Работа над техникой. Техническая подготовка: понятие, виды, задачи, средства и методы Что такое спортивная техника

Спортивная техника это сознательное, целеустремленное выполнение спортсменом движений и действий, направленных на достижение определенного эффекта в упражнении, связанного с проявлением в требуемой мере волевых и мышечных усилий, с использованием и преодолением условий внешней среды .

В процессе обучения уровень владения техникой изменяется от элементарной, упрощенной техники новичка до высокого технического искусства мастера.

На чем основаны данные утверждения?

Двигательный навык в силовых видах спорта, где спортивные достижения связаны с подъемом тяжестей, можно квалифицировать как автоматизированный способ выполнения упражнения. В следствие того, что любое действие связано с проявлением физических качеств (а в упражнениях со штангой в первую очередь с силой, быстротой и гибкостью), управление движениями, осуществляемое на основе прочно закрепленного навыка, должно изменяться по мере развития двигательных способностей. "Определенному двигательному навыку соответствует динамический стереотип в коре больших полушарий, обусловливающий большую точность, ритмичность, согласованность, идентичность движений" .

Навык - это прочно закрепленное действие во всей его целостности и сложности, Его формирование происходит в результате длительного процесса обучения и тренировки. С увеличением веса штанги вместе с изменением пространственно-временных характеристик движения изменяется напряжение мышц, характер усилий. Степень усилия определяется "мышечным чувством". "Действия наши управляются не призраками вроде разнообразных форм Я, а мыслями и чувствами" . Переход от мыслей и чувств к действию связан с умением активно возбуждать и тормозить те или иные двигательные центры.

Таким образом, с одной стороны, от степени автоматизации двигательного навыка зависит в той или иной мере качественное проявление двигательной деятельности, с другой стороны -- уровень развития этих качеств влияет на способ выполнения упражнения, на его спортивную технику. Важная особенность двигательного навыка его прочность, стабильность, позволяющая спортсмену много раз повторять заученное действие стереотипно.

Как известно, в процессе спортивной тренировки атлет готовится к выполнению упражнения со штангой все более значительного веса. Проведенные исследования говорят о том, что при увеличении веса штанги, у квалифицированных спортсменов изменяются многие кинематические, ритмические и динамические характеристики движений.

В условиях соревнований, когда атлет поднимает вес штанги, значительно превышающий тренировочные веса, происходит экстраполяция управления движений в новой структуре. Экстраполяция - это способность нервной системы на основании имеющегося опыта адекватно решать вновь возникающие двигательные задачи. Благодаря этому организм спортсмена осваивает определенное число вариантов навыков при подъеме штанги разного веса, приобретает способность правильно выполнять упражнение с более значительным весом штанги. Следует знать, что при однообразном повторении выполнения двигательного действия (например, повторного упражнения с одним и тем же весом штанги), возможности к экстраполированию суживаются, при разнообразном их выполнении - расширяются.

Техника соревновательных упражнений в пауэрлифтинге, если вникать во все ее тонкости, многообразна и индивидуальна. Выполнение упражнений со штангой протекает в определенных специфических условиях и характеризуется своеобразными действиями пауэрлифтера. Рассмотрим эти специфические особенности и трудные условия, которые осложняют и ограничивают двигательную деятельность атлета:

1. Упражнения в пауэрлифтинге выполняются с отягощениями как небольших и средних, так максимальных и сверхмаксимальных весов. Это требует от мышечной системы атлета, принимающей участие в движениях, проявления различных по величине, вплоть до максимальных, динамических и статических напряжений. Чем тяжелее вес снаряда, тем больше мышц вовлекается в движение.

2.Тело атлета представляет собой открытую кинематическую цепь с большим числом звеньев при наличии почти во всех звеньях трех степеней свободы движений, что в итоге обеспечивает тонкие и многообразные по координации движения.

Открытая кинематическая цепь человеческого тела является своего рода живой системой костных рычагов, где в большинстве случаев в условиях выполнения пауэрлифтерских упражнений преобладают механические условия, способствующие выигрышу в скорости и расстоянии, а не в силе. Учитывая это, для успешного выполнения упражнений с большим силовым напряжением необходимо ставить суставы и звенья тела в такие оптималные положения, чтобы были обеспечены и максимальная синхронизация в работе участвующих мышечных групп, и наибольшее проявление силы каждой мышцей.

3. В процессе выполнения упражнения с отягощением наблюдается чередование преодолевающих относительно спокойных, уступающих и статических усилий. Наблюдаются кратковременные движения по инерции, а также проявление усилий разного характера одновременно в различных звеньях тела, когда одни мышечные группы активно движутся, выполняя динамическую работу, другие фиксируют определенное положение в суставах, выполняя статическую работу. Происходит непрерывная смена и самое различное чередование динамического и статического режимов работы, как всего тела, так и отдельных звеньев.

