Гранд сумо январь. Самый тяжелый борец сумо в истории завершил карьеру и вернулся на родину в бурятию

Как ожидается, великие чемпионы сумо или «йокодзуна», несмотря на недавние скандалы, продемонстрируют превосходную силу и технику сумо.

Великий монгольский чемпион Хакухо выиграл последний турнир сумо в субботу, когда национальный спорт Японии все еще продолжал привлекать внимание средств массовой информации после того, как другой знаменитый борец подозревался полицией в нападении на сумоиста. Таким образом, Хакухо завоевал Кубок Императора уже в сороковой раз.

Шестьдесят девятый великий чемпион одержал четырнадцать побед на последнем классическом турнире 2017-го года, проходившем в городе Фукуока на острове Кюсю.

«Я с облегчением добился (40-й победы)», - сказал Хакухо журналистам, не комментируя скандал.

Ранее АРД сообщал, что йокодзуна Харумафудзи подозревается в нападении на своего соотечественника-борца. Согласно сообщениям японских СМИ, Харумафудзи разозлило то, что во время беседы с ним Таканоива был занят своим смартфоном. Такое поведение Харумафудзи воспринял как неуважительное по отношению к старшему по званию борцу.

Но у великого чемпиона Хакухо, который тоже был на вечеринке, была своя версия произошедшего.

Харумафудзи «не бил его бутылкой с пивом», - сказал Хакухо в четверг на турнире Grand Sumo в Кюсю в Фукуоке.

33-летнему Харумафудзи, возможно, придется отступить от своей позиции, если ему будет предъявлено обвинение.

Отметим, что Хакухо и сам замешан в другом скандале. В одиннадцатый день басё он, не желая признавать поражение, стал оказывать давление на судей. Белый феникс отказался поклониться сопернику.

Ояката Исэгахама , исполняющий обязанности председателя Комитета судей, объявил 23 ноября строгий выговор великому чемпиону Хакухо.

Белый феникс принес извинения за свое поведение после поединка с сэкивакэ Йосикадзэ. Все-таки без монголов в сумо скучно.

К слову, 33-летний уроженец Внутренней Монголии Сококурай завоевал чемпионский титул в дзюрё.

Анатолий Михаханов весит почти 300 килограммов, поэтому каждый его бой был очень зрелищным. В Японии ему дали прозвище Северное Сияние, его узнавали на улице, у него была армия поклонников. А что же в России? Чем он будет заниматься? Собирается ли худеть?

Хорошего сумотори должно быть много. Рекордные боевые 288 килограммов. Столько не весил еще ни один борец за более чем тысячелетнюю историю японского вида спорта.

Крупное достижение принадлежит не тому, кто родился в стране самураев, а россиянину Анатолию Михаханову. Деления на весовые категории в сумо нет. Соперник Сибирского богатыря почти на два центнера легче его. Схватка продлилась недолго.

Чистая победа. Одна из последних на счету россиянина. Известный в Японии под именем Орора, или северное сияние, Анатолий вернулся на Родину.

В Заиграевском районе Бурятии сменившего повязку маваси на костюм сумотори встречают хлебом-солью, по бурятской традиции молоком, и дарят синий платок хадак.

«Столько лет прошло, приехал на родину - не отдохнуть, а навсегда вернулся, будем смотреть сначала, привыкать, ну, думаю, все будет хорошо», - говорит Анатолий Михаханов.

Из аэропорта домой на микроавтобусе. Машина становится заметно выше, когда из нее выходит бурятский тяжеловес. По словам мамы, Толик всегда был больше сверстников. Будущий Орора Сатоси никогда не выглядел малышом. А в 16 лет весил уже 190. Чтобы узнать это, пришлось идти в магазин, где были самые большие весы.

«Родился не слишком большим весом, но рос не по дням, а по часам. В Родове у нас был очень крупный человек, он весил 320 килограммов, его звали Загша в Иркутской области, и он всех удивлял, потому что не мог ездить на коне, ездил на буйволе», - рассказывает Дулсан Михаханова.

