Упражнения на координацию движений рук. Мышечная память и координация рук: упражнения. Упражнения для развития координации движений

Говоря простым языком, координация - это способность разных мышц работать согласованно. Это свойство организма сильно облегчает нам жизнь. Если оно хорошо развито, мы уверенно осваиваем езду на велосипеде, танцы, не падаем при гололеде, держим равновесие в общественном транспорте и так далее. У всех координация развита в разной степени. Кто-то «как слон в посудной лавке», а кто-то - сама грациозность. Многие утверждают, что улучшить эту способность невозможно, так она является врожденной, но это не так. Есть специальные упражнения на координацию, которые позволяют развить данные навыки. Для начала разберемся, как зарождается координация естественным путем.

Детство

Координация начинает развиваться в самом раннем возрасте, когда ребенок учится держать головку, переворачиваться, осуществлять какие-либо направленные движения. В дальнейшем, если правильно тренировать кроху, приобщать его к спорту или танцам, эта способность будет улучшаться. Став взрослым, человек уже не задумывается о координации и, как правило, меньше занимается физическими упражнениями. Тем не менее он никогда не будет выглядеть неуклюжим, выполняя ту или иную задачу, так как «мышечная память» сделает свое. Поэтому важно, чтобы с детства ребенок был активным и занимался спортом, при этом вполне достаточно любительского уровня. Вместе с тем заметим, что развитие координации возможно в любом возрасте. Прежде чем освоить упражнения на координацию, нужно оценить, насколько эта способность развита в вашем организме.

Оценка координации

Оценить себя вовсе не сложно, это займет буквально полминуты. Разберем простейший тест, который каждый мужчина, скорее всего, выполнял при прохождении Нужно стать ровно и вытянуть прямые руки вперед. Затем нужно закрыть глаза и попытаться указательным пальцем одной руки достать до кончика носа, после этого та же операция делается второй рукой.

Еще один простой тест заключается в следующем: став на одну ногу, нужно отвести вторую назад и взять ее рукой, а свободную руку вытянуть вперед. Простояв в таком положении 30 секунд, нужно поменять ноги.

Не стоит расстраиваться, если у вас ничего не получилось, специальные упражнения на помогут вам быстро освоить эту способность. Существует множество тренингов, но мы рассмотрим наиболее результативные и универсальные.

Комплекс упражнений на координацию

Главная цель - добиться независимости движений тела от зрительных ощущений и мозга. Делать упражнения на координацию можно как с использованием специальных тренажеров, так и сидя за рабочим столом. Поэтому даже самый занятой человек может поработать над управлением работой отдельных мышечных групп.

Простейшие упражнения для развития координации

1. Стоя на одной ноге и разведя руки в стороны, нужно сохранять равновесие в течение минуты. Затем упражнение нужно проделать с другой ногой. Чтобы усложнить тренировку, можно добавить повороты головой из стороны в сторону. При этом фиксировать взгляд, на чем-либо не нужно. По мере роста навыка можно пробовать закрывать глаза.

2. Прыжки со сменой ног. Выполнять нужно несколько минут.

3. В транспорте старайтесь удерживать равновесие, не держась за поручень. При этом не отходите далеко от поручня и будьте готовы в любой момент помочь себе руками. Иначе упражнение может привести к травмам и критике со стороны других пассажиров.

4. Исходное положение - одна ладонь размещается около головы, а вторая около живота. Расстояние от ладоней до тела - порядка 10 сантиметров. Упражнение заключается в следующем: первая рука дотрагивается до темени, а вторая в то же время описывает круги параллельно плоскости живота. Через минуту руки нужно поменять.

Более сложные упражнения

Если первый комплекс вам дается легко, значит, не стоит заострять на нем внимание, переходите к более трудным тренингам.

1. Встав на одну ногу около стены, нужно бросить в стену мяч, а когда он отскочит назад, постараться поймать его без зрительного контроля. Затем то же самое нужно проделать на другой ноге.

2. Следующее упражнение - жонглирование. Начать нужно с простого - в каждой руке по одному мячу. По очереди мячи нужно подбрасывать и ловить той же рукой. Теперь можно усложнить упражнение. Для начала попробуйте бросать мяч одной рукой, а ловить - другой. Когда этот навык выработан, попробуйте бросать мячи одновременно, но ловить со сменой рук.

3. Некоторые упражнения на координацию большинство людей помнит из уроков школьной физкультуры. Одно из них - вращение рук в противоположные стороны. К примеру, правая рука вращается по часовой стрелке, а левая - против. Проделав движение 10-15 раз, нужно поменять направление. Звучит просто, но далеко не каждый взрослый человек может выполнить это упражнение с первого раза.

4. Вытянув одну руку вперед, нужно вращать ею в одну сторону, а кистью этой же руки - в другую. Движения должны быть плавными. После 10-15 повторений нужно проделать упражнение с другой рукой.

5. Две руки вытягиваются вперед. Одна рука в воздухе будто рисует какую-либо геометрическую фигуру, а вторая делает произвольные движения. Проделав упражнение несколько минут, руки можно поменять.