4. Несколько необычны условия равновесия при исполнении упражнений со штангой. Общий центр массы системы "атлет-штанга" непрерывно, до окончания упражнения то повышается, то понижается или наоборот (приседание), над ограниченной площадью опоры. При изучении техники упражнений в пауэрлифтинге, атлета и штангу следует рассматривать как единую замкнутую механическую систему, имеющую общую опору, где основным действующим лицом системы является спортсмен.

2.1. Основы техники

Различают основу техники движений, её определяющее звено и детали.

Основа техники это совокупность тех звеньев и черт динамической, кинематической и ритмической структуры движения, какие, безусловно, необходимы для решения двигательной задачи определенным способом (необходимая последовательность в проявлении мышечных сил; необходимый состав движений, согласованных в пространстве и во времени и др.).

Выпадение или нарушение хотя бы одного элемента или соотношения в данной совокупности делает невозможным само решение двигательной задачи. В соответствии с установившимися понятиями о рациональном и эффективном способе выполнения упражнений к основам техники движений соревновательных упражнениях в пауэрлифтинге можно отнести следующие требования:

1. Создание в работающих суставах оптимальных угловых отношений, особенно в наиболее трудных участках пути подъема штанги (например в "мертвых точках"), когда невозможно использовать ее движение по инерции.

2. Последовательное включение в работу определенных мышечных групп, вначале более сильных, затем - менее сильных.

3. Обеспечение на каждом участке пути подъема штанги наиболее рационального направления ее движения и сообщение ей оптимальной скорости.

Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике движений и доведение их до совершенства.

Спортивная техника - это способ выполнения спортивного действия, который характеризуется определенной степенью эффективности и раци­ональности использования спортсменом своих психофизических возмож­ностей.

Роль спортивной техники в различных видах спорта неодинакова. Вы­деляют четыре группы видов спорта со свойственной им спортивной тех­никой.

1. Скоростно-силовые виды (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика и др.). В этих видах спорта техника направлена на то, чтобы спортсмен мог развить наиболее мощные и быстрые усилия в веду­щих фазах соревновательного упражнения, например, во время отталки­вания в беге или в прыжках в длину и высоту, при выполнении финально­го усилия в метании копья, диска и т.д.

2. Виды спорта, характеризующиеся преимущественным проявлени­ем выносливости (бег на длинные дистанции, лыжные гонки, велоспорт и др.). Здесь техника направлена на экономизацию расхода энергетических ресурсов в организме спортсмена.

3. Виды спорта, в основе которых лежит искусство движений (гимна­стика, акробатика, прыжки в воду и др.). Техника должна обеспечить спортсмену красоту, выразительность и точность движений.

4. Спортивные игры и единоборства. Техника должна обеспечить высокую результативность, стабильность и вариативность действий спортсмена в постоянно изменяющихся условиях соревновательной борьбы.

Техническая подготовленность спортсмена характеризуется тем, что он умеет выполнять и как владеет техникой освоенных действий. Достаточно высокий уровень технической подготовленности называ­ют техническим мастерством. Критериями технического мастерства являются:

Объем техники - общее число технических приемов, которые умеет выполнять спортсмен.

Разносторонность техники- степень разнообразия технических при­емов. Так, в спортивных играх это - соотношение частоты использования разных игровых приемов.


Данные показатели технического мастерства являются особенно значи­мыми в тех видах спорта, где имеется большой арсенал технических дей­ствий, - спортивные игры, единоборства, гимнастика, фигурное катание.

Эффективность владения спортивной техникой характеризуется сте­
пенью близости техники спортивного действия к индивидуально оптималь­
ному варианту.

Оценку эффективности техники осуществляют несколькими способами:

а) сопоставление ее с некоторым биомеханическим эталоном. Если
техника близка к биомеханически рациональной, она признается наибо­
лее эффективной;

б) сопоставление оцениваемой техники движения с техникой спорт­
сменов высокой квалификации;

в) сопоставление спортивного результата с результатами в технически
более простых заданиях, характеризующих двигательный потенциал спорт­
смена - силовой, скоростно-силовой и др. Например, выполняется бег
на 30 м с низкого, а затем высокого старта. Разница во времени будет
характеризовать эффективность техники низкого старта;

г) сопоставление показанного результата с затратами энергии и сил
при выполнении двигательного действия. Чем меньше будут затраты энер­
гии, т.е. экономичность его движений, тем выше эффективность техники.