В школе потомок бурятского гиганта не мог уместиться за партой. Сидел за учительским столом сразу на двух стульях. Навык потом пригодился в японских самолетах. Вот так он летал с одного японского острова на другой целых 18 лет. Звезда самого популярного боевого искусства Страны восходящего солнца на своей странице в инстаграмме рассказывал, как живут сумотори. Десятки тысяч подписчиков лайкали его фото с одноклубниками. Смотрели, как тренируется Орора-сан.

Здесь же фанаты увидели и ритуал окончания спортивной карьеры. Токояма - парикмахер - остриг Анатолию теммаге - косичку, которую защищает голову при падении.

Сумо Анатолий начал заниматься в 16. Из Бурятии уехал в Санкт-Петербург. Там его и увидел знаменитый екодзуна, Китаноуми Тосимицу, и позвал тренироваться в Токио. Согласиться - значило ежедневно вставать в четыре утра, заниматься дважды в день и жить затворнической жизнью вместе с другими послушниками культа сумо. Многие просто не выдерживают.

«Я же родился в Сибири, Бурятия считается Сибирью, плюс я бурят в своей душе, если не вытерплю, что скажут на родине, салага приехал, не вытерпел, как можно было не вытерпеть, хотя, конечно, было тяжело, когда был один», - рассказывает Анатолий Михаханов.

За свою карьеру Анатолий принял участие в 111 турнирах. Одержал в них 376 побед. Но поражений оказалось примерно столько же.

Когда навстречу друг другу несутся два сумотори, сила удара, при столкновении может быть больше тонны. Но далеко не все решает вес. Орора-сан проигрывал и небольшим соперникам. И в целом был далек от того, чтобы стать чемпионом. Но болельщики его любили.

«Каждый фанат сумо знал, кто такой Северное Сияние Орора. И это было приятно. Не добился высот, но знали.. Главное - не то, какой ты борец, а какой ты человек по жизни останешься», - считает Анатолий Михаханов.

Орора Сатоси завершил карьеру в 35 и сразу же вернулся домой. Теперь в его Инстаграме не суши, а бурятские буузы. Сумотори не очень охотно рассказывает о планах на будущее. А его мама делится секретом: вернувшись домой, Анатолий мечтает похудеть.

Современное сумо берет свои истоки с периода Эдо (после 1603 года). В начале 17 века в Японии, истощенной продолжительными междоусобными войнами, установился мир. Создались благоприятные условия для торговли, усилился класс купцов. Новый могущественный класс искал новых развлечений. Излюбленным времяпрепровождением стала борьба сумо. Именно в эпоху Эдо окончательно оформилось около 70 канонических приемов (броски, подножки, подсечки, захваты, толчки и т.п.), утвердился ритуал, усовершенствовались правила соревнований, которые практически в неизменном виде дошли до наших дней. Для того чтобы победить в сумо, достаточно вытолкнуть соперника за пределы круга или вынудить его коснуться поверхности круга какой-либо частью тела, кроме ступней. Из-за небольшого размера ринга малейшая оплошность, допущенная борцом, приводит к поражению. Поэтому в сумо спортсмен должен постоянно следить за своим равновесием, обладать мгновенной реакцией, уметь использовать в свою пользу силу и движения противника, чувствовать его центр тяжести и площадь опоры.

Составляющих победы в сумо три: бойцовский дух, техника и масса.

Причем именно в таком порядке. Масса спортсмена стоит только на третьем месте. Интересно проследить, как менялся вес сумоистов. С древних времен и до 1910 года к сумоистским схваткам допускались люди, имевшие вес не менее 52 кг. Требований к росту не существовало никаких. Это объяснялось тем, что японцы питались в основном растительной пищей (буддизм запрещал есть мясо, а мучные продукты еще не были завезены из Европы) и были одинаково низкорослы.