Другие упражнения

Развить силу спины и рук, а также координацию отлично помогает ходьба на руках. Но это упражнение дается далеко не сразу и только тем, кто имеет хорошую физическую форму. Развить точность, реакцию и глазомер помогает такое упражнение: два партнера становятся около стены и кидают в нее мяч таким образом, чтобы он отскакивал от одного к другому. Более сложным вариантом подобного упражнения является игра в настольный теннис. Тем, кто хочет поработать над координацией, быстротой и ловкостью, подойдут прыжки на месте с набиванием мяча о пол. Если хотите усложнить это движение, просто поворачивайте тело при каждом новом прыжке на 90 градусов или используйте сразу два мяча для каждой из рук. Простые прыжки через гимнастическую скамейку также являются очень эффективным способом поработать над координацией. Но прыгать нужно не в одном направлении, а в четырех (вперед, назад, вправо, влево). Гимнасты часто делают такое упражнение: подбросить мяч (или какой-либо другой предмет), сделать кувырок, поймать подброшенный предмет. Попробуйте и вы, это очень полезно для координации.

Координация и спорт

Развить ловкость, координацию, скорость, а также хорошо потренировать мышцы помогают командные виды спорта: футбол, баскетбол, хоккей, волейбол и прочие. Хорошо помогает также бег по пересеченной местности: из-за постоянной смены рельефа и необходимости перепрыгивать или огибать препятствия нервная система постоянно находится в напряжении, а тело - в полной готовности. Говоря про упражнения для развития координации движений, нельзя не упомянуть о тех видах физической активности, которые связаны с удержанием равновесия. Это может быть как слэклайн (ходьба по специальной стропе), так и простая ходьба по бордюру, рельсу, бревну и прочим длинным и узким поверхностям. Если вы уже освоили упражнения на равновесие, попробуйте одновременно с ним перебрасывать с руки в руку мяч или перекручивать его вокруг тела.

Заключение

Как можно заметить, координация развивается при занятиях практически любым видом спорта. Поэтому у тех, кто ведет активный образ жизни, обычно нет проблем с этой природной способностью. на координацию нужны тем, кто по жизни мало занимался спортом. А еще они понадобятся профессиональным спортсменам, которые намерены покорить новые высоты и не могут довольствоваться нормальным уровнем координации, ловкости и скорости. Главный вывод, который стоит вынести из этого разговора: врожденную способность можно развить в любом возрасте, поэтому тот, кто готов потрудиться, сможет улучшить свою физическую форму несмотря ни на что.

Упражнения на координацию

КУВЫРКИ ВПЕРЕД

Выполнение: следить за плотной группировкой.

Задача: разминка, координация движений.

КУВЫРОК ВПЕРЕД С ПРЫЖКОМ ВВЕРХ

Выполнение: во время прыжка полностью разогнуть ноги, руки прямые - расстояние между ладонями 15-10 см.

Задача: координация движений с динамической нагрузкой.

Все кувырки необходимо выполнять на специальных матах. При этом требуется убрать все лишние предметы, о которые можно удариться.

КУВЫРОК ВПЕРЕД С ПРЫЖКОМ ВВЕРХ (с поворотом на 180 градусов) - КУВЫРОК НАЗАД С ПРЫЖКОМ ВВЕРХ (с поворотом на 180 градусов).


Задача: координация с динамическими движениями, постановка поворота из положения стоя.

КУВЫРКИ НАЗАД

Выполнение: быстрый упор рук под плечи, можно делать не группируясь.

Задача: координация движений при движении назад.

Общеобразовательные упражнения

1. Комплекс упражнений для развития координации движений, который можно использовать в качестве разминочного для последующих более ресурсоемких упражнений. Также эти упражнения можно использовать для ежедневной утренней зарядки.


Эти упражнения необходимо выполнять в начале тренировки с целью разогрева мышц и суставов конечностей для осуществления более трудных динамических упражнений. Для увеличения координационного эффекта можно на время выполнения упражнений закрыть глаза.

В развитии координации также важны и некоторые другие принципы:

Отсутствие вредных привычек - курение, злоупотребление алкоголем;

Регулярные спортивные занятия (командные виды спорта, бодибилдинг и фитнес, легкая атлетика, единоборства и борьба, лыжи, коньки).

Регулярный ночной сон (7-9 часов в сутки);

Регулярное, рациональное питание (3-5 раз в день).

  • 1. Вытянутой правой рукой делайте вращательные движения, левой - горизонтальные. Упражнения выполняйте на два счета.
  • 2. Вытянутой правой рукой делайте круговые движения, левой - вертикальные взмахи вверх-вниз на два счета.
  • 3. Вытянутой правой рукой делайте вращательные движения, левой вычерчивайте равнобедренный треугольник. Выполняйте на три счета.
  • 4. Руки на уровне груди согнуты в локтях ладонями вниз. Одну руку поворачивайте по часовой стрелке, чуть разгибаясь в локтевом суставе, другую - против часовой стрелки.
  • 5. Правая рука на голове, согнутая левая ладонью повернута к животу, правой рукой делайте движения вверх-вниз, левой - круговые во фронтальной плоскости около живота.

И ещё несколько простых упражнений

Стоя на одной ноге в течение одной минуты, нужно сохранять равновесие. Руки лучше развести в стороны. Голова поворачивается то влево, то вправо. Взгляд не фиксируется и не помогает сохранять равновесие. При совершенствовании навыка координации можно закрывать глаза.

Упражнение с мячом . Стоя напротив стены или двери на одной ноге, нужно кидать мяч и ловить его после того, как он отскочит от поверхности. Смотреть нужно только на мяч, чтобы тело получало навык удерживать равновесие.