Освоенность техники движений. Этот критерий показывает, как
заучено, закреплено данное техническое действие.

Для хорошо освоенных движений типичны:

а) стабильность спортивного результата и ряда характеристик техники
движения при его выполнении в стандартных условиях;

б) устойчивость (сравнительно малая изменчивость) результата при
выполнении действия (при изменении состояния спортсмена, действий
противника в усложненных условиях);

в) сохранение двигательного навыка при перерывах в тренировке;

Техника спортивных упражнений - это наиболее рациональный и эффективный способ выполнения упражнения, способствующий достижению высокого спортивного результата на основе учета индивидуальных особенностей спортсмена и условий выполнения упражнения.

Физиологическая основа техники движений человека многоструктурна. Она включает в себя как врожденные функциональные связи различных систем организма, так и приобретенные формы управления и взаимодействия между ними.

При формировании технической основы движения необходимо учитывать врожденные механизмы двигательной деятельности, а также физиологические предпосылки двигательной координации.

Техническая подготовленность - это степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данного вида спорта и направленной на достижение высоких спортивных результатов. Техническую подготовленность нельзя рассматривать изолированно, она является составляющей единого целого, в котором технические решения тесно взаимосвязаны с физическими, психическими, тактическими возможностями спортсмена, а также конкретными условиями внешней среды, в которой выполняется спортивное действие.

В структуре технической подготовленности очень важно выделять базовые и дополнительные движения и действия. К базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта, без которых невозможно эффективное осуществление соревновательной борьбы с соблюдением соответствующих правил. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена, специали-зирующегося в том или ином виде спорта.

Дополнительные движения и действия - это второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, которые характерны для отдельных спортсменов и связаны с их индивидуальными особенностями. Именно эти дополнительные движения и действия во многом формируют индивидуальную техническую манеру, стили спортсмена. На начальных этапах многолетней под-готовки, в соревнованиях спортсменов относительно невысокой квалификации уровень технического мастерства и спортивный результат в целом определяются, прежде всего, совершенством базовых движений и действий. На уровне высшего мастерства дополнительные движения, определяющие индивидуальность конкретного спортсмена, могут оказаться решающим средством в спортивной борьбе.

Результативность техники обусловливается ее эффективностью, стабильностью, вариативностью, экономичностью, минимальной тактической информативностью для соперника.

Эффективность техники определяется ее соответствием решаемым задачам и высоким конечным результатом, соответствием уровню физической, технической, психической и других видов подготовленности.

Стабильность техники связана с ее помехоустойчивостью, независи-мостью от условий, функционального состояния спортсмена.

Вариативность техники определяется способностью спортсмена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы.

Экономичность техники характеризуется рациональным использованием энергии при выполнении приемов и действий, целесообразным использованием времени и пространства.

Минимальная тактическая информативность техники для соперника является важным показателем результативности в спортивных играх и единоборствах. Совершенной здесь может быть только та техника, которая позволяет маскировать тактические замыслы и действовать неожиданно. Поэтому высокий уровень технической подготовленности предусматривает наличие способности спортсмена к выполнению таких движений, которые, с одной стороны, достаточно эффективны, а с другой - не имеют четко выраженных информативных деталей, демаскирующих тактический замысел спортсмена.

Техника в спорте

  • Техника в спорте – это способ выполнения какого-либо упражнения. Любое упражнение, в том числе и легкоатлетическое, можно выполнять несколькими способами. По своим кинематическим характеристикам различные способы могут значительно отличатся один от другого, однако основы у них остаются общими.



    К технике относится не только форма движения (направление, амплитуда, темп), но и его качество, сущность – чередования усилий, смена скоростей, ритм, т.е. все то, что вытекает из взаимодействия внутренних и внешних сил. Любое перемещение человека возможно лишь в результате взаимодействия внутренних и внешних сил и подчиненно определенным физическим законам.


  • Техника в спорте

  • Под совершенной техникой понимают наиболее рациональный и эффективный способ выполнения спортивного упражнения, позволяющий достигнуть наилучшего спортивного результата. При выполнении любого легкоатлетического упражнения помимо требований, предъявляемых правилами соревнований, спортсмены руководствуются главными критериями – экономичностью и эффективностью.



Ходьба и бег Основной задачей

    Ходьба и бег – естественные способы передвижения человека. Характеризуется циклическими и постоянно повторяющимися движениями, выполняемыми отталкиванием от грунта. Основной задачей ходьбы и бега является преодоление дистанции за наименьшее время. Ходьбы и бега имеют сходства и различие. Разница между ходьбой и бегом заключается в том, что при ходьбе спортсмен все время имеет контакт с землей. При беге же после отталкивания следует фаза полета, которая оканчивается приземлением.


