угол заточки канта. Собственно, все. То есть потом идет финишная обработка сначала при помощи особо мелкого diamond file, затем особо искушенные применяют ceramic stone – уже для зеркальной полировки, но это уже настолько “высший пилотаж”, что страшно подумать...

Безусловно, я не упомянул о массе инструментов – о щетках для растирания мазей, о подборе мазей, не перечислил весь ассортимент принадлежностей, но не уверен, что это надо – искушенному в настройке лыж любителю, а тем более профессионалу, этот материал и не нужен. А для того, что познакомиться с минимально необходимыми инструментами и материалами, этой статьи, пожалуй, достаточно. А более подробно со всем ассортиментом SWIX можно ознакомиться или по каталогу, или в магазине "Фишер" – там и ремонтная мастерская и магазин. В частности, здесь и продаются все те «фирменные» инструменты и материалы SWIX, которые я использовал в качестве иллюстраций и примеров в этом материале.

Зима – чудесное время года. Это пора снеговиков и санок, игр в снежки и кормления друг друга снегом, да и просто можно подурачиться и поиграть в войнушки, слепив из снега укрытие и боеприпасы. Но это все здорово было, когда мы были детьми. Хотя взрослые тоже умеют радоваться снегу и проводить весело время, особенно на горнолыжных курортах. Теперь санки мы сменили на лыжи и сноуборды, но нам по-прежнему нравится скатываться с горы на большой скорости, только уже на более «продвинутом транспортном средстве».

Как говориться — любишь кататься, люби и саночки возить. В данном случае, я имею в виду то, что наши любимые лыжи нуждаются в обязательном уходе, иначе прослужат они нам недолго. А мы ведь их так любим! Да и заплатили за них немалую сумму.

Главные правила по уходу за лыжами

Как ухаживать за лыжами:

  1. Никакой соли и отсутствия снега.
  2. Носить лыжи в чехле.
  3. Использовать смазку.
  4. Тщательно следить за кантами и скользящей поверхностью лыж.

Первое правило ухода за лыжами

Первое правило гласит – никакой соли и отсутствия снега! Это значит, что наши дорогие лыжи (в прямом и переносном значении) были созданы для катания только по снегу и ничему другому. Если вы вдруг решите пройтись по земле или по соленому снегу, то можете смело с ними попрощаться. В выборе места для спуска вы должны быть предельно внимательны – держитесь подальше от автодорог, там часто снег посыпают солью, и следите за тем, чтобы на вашей трассе не было «лысых» участков, то есть без снега.

Второе правило ухода за лыжами

Второе правило – носить лыжи в чехле! Если вы собрались перевозить свои лыжи на длинную дистанцию, то обязательно «оденьте» их, то есть поместите в чехол. Желательно уложить их скользящими поверхностями друг к другу, так у них будет меньше шансов повредиться.

Третье правило

Использование смазки – слоган третьего правила. Наши лыжи любят, когда их «гладят». В прямом смысле. Берем утюг, греем его на минимальной мощности, смазываем скользящую поверхность лыжни парафином (медицинским или свечкой), купленном в любом магазине или аптеке, и начинаем «гладить» лыжню, разравнивая парафин по всей поверхности. Всё, самая простая смазка нанесена. Если не хотите пользоваться обычным хозяйственным парафином, можете приобрести специальный лыжный. Что будет более правильно, так как от подручных средств смазки лыжи едут не так хорошо.

Лыжный парафин бывает:

  • без фтора;
  • фтористый.

Фтористый в свою очередь делиться на:

  • легкий фтор;
  • тяжелый фтор.

Какой выбрать – решать вам. Стоит узнать у продавца, какой парафин лучше всего использовать при универсальных погодных условиях. Так вам не надо будет переплачивать лишний раз, покупая отдельно парафин для тепла и отдельно для мороза.

Но мы также можем пойти более дорогим путем и заглянуть за смазкой в специализированный магазин. Для этого вам стоит знать немного о профессиональных мазях.

Существует 2 группы мазей:

  1. твердые на холодную погоду;
  2. жидкие на теплую погоду.

Так же следует знать, что мази могут содержать фтористые добавки, добавки молибдена или карбона. Эти добавки улучшают свойства мази. И не только мази. Цену они также «улучшают», поднимая ее вверх в несколько раз.


Перед нанесением новой смазки не стоит забывать, что сначала надо очистить поверхность лыжи от старой
. Для этого существуют специальные средства – фиберленовое полотно и смывка, так называемая Base Cleaner. Так же вы можете попробовать очистить поверхность при помощи обычной тряпки и любого растворителя, но это не даст такого же результата как специальные средства, плюс можно повредить случайно скользящую поверхность. После обработки вы уже смело можете наносить смазку.