Прыжки . Стоя на одной ноге, нужно подпрыгнуть и приземлится на другую ногу. Следующее подпрыгивание - приземление в исходную позицию. Упражнение выполняется в течение нескольких минут

Координация является общей проблемой даже для продвинутых исполнителей. К сожалению, играть двумя руками одновременно в 37 раз сложнее, чем с отдельными руками. Это не техническая проблема. Это проблема координации. Хотя некоторые люди могут сказать, что координация это и есть техническая проблема, целесообразно рассматривать её отдельно. Так что работа над техникой отнесется к игре отдельными руками. После того как вы освоили технику (то есть, вы можете играть прекрасно отдельными руками, и подсознательно), вы будете готовы к установлению координации между руками.

Проблема здесь такая же, как при попытке тереть живот в круговом движении и хлопать по голове одновременно. Попробуйте его!

Вы увидите, что движение одной руки вмешивается в движение другой руки. Они обе желают двигаться похожим образом. Как вы справляетесь с этим?

Сначала поймите естественную последовательность событий: голова (мозг) - нервы - мышцы. Мозг отдает приказы, нервы передают приказы, мускулы повинуются. Чтобы справиться с взаимовлиянием (симпатией) движений вы должны иметь четкий мысленный образ того, что вы конкретно пытаетесь сделать. Затем вы должны препятствовать симпатии на уровне нервов. Большинство людей пытаются справиться с этим на мышечном уровне, и в результате все становятся все более и более напряжены. Справляться следует на нервном уровне. Как это сделать? Я не могу вам сказать. Я не знаю, как вам сказать. Но это не имеет значения, потому что вы уже сами знаете, как это сделать. Вы уже проделали самые удивительные подвиги координации. Как, например, способность ходить.

Хорошо. Теперь некоторые практические советы. Начните тереть живот. Теперь вы собираетесь начать хлопать по голове. Но не начинайте ожесточенно хлопать. Сделайте один хлопок и остановитесь. В то же время продолжайте тереть живот. Ваша цель не допустить, чтобы этот один шлепок нарушил поглаживание живота, которое должны быть ровным и регулярным. Исследуйте, как можно этого добиться. Помните, что это не работает на мышцах - если вы напрягаетесь или теряете равномерность движения поглаживания, значит вы используете (неправильный) мышечный подход. Постарайтесь продержаться некоторое время: поглаживая живот и отпуская одиночные удары по голове. Когда вы приобретете уверенность, начните делать два хлопка. Затем три, пока не сможете хлопать по голове и тереть живот в одно и то же время. Затем проделайте все в обратном порядке. Начните хлопать по голову равномерно и регулярно. Затем сделать один круг по вашему животу. Опять целью является не допустить, чтобы одним круговым движением помешать регулярности хлопков. Помните, мы говорим здесь о торможении нервов, а не о напряжении мышцы.

Получается?

Игра двумя руками одновременно следует тому же принципу, но более сложному, поскольку у вас больше движущихся частей для координации (пальцы, кисти, запястья, предплечья, руки, плечи).

Поэтому упражнения, в которых обе руки делают одно и то же, будут почти бесполезным для координации. Эти упражнения способствуют симпатии движений и зависимости рук. Они подобны постукиванию по животу и голове одновременно. Вы же хотите независимого движения рук и координации. Поэтому убедитесь, что вы действительно освоили движения в каждой руке в отдельности, прежде чем пытаться соединять их. Потом начните одной рукой - скажем, правой - делать полные движения - всю последовательность нот - и "хлопните" одной нотой в левой руке. Повторите столько раз, сколько необходимо, чтобы получить умение нажимать ноту в левой руке, не мешая движению правой руки. Затем добавьте вторую ноту. Потом третью. До тех пор, пока вы не сможете сыграть весь пассаж. Затем проделайте обратное: играя левой рукой, правой добавляйте ноты. И всегда помните, что вы нацеливаетесь на нервы, а не на мышцы.

Увлекающимся спортом и активным отдыхом необходимы упражнения для развития быстроты и ловкости, координации движений. Данные умения позволяют победить в спортивных состязаниях, получить удовольствие от подвижных игр, избежать травм. Некоторые убеждены, что стать ловким невозможно, это врожденное качество и потому не поддается совершенствованию. На самом деле разработаны специальные упражнения, позволяющие развить данные способности тела.

Что такое ловкость

Происхождение слова «ловкость» восходит к слову «лов» – «ловить». Раньше от данного умения зависела способность рыболова или охотника добыть достаточное количество пищи.

Как правило, под ловкостью подразумевается комбинация разных качеств: гибкости, быстроты реакции, подвижности, скоординированости и точности движений.

Если данные качества достаточно развиты, организм приобретает особенный тонус, не позволяя различным неожиданностям застать себя врасплох.

Турист, перепрыгивая через кустарник возле незамеченного вовремя глубокого ручья, уже в полете сумеет среагировать эффективно и правильно.

Как оценить текущее развитие координации

Перед началом занятий стоит оценить текущий уровень развития зрительно-моторной координации с помощью несложного теста на чувство равновесия.

  • Встать на одну ногу, согнуть другую и подняв ее повыше, но чтобы было комфортно. Простояв минуту, повторить тест на другой ноге.