Техника спортивной ходьбы

  • Техника спортивной ходьбы значительно отличается от техники обычной ходьбы. Это отличие заключается, прежде всего, в более энергичном отталкивании, в поворотах таза вокруг вертикальной оси, в постановке выпрямленной в коленном суставе ноге, в более энергичной работе руками.

  • Главное требование к технике спортивной ходьбы – непрерывный контакт скорохода с землей и выпрямление опорной ноги.


Основу техники

  • Основу техники спортивной ходьбы составляет один цикл действия, который состоит из двойного шага, шага левой ноги и шага правой ноги. Цикл содержит:

  • а) два периода одиночной опоры;

  • б)два периода двойной опоры;

  • в) два периода переноса маховой ноги.


  • Период одиночной опоры одной ноги совпадает с периодом переноса другой ноги. Период двойной опоры очень кратковремен, порой его можно и не увидеть. Период одиночной опоры более длителен и делится на две фазы:

  • 1) фаза жесткой передней опоры;

  • 2) фаза отталкивания.

  • Период переноса тоже имеет две фазы:

  • 1)фаза заднего шага;

  • 2) фаза переднего шага.


Техника ходьбы

  • Техника ходьбы

  • С момента вертикали

  • до момента отрыва

  • правой ноги от грунта

  • длится фаза отталкивания.

  • Период одиночной

  • опоры правой ноги

  • заканчивается и

  • начинается период

  • переноса правой ноги, который имеет две

  • фазы.


  • 1) фаза заднего шага, которая начинается с момента отрыва ноги от опоры до момента вертикали (момент вертикали в переносе ноги определяется по положению бедра -продольная ось бедра должна быть перпендикулярна площади поверхности опоры, т.е. горизонтали);

  • 2) фаза переднего шага - с момента вертикали до момента постановки ноги на опору. Потом следует кратковременный период двойной опоры. Когда идет период одиночной опоры правой ноги, левая нога находится в периоде переноса. То же самое повторяется с левой ногой. Цикл закончился, начинается новый цикл, и так все повторяется.



    Движения рук и ног, поперечных осей плеч и таза - перекрестны, т. е. левая рука движется вперед, когда вперед движется правая нога, и наоборот. Позвоночник и таз совершают сложные встречные движения. В конце фазы отталкивания наклон передней поверхности таза несколько увеличивается, а к моменту вертикали, в период переноса этой ноги, - уменьшается. Такие колебания таза в переднезаднем направлении помогают эффективнее отвести назад бедро ноги, отталкивающейся от опоры. Так же изменяется наклон поперечной оси таза: во время переноса она опускается в сторону маховой (переносимой) ноги, а во время двойной опоры опять выравнивается.



  • Суть всех перемещений в ходьбе - это сумма равнодействующих сил, направленных по криволинейной траектории, и сил, направленных под углом к перемещению тела и опоры.

  • Движущие инерционные и мышечные силы воздействуют через стопу (стопы) на опору. Исходя из третьего закона механики возникают противодействующие им силы - силы реакции опоры, без которых изменение движения ОЦМ невозможно



    При одноопорном положении, когда спортсмен стоит, действует только сила тяжести перпендикулярно вниз, которая уравновешивается силой реакции опоры, направленной диаметрально противоположно силе тяжести. При двухопорном положении сила тяжести распределяется на две опоры, при этом возникает сила давления на опору, действующая под углом, а сила тяжести распределяется на две точки опоры, и их величины будут зависеть от удаленности точек опоры от проекции ОЦМ.


  • Один из факторов нарушения равновесия сил - это изменение угла действия силы давления на заднюю опору. Это делается за счет переноса проекции ОЦМ ближе к передней опоре, тем самым угол действия силы давления задней опоры становится более острым, а угол действия силы давления передней опоры более тупым.


  • В момент постановки ноги начинает действовать сила давления на опору и, как следствие, возникает противодействующая ей сила реакции опоры, их направления диаметрально противоположны. Эти силы являются отрицательными, так как противодействуют движению ходока и снижают скорость передвижения.


  • Компенсировать действие отрицательных сил можно тремя путями:

  • 1) приближение угла постановки ноги к 90°, т. е. нога должна стоять как можно ближе к проекции ОЦМ, но при этом снижается длина шага;

  • 2) амортизация постановки ноги, но по правилам соревнований нога должна ставиться на опору выпрямленной в коленном суставе, значит, амортизация исключается;

  • 3) быстрое сведение бедер после снятия ноги с опоры после фазы отталкивания, что увеличивает силу инерции маховой ноги, которая компенсирует воздействие тормозящих сил.