Ещё один совет в выборе смазок – если у вас нет особо много времени для ухода за лыжами, и вы являетесь любителем в горнолыжном спорте, то здесь вам тоже стоит остановить внимание на универсальной смазке, которая также как парафин подходит для достаточно широкого диапазона температур. Ведь мы редко когда можем предугадать нашу замечательную погоду и отпуск.

И еще не забудьте во время катания брать с собой на горы мини-наборчик, в который входит и смазка и все очищающие средства. Либо, хотя бы, специальную салфетку, пропитанную смазкой.

Также не забываем, что лыжи надо ставить на хранение только смазанными, иначе они легче и быстрее повредятся в момент «отдыха» от эксплуатации.

Правило четвертое — как ухаживать за лыжами

Четвертое правило – тщательно следить за кантами и скользящей поверхностью лыж. Итак, начинаем наш процесс по восстановлению лыж конечно с того, что очищаем их от старой смазки и всех загрязнений. Как это делается, было описано в третьем правиле. Так что вооружаемся специальными средствами и вперед!

Далее нам необходимо удалить все неровности, дыры и царапины на скользящей поверхности. Сначала мы зачищаем те места, которые планируем «лечить» и приводить в порядок. Для заливки отлично подходит тонкий пластик, он же полиэтилен, который обычно используется для ремонта лыж в мастерских. Наносится он при помощи специального пистолета под давлением.

Желательно наносить его больше чем положено, ведь все лишнее удалиться во время циклевки.

Также для закрепления результата можно еще обработать всю поверхность лыж паяльником – это придаст прочности нашей заплатке. Как завершающий этап – приступаем к циклеванию.

Теперь наши лыжи готовы к заточке – одна из самых сложных процедур по уходу за лыжами. Здесь понадобиться сильная выдержка и терпение. Сделать это не так просто, но все-таки реально.

Для начала наматываем изоленту на другой конец от ручки напильника. Если мы хотим получить угол наклона заточки в 0,5 градусов, то наматываем ее в 2 слоя, если же нам необходим 1 градус – то в 4 слоя. Также для облегчения себе работы, для того чтобы сразу было видно, что и сколько мы затачиваем, можем воспользоваться маркером и закрасить канты со стороны обрабатываемой поверхности. Теперь кладем напильник на обрабатываемую поверхность к себе намотанным изолентой концом под углом в 45 градусов. И соблюдая расстояние в 50 мм между изолентой и кантом, который точим, начинаем плавно двигаться напильником по направлению к себе. Выполняем эти несложные движения, пока весь ваш закрашенный участок не станет матовым.

А вот затачивать лыжи с боковой стороны придется довольно часто, иначе их состояние можно будет сильно запустить, что придется восстанавливать их только в мастерской, при этом изрядно сточив их поверхность. Так что если всегда хотите кататься с острыми кантами, выполняйте следующую процедуру, хотя бы раз в 3 дня.

Итак, берем дюралевый уголок в 90 градусов. Можно конечно приобрести в специализированном магазине фирменный и уже с точным наклоном угла, но это будет стоить вам очень дорого. Так что, если нет такой возможности, придется поработать ручками. В общем, берем наш уголок и приклеиваем к нему тонкую полоску металла или проволочку.

Толщина ее должна быть 0,45 мм, если нам нужен угол в 89 градусов и соответственно 0,9 мм для угла в 88 градусов. Эти размеры соблюдаем при условии, что наш уголок идеально гладкий и прямой. Теперь берем напильник и с помощью струбцины прижимаем его к уголку. Точить начинаем «на себя». Опять же, можете воспользоваться маркером для видимости результатов.

После того как мы вернули нашим кантам былую остроту, можно приступить к удалению шероховатости. Для этого берем обычное оргстекло и крепим к нему мелкую шкурку. Обрабатываем легонько все заточенные поверхности. Наши канты готовы! Наконец-то они стали острыми.

Как ухаживают за лыжными ботинками?

Правила ухода за лыжными ботинками:

  1. не увлекаться зажимом для ноги;
  2. не ходить в ботинках;
  3. хорошо просушивать ботинки;
  4. никаких батарей;
  5. хранить ботинки в чехле или чулане.

Что касается первого пункта , то вам стоит тут задуматься не только о своих ботинках, но также и о своих ногах. Затягивайте зажим в меру – так и кататься будет комфортней, и ботинком пользоваться будете дольше.

Насчет второго пункта могу также сказать, что если вы собрались идти далеко, то лучше снять ботинки и нести в руках. Ведь они изначально производились не для походов, а для катания, то есть фиксированного положения. А во время ходьбы пластмассовая часть ботинка деформируется, и внутренний носок также может порваться. Помните и о том, что ботинки должны быть в идеальном состоянии и чистоте, для того, чтобы крепления срабатывали правильно.