Насколько легко получилось удерживать равновесие? На какой ноге легче стоять? Как правило, в течение жизни удается лучше развить ту или иную ногу.

Выполнить данный тест с закрытыми глазам. Задача – удерживать равновесие на каждой ноге 30 секунд. Если тест пройти не удалось, необходимы упражнения на развитие координации движений.

Как правильно развивать координацию движений


Цель тренировок – добиться полной независимости перемещений тела от мозга и зрительных ощущений:

  • Сохранять равновесие, стоя на одной ноге в течение минуты, руки разведены в стороны. Голова поворачивается то влево, то вправо. Взгляд не фиксируется и не помогает сохранять равновесие. С развитием навыка закрыть глаза.
  • Стоя напротив стены или двери на одной ноге, кидать мяч и ловить его после того, как он отскочит. Смотреть только на мяч.
  • Стоя на одной ноге, подпрыгнуть и приземлится на другую ногу. Следующее подпрыгивание – приземление в исходную позицию. Выполняется в течение нескольких минут.
  • В транспорте, не держась за поручень, сохранять устойчивость, удерживая равновесие исключительно с помощью ног.
  • «Жонглер». Взяв в каждую руку по детскому мячу, подкидывать и ловить их попеременно то правой, то левой рукой. Правая рука подбросила – она же поймала. Затем тоже самое делает другая рука.
  • Усложнить предыдущее упражнение: правая рука подкидывает мяч – ловит левая рука, затем наоборот.
  • Чтобы развить устойчивость тела, обе руки одновременно подкидывают мячи, но правый мяч ловит левая рука, а левый мяч – правая рука.

Как развить ловкость и координацию в домашних условиях

Простой способ увеличить скорость реакции – выполнять традиционные движения из непривычного положения, в непривычных условиях. Цель данных занятий – сохранять чувство равновесия, научиться как можно быстрее запоминать новые движения, воспроизводить их с максимальной скоростью и точностью.

Начинать заниматься стоит с простых комбинаций. Чем сложнее и быстрее выполняемые движения, тем выше интенсивность тренировки.

В результате спортивных занятий нагрузку получает не только мускулатура, но и нервная система.

Развитию ловкости помогают спортивные игры: баскетбол, хоккей, футбол. Полезен бег по пересеченной местности с препятствиями, которые приходится огибать, перепрыгивать.

Развить координацию движений, ловкость помогают ходьба по гимнастическому бревну, рельсу, поребрику. Для усложнения упражнения перемещать вокруг туловища мяч, передавая его из одной руки в другую.

Упражнение 1. В положении стоя вращать правой рукой по часовой стрелке, левой – против часовой стрелки. Через 10-15 движений поменять направление вращения рук.

Упражнение 2. Поместить ладонь правой руки на расстоянии 5-10см над головой. Поднимать и опускать ладонь, дотрагиваясь темени. Одновременно ладонь левой рукой описывает круги параллельно плоскости живота.

Упражнение 3. Стоя вытянуть вперед правую руку. Вращать выпрямленной рукой по часовой стрелке, а ее кистью против часовой стрелки. Движения выполняются 10-15 раз, плавно и без рывков. Повторить для другой руки.

Упражнение 4. Обе выпрямленные руки вытянуты перед собой. Одна рука выполняет произвольные движения, другая рисует ту или иную геометрическую фигуру – круг, квадрат, треугольник, и т.п. Через 10-15 движений руки меняются ролями.

Какие спортивные упражнения развивают ловкость и быстроту

Простейший способ развить силу рук, спинные мышцы, координацию движений – ходьба на руках, толкая руками перед собой мяч.

Развивают реакцию, глазомер и точность движений попеременное перебрасывание между партнерами мяча, отскочившего от стены. Один участник кидает мяч, который отскакивает от стены, партнер ловит мяч и аналогичным способом возвращает назад.

Следующее упражнение на развитие быстроты, ловкости и координации: прыгать на месте и одновременно «вести» мяч. Для усложнения движений в прыжке поворачивать туловище на 90 градусов вправо или влево, вести одновременно два мяча.

Координацию движений, силу ног развивают перепрыгивания через гимнастическую скамейку на двух ногах, на одной ноге, с одновременным ведением мяча. Перепрыгивать можно боком, спиной вперед.

Еще одно упражнение — подбросить мяч, кувыркнуться, поймать мяч. Для усложнения постараться успеть встать, подпрыгнуть и поймать мяч в прыжке.

Изменено: 16.08.2018

Как получаются «зажатые руки»?