Движение ОЦМ ОЦМ ОЦМ ОЦМ

    Движение ОЦМ в спортивной ходьбе происходит не по прямо линейной траектории, а выполняет более сложную криволинейную траекторию. Движение ОЦМ вверх -вниз дополняется движениями вправо-влево. С момента постановки ноги на опору ОЦМ движется вверх и несколько в сторону опорной ноги до момента вертикали, после момента вертикали ОЦМ движется вниз, приближаясь к линии направления движения, до момента постановки ноги на опору. Затем все повторяется с другой ногой


ОЦМ

  • Чем меньше величина вертикальных колебаний, тем эффективнее техника спортивной ходьбы. Минимальную величину вертикального колебания можно определить опытным путем. Эта величина равна разности высоты ОЦМ в одноопорном положении и двухопорном (длинном шаге). Таким образом, мы определили факторы, влияющие на скорость передвижения в спортивной ходьбе.


К положительным факторам относятся :

  • К положительным факторам относятся :

  • - качество опоры;

  • - величина сил отталкивания;

  • - угол отталкивания;

  • - время отталкивания;

  • - время переноса маховой ноги.

  • К отрицательным факторам следует отнести:

  • - угол постановки ноги;

  • - тормозящие силы реакции опоры при постановке ноги.


Техника Бега

  • Техника Бега

  • В беге можно выделить:

  • - период одиночной

  • опоры;

  • - период полета;

  • - период переноса

  • маховой ноги, который

  • совпадает с периодом

  • опоры.


  • Периоды

  • Период переноса маховой ноги (левой) и период опоры толчковой ноги (правой) совпадают по времени, затем наступает период полета, далее период переноса маховой ноги (правой) и период опоры толчковой ноги (левой), затем опять период полета.


Фазы опоры

  • Фазы опоры

  • В периоде опоры в беге две фазы:

  • 1) фаза амортизации;

  • 2) фаза отталкивания.

  • Фаза амортизации начинается с момента постановки ноги на опору и длится до момента вертикали, когда проекция ОЦМ находится над точкой опоры. В отличие от ходьбы в этой фазе происходит значительное снижение ОЦМ за счет разгибания в голеностопном суставе, сгибания в коленном суставе и наклона поперечной оси таза в сторону маховой ноги

  • фаза отталкивания. Она начинается с распрямления толчковой ноги в тазобедренном, коленном суставах и завершается сгибанием в голеностопном суставе.



    В периоде одиночной опоры маховая нога также участвует в придании скорости телу бегуна. С момента постановки ноги на опору до момента вертикали маховая нога за счет инерционных сил увеличивает силу давления на опору. С момента вертикали до момента отрыва опорной ноги от опоры инерция массы маховой ноги помогает быстрее выпрямить толчковую ногу в фазе отталкивания и тем самым увеличить скорость (принцип маятника).


Период полета

  • Период полета

  • Период полета начинается

  • с момента отрыва толчковой

  • Ноги от опоры до момента постановки

  • маховой ноги на опору. Здесь также

  • можно выделить две фазы :

  • 1) фаза подъема ОЦМ до наивысшей

  • точки траектории ОЦМ;

  • 2) фаза опускания ОЦМ до Касания

  • маховой ноги опоры и превращения

  • ее в толчковую ногу.


Движение ОЦМ в беге

  • Движение ОЦМ в беге

  • В конце фазы отталкивания ОЦМ получает определенную начальную скорость вылета, которая несколько гасится, так как движение ОЦМ происходит вверх-вперед до высшей точки траектории, затем происходит небольшое увеличение за счет силы тяжести.


  • Движение ОЦМ в беге

  • В периоде переноса ноги с момента постановки ноги на опору в фазе амортизации происходит снижение скорости движения ОЦМ за счет тормозящей силы, которая возникает всегда, и задача бегуна снизить ее воздействие. С одной стороны, тормозящая сила и инерционные силы тяжести после фазы полета в фазе амортизации негативно влияют на скорость движения, с другой стороны - в это время создаются предпосылки для эффективного отталкивания.


Скорость ходьбы и бега

  • Скорость ходьбы и бега

  • Скорость бега зависит как от длины шага, так и от частоты шагов. Оптимальное соотношение этих параметров характеризует ритм бега и рациональность техники бегуна.

  • В беге, как и в ходьбе, длина шага (L) и частота шагов (n) связаны соотношением V = L ∙ n , где V – скорость бега . Во время бега спортсмен может менять длину и частоту шагов сохраняя неизменной скорости движения.

  • В ходьбе и беге имеется прямая зависимость между скоростью перемещения человека, длиной и частотой шага.