Хорошо высушенные ботинки – это третий пункт . Лучше всего оставить их на морозе. Ну, или можно и в помещении их поставить, но предварительно засунув внутрь любую бумагу. Так они лучше всего просохнут.

В четвертом пункте написано – никаких батарей! Тут я думаю, вы, и сами об этом догадывались. Ведь сапожок у нас не предназначен для высоких температур и может деформироваться.

Ну и конечно пятое правило . Вот и закончился наш горнолыжный отдых, и пришло время дать уйти на покой нашим ботиночкам. Для начала нужно помыть как внешний, так и внутренний сапожок в мыльном растворе. Далее вставить скомканную бумагу внутрь, во избежание деформации ботинок, и убрать их на хранение в чехол или поставить в темную кладовку, предварительно застегнув их.

Тонкости ухода за креплениями и палками для лыж

Уход за креплениями:

  1. крепления должны быть чистыми;
  2. опрыскивать крепления силиконовым аэрозолем;
  3. правильно переносить лыжи;
  4. отсутствие люфта между крепежами;
  5. хранить и перевозить в чехле.

Тут все предельно просто. Поэтому не буду долго расписывать всё по каждому пункту, а кратко всё изложу, ведь уход за креплениями – один из наиболее легких процессов ухода за горнолыжным комплектом.

Во-первых , всегда следите, чтобы крепления были чистыми, очищайте их от загрязнений с помощью холодной воды.

Во-вторых , благодаря силиконовому аэрозолю вы сможете надолго защитить их.

В-третьих , транспортировка лыж ранее уже была описана, скользящими поверхностями друг к другу, это также защищает крепления.

В-четвертых , следует помнить, что когда вы ставите лыжи на хранение, лучше всего ослабить все пружины, закрыть пятки и проследить за отсутствием люфта в крепежах.


И, наконец, в-пятых
, не забывайте, что, как и все остальные части лыж, крепления, также лучше всего хранить в прохладном и темном месте, поместив их в чехол. Прямые солнечные лучи вредят им.

Уход за горнолыжными палками довольно простой – главное следите за состоянием колец и темляков. Если что-то потеряно или порвано – замените. А согнутые палки легко можно привести в прямое состояние.

Вот теперь вы вооружены абсолютно всеми знаниями профессионального лыжника. И если вы очень любите этот вид зимнего спорта, но все никак не решаетесь приобрести себе комплект лыж, так как переживаете, что их обслуживание вам обойдется гораздо дороже чем сами лыжи, то надеюсь, что, прочитав эту статью, вы убедились в том, что все намного проще и дешевле. А теперь смелее в путь покорять горнолыжные курорты! Только сначала не забудьте заглянуть в специализированный магазин, ведь вам понадобятся некоторые необходимые средства для ухода, ну или собственно сами лыжи.

Видео сюжет, как ухаживать за лыжами

Как и любое спортивное снаряжение, лыжи со временем изнашиваются. Однако, соблюдая определенные правила ухода, вы без труда добьетесь того, что ваши лыжи прослужат вам долго. С основными рекомендациями вас познакомит наш материал.

  • Сразу после покупки лыжи необходимо помыть, тщательно очистив поверхность от парафина, которым его защищают производители на время транспортировки. Удалить такое покрытие следует, поскольку оно уже успело впитать в себя грязь и пыль, которые повредят скользящую поверхность лыж в процессе катания. Используйте смывки (base cleaner) или растворители.
  • При транспортировке лыж не давайте им скрещиваться - используйте липаки для связки и защитные чехлы.
  • Хранить лыжи желательно в теплом помещении дома, тем не менее, держа их в удалении от нагревательных приборов.
  • Не следует оставлять лыжи на зимней улице, особенно если во время катания вода попала в крепления - они могут получить повреждения и треснуть в результате замерзания жидкости. Старайтесь избегать воздействия на лыжи солнечных лучей.
  • Регулярно осматривайте оборудование на предмет повреждений. Уделяйте особое внимание плоскости скользящей поверхности и заостренности кантов.
  • Закругленность кантов, появление на них неровностей и заусенцев сигнализирует вам о необходимости скорейшей заточки. Обратитесь в специальную мастерскую или обработайте края самостоятельно при помощи кантореза и напильника.
  • После заточки канты следует отполировать посредством специальных камней (используйте алмазный полировальный камень, а затем керамический полировальный брусок или абразивный полирующий брусок).
  • Несколько раз в сезон наносите лыжную мазь (лучше с широким температурным диапазоном) или мягкий парафин на скользящую поверхность, благодаря такой смазке она служит дольше и лучше скользит по снегу.
  • Один раз в сезон рекомендуется использовать «горячий способ» смазки.