Зажатые руки – всеобщая координационная трагедия.
Они доставляют больше всего беспокойства. Учителя «классической школы» сталкиваются с этой «проблемой» сразу, и трудятся над руками ученика в первую очередь и всю жизнь. Как много детей пришли учиться музыке, чтобы уйти с округлыми ладошками и прямой кистью, но без малейшего желания играть!
Я не знаю другой профессии, связанной с работой пальцев, где было столько одержимости с «проблемой рук».
Никогда не видела, чтобы годовалых малышей, едва научившихся стоять на ногах, тренировали ходить балетным шагом – «а то у них разовьется неправильная походка». Тем более не видела, чтобы карапуза, впервые схватившего ручонкой ложку, стали учить правилам этикета, и дико нервничали, что он «до сих пор не владеет ножом».
Порой мне кажется, что учителя фортепиано – выходцы с другой планеты. Очевидно, дети там рождаются поголовно с «округлыми» руками и сразу начинают играть с листа с динамикой. А «зажатые руки» — редкий врождённый дефект, и миссия настоящего учителя — спасти ученика, исправив ему руки как можно скорее!
Вы ещё не вызубрили ноты, а учитель уже трудится над постановкой рук. Он просит вас округлить ладошку и долго рассказывает, как именно это сделать. Представьте: вы пришли в класс вождения. Вам очень хочется поскорее сесть за руль и поехать! Но инструктор – человек долга. Главное для него — руки. Ваши руки должны смотреться на руле расслабленно и свободно. Руль вы должны поворачивать легким движением кисти – иначе вы никогда не сможете «правильно рулить»! Вы не в состоянии плавно тронуться и остановиться, всё время включаете не ту скорость, постоянно врезаетесь в кусты и бордюры – но инструктора это мало волнует: он постоянно ругает вас за «некрасивые руки».
Между прочим, зря бы он старался! Не знаю, как вы, но когда дошло до дела, я вцепилась в этот руль мертвой хваткой и боялась пошевелиться! И лишь много позже, набравшись опыта, я научилась вести машину совершенно свободными руками.

Шутки на тему «как держать кисть руки»

Вспомним стадии освоения.
Вот учитель показал вам, как правильно держать кисть руки. Если вы повторили это успешно, вы прошли «стадию проговаривания» навыка с помощью своих мышц.
Когда вы запомнили, как надо держать руку, и можете свободно представить это – вы освоили это в уме.
Когда вы научились правильно держать руку на столе, на фортепиано или на чём угодно – вы усвоили навык на уровне «грамматики».
Если вы применяете это к постановке обеих рук при игре на инструменте – это ваше «ручное» творчество.
Шутка в том, что это вряд ли поможет вам играть на фортепиано. Застывшая в красивой позе «правильная» рука не имеет ни малейшего отношения к технике пальцев и работе с клавишами! Пока человек не освоил механику игры на инструменте, изящно выстроенный процесс постановки «округлой кисти» — пустая трата времени и сил. «Красивая рука», сколь бы не вызывала умиления, не может быть опорой в игре на фортепиано, потому что свобода мышц — не навык, а следствие физического развития.

Прибаутки на тему «ощущения тяжести руки»

Это известное упражнение учит играть одну произвольную клавишу одним пальцем на фортепиано. Так, дескать, человек учится чувствовать тяжесть своих рук и постигает туше – извлечение звука клавишей. На самом деле, можно провести много месяцев, погружая руку ребенка в клавишу и выгружая её из клавиши. Но к действенному ощущению клавиатуры это не приблизит ни на шаг!
Вспомните, сколько раз вам приходилось мерить у зеркала новые туфли. Помогало ли это разносить их?.. Увы! Только проносив их две недели и избавившись от последнего мозоля, вы больше не ощущаете их на ноге, и к вам приходит свобода движений.
Коллеги! Не проще ли прекратить красоваться перед зеркалом, а куда-нибудь сходить?
Ощущение собственных рук и клавиш может дать только реальная игра гамм и упражнений.
И тут я совершенно серьезна!

Первые шаги фортепианного «хождения»

Игра – это работа всех пальцев в заданной последовательности. Восприятие и сознание должны взять под контроль все нужные для игры мышцы. Для этого мышцы должны работать.
При условии, что упражнение простое и легко запоминается, а работа по его разучиванию не отвлекает от главного – освоения первых навыков «хождения» — это самый действенный способ научить руки и пальцы работать, как требуется.
Ключевое слово для начинающего пианиста – фортепианное хождение . Поставив пальцы на клавиши, мы превращаемся в годовалых малышей, которые учатся делать первые шаги от клавиши к клавише. С той только разницей, что «ног» у нас как минимум пять!
Есть один способ научиться ходить: больше ходить. Упражнения и пьесы – дозированные прогулочные маршруты. Активное гуляние по клавиатуре помогает достичь множества полезных целей.
Во-первых, это развивает координацию пальцев и «взаимопонимание» с клавишами.
Во-вторых, тренирует восприятие фиксировать эту координацию вместе с клавишами.
В третьих, это позволяет освоить клавишное пространство зрением. После нескольких путешествий вперед и назад оно престаёт страшить, становится более доброжелательным и понятным.
В четвёртых, это помогает потихоньку запомнить, как черные клавиши группируются по две и по три, и как белые организованы по октавам и по порядку. Путешествие по неизвестной местности поможет понять её куда лучше, чем «клуб теледомапутешественников»!
И в пятых, это помогает использовать уже освоенный музыкальный алфавит на клавишах.
Эффективность упражнений удваивается, если использовать наклейки – карту с названием клавиш, и пропевать каждую нажимаемую клавишу пьесы сольфеджио.
Многие ругают упражнения за их скучность и механичность. И опять это – взгляд зрелого музыканта. А в самом начале пути всё наоборот. «Заданность» упражнений, их предсказуемость и повторность — хорошая опора для первых навыков «хождения». Простое, повторное движение быстро запоминается – и внимание освобождается для координации пальцев и рук. Вместо того, чтобы напряжённо расшифровывать, «куда идти дальше и как узнать, куда идти», ученик может двигаться на «автопилоте» и наблюдать за пальцами или звуком, постепенно развивая «чувство баланса».