  • Увеличение скорости бега

  • Чтобы увеличить скорость бега, необходимо,

  • 1. работать над уменьшением времени опоры, т.е. при той же силе отталкивания уменьшить время отталкивания.

  • 2. увеличение скорости бега происходит за счет уменьшения времени полета:

  • - снижение вертикального колебания ОЦМ, т.е. приближение кривизны траектории к горизонтали;

  • - активная постановка толчковой ноги в последней части периода полета, т.е. не ждать опору, а активно идти на сближение с ней.


  • Техника движений рук в беге

  • Техника движений рук в беге зависит от скорости бега. На коротких

  • дистанциях, где задача бегуна развить максимальную скорость,

  • амплитуда движений рук наибольшая, скорость движения

  • РУК совпадает с частотой беговых шагов. Частота движений рук и

  • Ног взаимосвязана между собой. Чтобы

  • увеличить частоту беговых Шагов, надо увеличить частоту

  • движений рук.Руки, согнутые в

  • локтевых суставах под углом 90° ,

  • движутся вперед и несколько

  • вовнутрь, затем назад инесколько

  • кнаружи.


  • Наклон туловища также зависит от скорости бега. На коротких дистанциях при максимальной скорости наклон тела вперед наибольший до 15°, при беге на длинные дистанции наклон тела минимальный до 5°.

  • Наклон туловища должен быть оптимальным и будет зависеть от скорости бега, дистанции и частей дистанции (стартовый разгон - бег с наклоном, с постепенным выпрямлением туловища; бег по дистанции наклон оптимальный; финиширование - последние шаги выполняются с большим наклоном, чем при беге по дистанции).


  • Траектории движения бедра, голени и стопы

  • Траектории движения центров масс бедра, голени и стопы имеют сложную форму. Если движение центра массы (ЦМ) бедра можно рассматривать как движение простого маятника, то траектории движения ЦМ голени и ЦМ стопы представляют собой сложные эллипсовидные формы. Нога похожа на маятник, состоящий из трех последовательно соединенных маятников (бедро, голень, стопа).


  • Траектория движения ОЦМ в беге

  • В ходьбе и беге наблюдается вертикальное и боковое колебание ОЦМ тела. В момент вертикали ОЦМ тела находится непосредственно над площадью опоры. Пройдя момент вертикали перемещается вперед. ОЦМ тела имеет вертикальные колебания при беге 8-12 см , а при ходьбе 4-6 см . Боковые колебания ОЦМ тела происходят при его переноси с одной ноги на другую.

  • Наивысшая точка траектории движения ОЦМ тела в период полета , а наименьшая в момент вертикали опорного периода. Колебания ОЦМ тела также зависит от постановки стопы на грунт.


. К внутренним силам относятся силы при сокращении мышц ,

  • Ходьба и бег происходит в результате взаимодействия внутренних и внешних сил . К внутренним силам относятся силы , которые возникают в двигательном аппарате при сокращении мышц , к внешним – силы тяжести, сопротивление среды и реакция опоры.

  • Силы тяжести (P ) – действует постоянно и всегда направленно вертикально вниз, независимо от того, находится человек в покое или в движении, опирается на землю или летит в воздухе.

  • Реакция опоры (R) – величина переменная, появляется при касании грунта и зависит от веса и от сопротивления спортсмена, она действует в период постановки ноги на грунт, при этом направление непрерывно изменяется в зависимости от моментов и фаз опорного периода. В фазе переднего толчка - тормозящее , к моменту вертикали постоянно уменьшающееся, а в фазе заднего толка - движущая.


  • 1. Дайте характеристику ходьбе и бегу, с точки зрения легкоатлетического спорта.

  • 2. Что такое - цикл двойного шага.

  • 3. Назовите фазы ходьбы.

  • 4. Назовите фазы бега.

  • 5. Имеется ли прямая зависимость между скоростью перемещения человека, длиной и частотой шага в ходьбе и беге.

  • 6. Назовите внутренние и внешние силы, влияющие на скорость ходьбы и бега.

  • 7. Опешите положение головы и туловища, а так же движения рук и ног при беге и ходьбе.

  • 8. Дайте характеристику бегу на короткие дистанции.

  • 9. Дайте характеристику различным водам бега на выносливость.

  • 10. Дайте характеристику спортивной ходьбе.