Обрабатываем лыжи по методу горячей смазки:

1. Разогрейте утюг (предпочтительней, если это будет старая модель без тефлонового покрытия).
2. Утюг должен обладать регулятором температурного режима: установите его на минимальную отметку.
3. Застелите любую ровную поверхность (к примеру, пол или стол) газетами и уложите на них лыжу скользящей поверхностью вверх.
4. Аккуратно поднесите парафин к утюгу. Следите за тем, чтобы капли расплавленного парафина попадали на скользящую поверхность, образуя цепочку с шагом около 5 сантиметров.
5. Парафин должен медленно плавиться. Если он ощутимо потрескивает, значит, необходимо снизить температуру утюга.
6. Быстро прогладьте скользящую поверхность лыжи, равномерно распределив парафин.
7. Соскоблите излишки парафина с поверхности лыжи при помощи скребка. В качестве скребка можно применить жесткую пластмассовую пластинку с острым краем (вполне подойдет линейка или коробка музыкального диска).
8. Напоследок, не забудьте отчистить утюг.

Прежде всего, следует отметить, что уход за лыжами подразумевает обработку скользящей поверхности. Конечно, в домашних условиях делать это не всегда удобно, но если у Вас есть минимальный набор инструмента: струбцины для закрепления лыж, скребок, утюг, комбинированная ручная щетка и растирка, то этого достаточно для ухода за прогулочными лыжами.

Основное правило при уходе за лыжами - не навредить. Скользящая поверхность теряет свои свойства при длительном контакте несмазанных лыж с открытым воздухом. Также лыжи очень чувствительны к перегреву. Самым эффективным способом борьбы с таким перегревом является соблюдение основных правил безопасности: нагревать утюг до температуры, указанной на упаковке мази, и передвигать его по скользящей поверхности движениями от носка к пятке, а не вперед-назад. Как правило, двух-трех проходов оказывается достаточно для большинства мазей.

Первичная обработка новых лыж включает в себя

:

Снятие слоя грунтового парафина (относится к более дорогим лыжам)

Обработка жестким фибертексом скользящей поверхности

Нанесение парафина с последующим снятием скребком (многократное проведение этой процедуры способствует улучшению

скольжения новых лыж)

Обработка щетками

Дальнейшая подготовка лыж под конкретные погодные условия заключается в выборе парафина по предполагаемой температуре воздуха и многократном (не менее 3-4 раз) нанесении парафина на скользящую поверхность по вышеприведенной схеме.

Лыжные мази подразделяются на две основные группы-мази скольжения и мази держания. Первые обеспечивают оптимальное качество скольжения, а вторые предотвращают отдачу при передвижении классическим ходом, то есть проскальзывание лыжи назад при отталкивании.

Разметка зоны нанесения мазей держания.

1. Найдите центр тяжести (линию баланса) каждой лыжи, пометьте его маркером, поставьте лыжи на ровную поверхность и встаньте так, чтобы носки Вашей обуви оказались на линии баланса.

2. Перенесите вес тела на одну лыжу целиком и попросите помощника провести под лыжей листом бумаги. Бумага должна свободно перемещаться вперед и назад от линии баланса на 15-20см (в зависимости от длины лыж).

3. Сделайте отметку маркером в той части, где лист перестал двигаться.

4. Повторите ту же операцию на другой лыже.

Мази держания на "классических" лыжах наносятся в пределах зоны держания. Перед нанесением смазки зону держания необходимо обработать наждачной бумагой (№ 60-80), чтобы мазь не стиралась быстро в процессе катания. Не следует наносить мазь скольжения или парафин в пределах зоны держания лыж для классического хода.

Мази держания бывают твердыми и жидкими (клистеры).

Твердые мази наносятся обычным способом -освободите баночку мази от фольги, натрите ей лыжу в пределах зоны держания, а затем разотрите синтетической растиркой для создания тонкого ровного слоя. Лучше нанести несколько тонких слоев мази, чем один-два толстых. Многие лыжники применяют комбинированную смазку, нанося различные мази в качестве верхнего и нижнего слоя.

Жидкие мази в теплом помещении выдавливают из тюбика по обе стороны от желобка и разравнивают скребком или большим пальцем руки. Затем слой клистера растирают синтетической растиркой для создания равномерного слоя. Как правило, клистеры наносятся более толстым слоем, чем твердые мази, но при меньшей длине зоны держания

Очистка зоны держания от старой смазки производится с помощью специальных смывок-растворителей. Сначала снимается старая мазь скребком и затем обильно смоченной бумажной салфеткой удаляется остатки мази.

К сожалению, в данной статье невозможно рассказать подробно о всех нюансах подготовки современных беговых лыж, но консультанты интернет-магазина L-BIKE с готовностью ответят на все вопросы, затронутые в этой теме.


Желаем Вам успехов в предстоящем зимнем сезоне!