Каждый дошкольник может бегать по клавишам!

Осваивать технику игры можно так же легко и свободно, как кататься на трехколесном велосипеде. Более того – нужно!
Чтобы обучить своих малышей «ходить пальчиками по клавишам», я выбрала несколько самых простых упражнений. Нам нужно «проходить» клавиатуру поступенно с подкладыванием пальцев (до мажор в расходящемся движении), поступенно с помощью небольшой растяжки (Ганон №1), с помощью чередования белых и черных клавиш (хроматическая гамма) и трех клавиш одновременно (трезвучия).
Игру упражнений я разучивала с детьми разного возраста. Легкость, с которой они схватывали эти движения, удивляла меня, и постепенно возраст моих учеников опустился… до двух лет! Оказывается, в два года большинство малышей уже владеют координацией своих пальчиков, и вполне способны «ходить по клавиатуре» обеими руками.
Выбор упомянутых упражнений не случаен. Вначале я отобрала те из них, которые бы очень просто копировались и запоминались, но давали максимальную координационную свободу. Потом я проверила, как относятся к этим упражнениям дети и насколько они эффективны для развития координации. Оказалось, что я не ошиблась. Упражнения, которые будут описаны ниже, действительно помогают детям освоить клавишное пространство, и они с большим удовольствием «бегают по этим дорожкам» несколько раз в день.
Однажды мама одного из моих 3-х летних учеников рассказала о своём малыше. Разучив упражнения, он так увлекся ими, что едва завидев клавиши, тут же рвался «походить по ним пальчиками». Оказавшись в магазине музыкальных инструментов, он по-деловому приблизился к самому большому роялю и стал играть обеими руками хроматическую гамму, двигаясь вдоль клавиатуры вслед за своими руками. Публика пришла в неописуемый восторг, а он долго и сосредоточенно играл, не обращая ни малейшего внимания на взрослых. Он был счастлив – он ДЕЛАЛ ЭТО.
Умение делать что-то своими руками – главное удовольствие для маленьких детей. У них ещё жив самый мощный и естественный стимул обучения – восторг победы! Игра упражнений — именно то, что им нравится.
Вот краткое описание упражнений, которые служат в моем классе опорой для развития координационной техники.

Растяжки, или Ганон №1

Я начинаю с «растяжки» – упражнения Ганона. Это — «ключ зажигания» для машины, именуемой рукой. Ганон помогает проходить всю клавиатуру, используя все пальцы поочередно. Он дает восприятию важный урок: «океан клавиш не так уж велик, и его можно переплыть». Он показывает, как передвигаться в пространстве клавиш кругообразными движениями, и как растягивание помогает перескочить через клавишу, чтобы продолжать движение.
Новички играют Ганон плоскими пальчиками, что естественно, потому что задача этого упражнения – «разбудить» механику руки и заставить каждый палец работать самостоятельно. Они получают простое руководство к действию: растянуть, раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь! Позже, когда пальчики заработали, дети легко ставят руку куполообразно и начинают опираться на кончики пальцев.

Хроматическая гамма, или
«Белый кот, Черный кот и Мышка»

Это упражнение помогает собрать кисть руки в правильную горсть: оно нагружает только сильные пальцы – первый и третий, и это освобождает кисть от напряжения. Эта гамма чрезвычайно полезна для освоения белых и черных клавиш, необходима для правильной постановки большого пальца. Игра хроматической гаммы двумя руками очень развивает способность к концентрации: на промежутке между черными клавишами каждая рука использует противоположную аппликатуру.

Трезвучия, или «три сестры – три брата».

Трезвучия учат координации одновременно трех пальцев руки. Вначале это очень трудно, и дети путают 1, 3 и 5 пальцы со 2 и 4. Разделив пальчики на «девочек» и «мальчиков» по кодировке клавиш, мне удалось обратить внимание детей на разницу этих двух групп пальцев. Вначале, когда упражнение играется отдельными руками, дети следят, чтобы в группу 1, 3 и 5 не затесались «непрошенные гости» 2 и 4. Чтобы совладать с координацией этих пальцев, они играют трезвучие много раз.
Позже, когда это дается им без труда, мы начинаем играть трезвучие пооктавно и в быстром темпе. Это помогает детям освоить октавы на мышечном уровне.
Потом упражнение играется обеими руками — и развивает координацию обеих рук.

До мажор в расходящемся движении

Это упражнение совершенно симметрично. Оно учит подкладывать первый (большой) палец для непрерывного проигрывания гаммы. Гамма играется в расходящемся движении, поочередно каждой рукой, от «до» первой октавы и до конца клавиатуры.
Сначала мы выучиваем «магическую формулу»:
123 – 1234 – 123 – 1234 — 123 и т. д.
Когда каждая рука освоила эту работу, мы ставим оба первых (больших) пальца на «до» первой октавы и начинаем играть гамму «до упора» — «пока рук хватает». Это упражнение мощно развивает навык «слепого» ощущения клавиш и технику противоположного движения. Оно помогает «присвоить» расположение белых клавиш и их звучание по порядку.

Дорогу осилит идущий!