Техника – это способ выполнения двигательного действия. Показатели технического мастерства :1 группа : объём, разносторонность, рациональность технических действий, которые умеет выполнять спортсмен; 2 группа : эффективность, освоенность выполнения. Объём технической подготовки – определяется числом технических действий, которые выполняет спортсмен. Общий объём – суммарный объём технических действий, которые освоил спортсмен. Соревновательный объём – действия спортсмена в соревнованиях. Разносторонность – степень разнообразия двигательных действий. Объём и разносторонность являются важными технического мастерства. Рациональность – характеристика способа выполнения движения, используемой разновидности техники. Эффективность – степень близости выполнения к наиболее рациональному варианту, характеристика качества владения техникой: 1) Абсолютная эффективность – характеризует близость к образцу, в качестве которого выбирается наиболее рациональный вариант техники, определённый на основе механических, биологических, физиологических, психологических, эстетических соображений. 2. Сравнительная эффективность – за образец берётся техника спортсменов высокой квалификации 3. Реализационная эффективность – сопоставление показанного спортсменом результата либо с тем достижением, которое он может показать, либо с затратами энергии сил при выполнении спортивного движения. Освоенность техники – относительно самостоятельная характеристика технического мастерства, не зависящая от эффективности техники. Для хорошо освоенных движений типичны: а) Стабильность спортивного результата; б) Устойчивость при меняющихся условиях; в) Сохранение двигательного умения при перерывах в тренировке; г) Автоматизированность в выполнении. Стабильность – спортсмен, хорошо освоивший какое-либо движение, выполняет его в стандартных, неизменённых условиях с относительно малой дисперсией существенных характеристик. Устойчивость – степень изменения её эффективности. Основные факторы, под действием которых изменяется техника: 1)Изменение состояния спортсмена (утомление, эмоциональное возбуждение); 2) Действия противника; 3) Внешние условия (изменение инвентаря, погодных условий). Сохранение двигательных умений при перерывах – чем лучше освоено движение, тем прочнее сохранится двигательное умение. Степень сохранения оценивают: по уровню выполнения движения после перерыва; по скорости, необходимой для восстановления умения до первоначального уровня. Автоматизированность – возможность выполнить движение, не фиксируя внимание на процессе выполнения. Таким образом, техническое мастерство не может быть оценено каким-либо одним показателем. Его полная характеристика требует многостороннего подхода. Помимо объёма, разносторонности и рациональности технических действий, которыми владеет спортсмен, необходимо учитывать их эффективность и освоенность техники.


46 Процесс обучения двигательному навыку у человека начинается с побуждения к действию, которое задается подкорковыми и корковыми мотивационными зонами. У человека это, главным образом, стремление к удовлетворению определенной социальной потребности (желание заниматься данным видом труда, преуспеть в нем и пр.).

При этом отмечаются три стадии формирования двигательного навыка: 1) стадия генерализации (иррадиации возбуждения); 2) стадия концентрации; 3) стадия стабилизации и автоматизации.

Рассмотрим стадию генерализации:

На первой стадии созданная модель становится основной для перевода внешнего образа во внутренние процессы формирования программы собственных действий. На ранних этапах онтогенеза, когда речевая регуляция движений (внешней речью постороннего лица или внутренней собственной речью) еще не развита, особое значение имеют процессы подражания, общие у человека и животных. Наблюдая за действиями другого лица и имея некоторый опыт управления своими мышцами, ребенок превращает свои наблюдения в программы собственных движений.

Некоторые особенности программирования движений у человека отражаются в межцентральных взаимосвязях электрической активности мозга. Можно видеть, например, что при наблюдении за выполнением бега посторонним лицом в коре больших полушарий у наблюдающего человека появляются потенциалы в темпе этого бега (своеобразная модель наблюдаемого движения). При представлении и при мысленном выполнении движений пространственные взаимосвязи мозговой активности начинают отличаться от состояния покоя и приближаться к таковым при реальной работе, появляется небольшая биоэлектрическая активность в нужных для выполнения реального движения мышцах. Этим объясняется тренирующее воздействие на формирование двигательного навыка идеомоторного (мысленного) выполнения упражнений. В создании двигательных программ принимают участие многие нейроны коры, мозжечка, таламуса, подкорковых ядер и ствола мозга. Обширное вовлечение множества мозговых элементов необходимо для поиска наиболее нужных из них. Этот процесс обеспечивается широкой иррадиацией возбуждения по различным зонам мозга и сопровождается обобщенным характером (генерализацией) периферических реакций со стороны скелетных мышц. Стадия генерализации характеризуется напряжением большого числа активированных скелетных мышц, их продолжительным сокращением, одновременным вовлечением в движение мышцантагонистов. Все это нарушает координацию движений, делает их закрепощенными, приводит к значительным энерготратам и, соответственно, излишне выраженным вегетативным реакциям. Например, подобные реакции можно наблюдать у человека, который впервые сел за руль автомобиля.