Можно ли новичку играть упражнения прямыми растопыренными пальцами и неритмично? Запросто!
Более того: именно так ему и нужно играть. Ведь иначе он пока просто не может.
Однажды у меня в гостях был профессор, преподающий музыку. Увидев видеозапись моего трёхлетнего ученика, играющего Ганон, он очень возмутился: «Мальчик играет неправильными руками!» «Но ему только три! – возразила я, — координация только начинает развиваться!» «Или округлыми руками – или никак!» — отрезал профессор. Тогда я показала ему запись детей постарше. «А как руки у этих учеников?» — спросила я. «Вот это – то, что надо. Я же говорил: нельзя так рано начинать!» — удовлетворённо подытожил профессор. Он не знал, что эти дети, так свободно играющие «округлыми» руками, несколько лет назад точно так же пугали профессионалов, нащупывая дорогу по клавишам «неправильными» руками.
О каких «округлых кистях» новичка мы говорим? Его путешествие по клавишам ничуть не отличается от их первых шагов, сделанных маленькими гнущимися ножками навстречу маме! Конечно, его пальцы торчат в разные стороны, а чтобы нажать мизинцем, он привлекает вес всей руки. Ощущение клавиатуры придёт к нему только с развитием координации. Заработав и освоившись, рука легко принимает естественное, округлое положение. И нет никакой зажатости! Когда знаешь, куда идешь, появляется легкость походки!
Уважаемые коллеги! Проблемы «неправильных рук» не существует. Мы сами выдумали её. Соревнуясь, у чьих учеников «красивее руки», мы тешим только своё самолюбие. А вот проблема «зажатых» рук вполне реальна — но дети тут ни при чём. Это мы «зажимаем», а точнее — отбиваем руки нашим ученикам, пытаясь добиться от них «правильной постановки рук» прежде, чем хоть чему-то их научим.
Главная опора для координационной техники игры — освоение всего фортепианного пространства. Не «ощущение веса руки» путём нажатия случайной клавиши, а проработка всех клавиш освобождает руки начинающего и придает им уверенность. Подумайте сами, где вы будете чувствовать себя увереннее: там, где вы знаете каждый угол – или там, где знакома лишь пара случайных мест?

Развив координацию до уровня «свободного бегания» вперёд и назад по клавишам, ребёнок хочет сделать что-то новое. Можно приступать к освоению новых «трюков» — ученик воспринимает их с радостью и восторгом. Теперь он может:
— учиться играть ритмично и с помощью метронома,
— учиться играть громче и тише, связно (легато) и отрывисто (стаккато),
— учиться играть на фортепиано и без стикерсов – наклеек на клавиши.
Кстати о стикерсах. Как выяснилось, их роль для зрительного восприятия ребенка просто неоценима. Зрительная информация на клавишах — важнейшая опора для развития координационной техники. Об этом стоит сказать особо.

Как завоевать доверие восприятия

Если вы не хотите удариться, не ходите в кромешной тьме.
Когда я только начинала учиться, я нашла «клад» — небольшую щербинку на клавише своего пианино. Спасибо тому, кто её сделал! Она служила мне верой и правдой несколько лет — пока я окончательно не запомнила клавиши пальцами. Щербинка находилась рядом с нотой «до» — она была «ре»! Разучивая новые пьесы, я смотрела на неё, как капитан корабля смотрит на маяк. Даже теперь я вспоминаю об этой щербинке с любовью и нежностью. Она спасала меня, как утопающего соломинка!
Поэтому я придумала стикерсы, которые приклеила на каждую клавишу. Это – карта местности. Она дает новичку всю необходимую информацию. На каждой клавише я поставила ее название, краской обозначила, будет ли эта нота на линейке или между, и для полной уверенности добавила линейки скрипичного и басового ключей в виде зеленых и коричневых полосок. Клавиши, нотный стан и звук стали теперь единым пространством. Дети избавились от многих часов неплодотворной мыслительной работы — и сосредоточили внимание на координации и чтении нот.

Сделав это, я получила много писем с вопросами от коллег: а не повредит ли такое простое решение развитию самостоятельного мышления?.. Не отобьёт ли это у детей желание думать?.. И мне всегда хотелось спросить: скажите, коллега, для чего приходит к вам ученик? Чтобы научиться играть – или чтобы думать?..
Когда вы едете в другой город и не знаете дороги, вы берёте карту. И вы будете заглядывать в нее, пока не запомните дорогу. И вот вы пришли за картой, а продавец карт говорит: «Не бери карту, приятель! С картой ты разучишься самостоятельно мыслить и решать проблемы, и никогда не сможешь развить в себе биологический компас!» Что вы ему ответите?..
Естественное желание человека — добраться до конца пути, а не застрять наглухо где-то посередине. Отчего же в музыкальном обучении мы должны сидеть и напряжённо думать, когда можем свободно путешествовать и получать от этого удовольствие?
Многие педагоги уверены: опираясь на подсказку, человек будет пожизненно от нее зависеть. Они не понимают, как работает восприятие при обучении. У него есть два свойства. Первое: новое воспринимается настолько, насколько оно понятно. Чтобы воспринять нечто, человек должен иметь какие-то ориентиры. И второе: «поняв» что-то, восприятие тут же расширяется. Оно не сидит на месте! Приняв подсказку и почувствовав себя защищено, восприятие начинает осваивать местность вокруг, отходя от исходного «гнездышка» все дальше и дальше.
В каждом из нас живет исследователь! Но главное для каждого исследователя — «свой домик», место, куда он всегда может вернуться, чтобы не заблудиться. И чем шире становится наш мир, тем шире и безопасная зона. Так, начиная с двух-трёх счетных палочек, мы постепенно переезжаем в дом по имени «таблица умножения», а ещё позже можем выстроить себе «дворец» по имени «интегралы».
Я часто бываю свидетелем такого «новоселья», когда, придя на урок, мои малыши гордо говорят: «Я больше не играю со стикерсами!» И попробуй их только заставь! Для них это — личное оскорбление. Освоив и отработав новый уровень, восприятие начинает скучать и отвергать его – как подросток детскую песенку, из которой давно вырос. В моей студии всегда стоит инструмент без стикерсов, но с небольшой заставкой позади клавиш, на которой показана все та же «карта дороги». Через некоторое время дети, садясь за инструмент, демонстративно вынимают её. Теперь она им даже мешает!
Уверена: использование стикерсов или клавишной карты не просто гуманно по отношению к нашим ученикам. Это также и акт уважения к их неопытности, и право на эту неопытность. Давая новичку подсказки и предупреждая его затруднения, мы проявляем громадный акт доверия к его восприятию. Мы не наказываем ребенка за то, что он – ещё ребёнок. Не издеваемся, как злые надсмотрщики: дескать, вот тебе проблема и посмотрим, как ты с ней справишься! Мы даем руку помощи, как друзья: опирайся, пока тебе нужно. Я в тебя верю – ты обязательно окрепнешь. И восприятие, почувствовав нашу помощь, начинает с нами благодарно сотрудничать. Вместе с огромными успехами, в человечке растет самоуважение и вера в собственные силы.

А вот что происходит с восприятием на уроке «надсмотрщика».

Много шума из ничего, или поиски «до» первой октавы

Как выглядит клавиатура фортепиано? Огромное множество абсолютно одинаковых клавиш. И лишь чёрные клавиши, к счастью, немного не симметричны. Пару черных клавиш в центре клавиатуры принято считать ориентиром. Слева от них – нота «до» первой октавы. «Тут, по средине, — загадочным голосом говорит учитель, – где находятся две черные клавиши, рядом с левой клавишей находится нота С, или «до»!»
Уверяю вас, даже приключенческий диснеевский мультфильм о том, где «приютилась» на клавишах нота «до», не прибавит способности сразу видеть её на реальных клавишах. Белая плоскость, поделенная на несколько десятков равных отрезков – всё равно, что необъятное снежное поле, на котором нужно отыскать белую мышь. Это для взрослых «два» и «три» — просто, а для ребёнка — вовсе нет! У него ещё нет нужных навыков. Сначала ему нужно пройти стадию проговаривания счета: «раз-два», «раз-два-три», потом осмыслить разницу, а потом научиться схватывать ее зрением на лету. И лишь потом, постепенно, появится способность считать в уме и сразу различать число клавиш!
Чтобы мои маленькие ученики слету определяли, где две черные клавиши, а где три, нужно потратить несколько недель. Я вырезала из бумаги фигурки животных. Динозавров надо положить на три клавиши, а лошадей — на две. Дети аккуратно раскладывали эти фигурки по местам, но без них ещё долго затруднялись ответить слету, где две клавиши, а где три.
Значит, и тут большинство педагогов игнорирует постепенность восприятия. Они действуют так, будто ученик уже умеет быстро считать в уме, и клавиатура для него — уже знакомое и разученное пространство. Но ребёнок – не взрослый! Ждать от новичка, что он сядет, окинет орлиным взором инструмент, мгновенно сгруппирует все черные и белые клавиши и тут же разделит их на октавы – мягко говоря, наивно. Если ребенок сосредоточен на чёрных клавишах, то он уже не может следить за белыми. А если сфокусировался на белых — совершенно не в состоянии отслеживать и черные, две их там, или три. Вспомните зеркала в машине. В таком же замешательстве и начинающий, сидящий перед морем клавишей.
Но и это еще не все!
Ведь нота «до» находится СЛЕВА от двух черных клавиш, которые ПОСЕРЕДИНЕ. Как мы уже выяснили, «слева» – вовсе не подсказка для малыша. Это слово мало о чём говорит ему – оно ещё не усвоено мышцами. «Посередине» — тоже загадка ещё та. Начинается второй акт драмы «борьба за запоминание ноты до». Выглядит это примерно так:

  1. Поблуждав туда-сюда по инструменту, зрение пытается из массы черных клавиш выделить две. Наконец оно останавливается на парочке клавиш. Вроде бы, они посредине?.. Ученик ёрзает, пытаясь определить, насколько они посередине… по отношению к его туловищу.
  2. Теперь – контрольная по математике. Два или три – вот в чем вопрос. Кажется, два. Ура! Мы на месте назначения.
  3. А что же такое «лево»?.. Так, кажется «право» – это то, чем я пишу, стало быть лево – это противоположное. Вот туда!
  4. Смотрим на две чёрные клавиши: какая ближе к той руке, которой я не пишу? Она и есть — лево.
  5. С неё нужно соскользнуть на белую, опять влево. Вот она. Ура! Нашли! А дальше что?

Вот в таких барахтаньях и блужданиях проходит невинное, мимолётное для учителя обучение ноте ДО. Что-то совсем далековато до игры двумя руками, вам не кажется?