47. Укажите формы проявления выносливости, факторы, определяющие уровень развития и проявления выносливости, перечислите средства и методы воспитания выносливости, критерии оценки уровня развития выносливости.Выносливость - это способность противостоять наступающему утомлению в любом виде деятельности (по Фарфелю В.С.). Выносливость – это физ. качество, определяющееся проявлением морфофункциональных свойств организма, которые обусловливают сопротивление организма утомлению в процессе двигательной деятельности. В зависимости от характера утомления выносливость подразделяется на скоростную (алактатную и гликолитическую), аэробную (общую), смешанную (аэробно – анаэробную), силовую и координационную. Общая выносливость – это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мыш. системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливос­тью. Основными компонентами обшей выносливости являются возмож­ности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация. Специальная выносливость - это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутри­мышечных источников энергии, от техники владения двигатель­ным действием и уровня развития других двигательных способ­ностей. Факторы: 1). Обусловленные энергетическими и функциональными возможностями организма (Наличие энергетических ресурсов организма; уровень функциональных возможностей различных систем орга­низма (сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной, ЦНС, нервно-мышечной и др.); быстрота активизации и степени согласованности в работе этих систем; функциональная устойчивость к неблагоприятным сдвигам во внутренней среде (нарастанию кислородного долга, накоплению молочной кислоты); экономичное использование энергетического и функционального потенциала организма); 2). Обусловленные психолого – педагогическими условиями: личностно-психические особенности (мотивация, психическая устойчивость, волевые качества, установка); подготовленность ОДА; координационное совершенство; совершенствование технико-тактического мастерства (рацио­нальное распределение сил в процессе состязаний); 3). Другие факторы: пол, возраст, морфологические особенности человека, условия деятельности. Средства воспитания выносливости : Средствами развития общей выносливости явл. упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. ФУ циклического и ацик­лического характера. Основные требования, предъявляемые к ним, следующие: упражнения должны выполняться в зонах умеренной и большой мощности работ; их продолжительность от нескольких минут до 60-90 мин; работа осуществляется при глобальном фун­кционировании мышц. Эффективным средством развития специальной выносливости являются спе­циально подготовительные упражнения, максимально приближен­ные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфи­ческие соревновательные упражнения и общеподготовительные средства. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений заставляет длительное время поддерживать вы­сокий уровень деятельности органов дыхания и кровообращения. При анаэробном режиме увеличение количества повторений ве­дет к исчерпыванию бескислородньх механизмов или к их блоки­рованию ЦНС. Тогда выполнение упражнений либо прекращает­ся, либо резко снижается интенсивность их. Критерии и способы оценки . Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. На основе этого критерия разработаны прямой и косвенный способы измерения выносливости. При прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90 % от максимальной скорости). Сигналом для прекращения теста яв­ляется начало снижения скорости выполнения данного задания. В практике физического воспитания в основном применяется кос­венный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистан­ции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистан­ции обычно составляет 600-800 м; средних классов - 1000-1500 м; старших классов - 2000-3000 м. Используются также тесты с фик­сированной длительностью бега - 6 или 12 мин. В этом случае оце­нивается расстояние, преодоленное за данное время. В спорте выносливость может измеряться и с помощью дру­гих групп тестов: неспецифических (по их результатам оцени­вают потенциальные возможности спортсменов эффективно тренироваться или соревноваться в условиях нарастающего утом­ления) и специфических (результаты этих тестов указывают на степень реализации этих потенциальных возможностей). К неспецифическим тестам определения выносливости отно­сят: - бег на тредбане, - педалирование на велоэргометре, степ- тест. Во время выполнения теста измеряются как эргометрические (время, объём и интенсивность выполнения), так и фи­зиологические показатели (МПК, ЧСС, порог анаэробно­го обмена). Специфическими считают такие тесты, структура выполнения которых близка к соревновательной. С помощью специфических тестов измеряют выносливость при выполнении определенной деятельности, например в плавании, лыжных гонках, спортивных играх, единоборствах, гимнастике. Наиболее известными в ФВ и С относительными показателями выносливости явл. запас скорости, индекс и коэффициент выносливости. Запас скорости определяется как разность между средним временем преодоления какого-либо короткого, эталонного отрезка (например, 30, 60, 100 м в беге, 25 или 50 м в плавании и т.д.) при прохождении всей дистанции и лучшим вре­менем на этом отрезке. Индекс выносливости – это разность между временем преодоления длинной дистанции и тем временем на этой дистанции, которое показал бы испытуемый, если бы пре­одолел её со скоростью, показываемой им на коротком (эталон­ном) отрезке. Коэффициент выносливости – это отношение времени преодоления всей дистанции ко времени преодоления эталонного отрезка.