Сумо хорошо известна своей системой строгой иерархии. Борцы состоят в "комнате" (хэя), которой управляет ояката, являющийся тренером и наставником. Младшие борцы должны каждый день готовить и обслуживать более опытных. В клубы сумо учеников принимают в возрасте 10-15 лет. Хотя предпочтение отдаётся мальчикам крепкого сложения и высокого роста, никто из них, конечно, даже отдалённо не напоминает знаменитых гигантов ринга. Формирование тела борца происходит исключительно в процессе тренировок, за счёт увеличения мышц и наращивания веса

СУМОТОРИ

Встретив сумотори в городе, вы сможете вычленить его из толпы низкорослых японцев по габаритам и характерной прическе, знающий человек без особого труда определит и его ранг. Осмотр для определения его статуса следует проводить снизу вверх: деревянные шлепанцы (гэта), одетые на босую ногу означают, что вы имеете дело с борцами двух низших дивизионов. Если борец при этом носит традиционный домашний халат (юката) - он, без сомнения, из низшего дивизиона (дзёнокути), а если кимоно, то из следующего - дзёнидан.
Если рикиси (борец профессионального сумо) на босу ногу надел сэтта (сандалии на кожаной подошве), да вдобавок он одет в национальную парадную одежду (хаори, хакама) - значит он из четвертого дивизиона - сандаммэ.

Наличие носков (таби) вдобавок к сэтта и пальто-накидки вдобавок к (хаори, хакама) означают принадлежность к третьему дивизиону макусита.

Культура тела в сумо развита чрезвычайно. Интересно, что после ухода "в отставку" многим рикиси удаётся путём специальной диеты в течение одного-двух лет вернуться к нормальному весу, превратившись в "обычного" человека. Помимо питания важную роль при этом играют массаж, водные процедуры, изощрённые ежедневные упражнения на гибкость и на растяжку, которые позволяют тучному борцу с лёгкостью выполнять гимнастический мостик, "шпагат" и тому подобные сложнейшие фигуры. Подчёркнутое внимание к телу и постоянная забота о его весьма своеобразной красоте составляют неотъемлемую часть быта рикиси.

Также большое внимание уделяется колоритным причёскам, которым борцы придают не меньшее значение, чем средневековые гейши придавали своим замысловатым куафюрам.

Волосы, собранные в узел на темени, позволяют в наши дни безошибочно выделить борца сумо в толпе. Когда в 1871 г. император Мэйдзи издал указ о стрижке волос, только рикиси благодаря покровительству высокопоставленных чиновников правительства избежали общей участи. Высокая причёска, по убеждению сумоистов, не только служит атрибутом традиционного декора, но и амортизирует удар при падении. Нынешние прославленные рикиси, как и их предшественники в эпоху Токугава, с гордостью носят на голове ои-тёмагэ - пышный узел в форме листа дерева гингко. Их собратья не достигшие ещё звания мастера, довольствуются более скромной причёской - тён-магэ. По всей Японии насчитывается немногим более тридцати настоящих знатоков сумоистских причёсок, первоклассных цирюльников-токояма. Большинство клубов обходятся услугами подмастерьев.

День сумоиста обычно строится по расписанию. Подъём с первыми лучами солнца, утренний туалет, затем примерно с шести утра натощак начинается тренировка, которая длится четыре-пять часов, требуя полной отдачи сил и предельной концентрации. В одиннадцать большой перерыв. Борцы принимают горячую ванну (фуро) и завтракают. К этому времени они нагуливают хороший аппетит и едят без всяких ограничений, сколько душа просит. Установлено, что в среднем рикиси съедает пять-шесть обычных порций. Какую же пищу предпочитают великаны?

Завтрак (тянко-набэ) тяжеловеса всегда состоит из тянко - высококалорийного и достаточно вкусного мясного блюда наподобие рагу с овощными приправами, иногда с рисовым гарниром. Готовится тянко в котле на медленном огне, и секрет его приготовления должен знать каждый сумоист, так как в клубе выделяют специальных дежурных по кухне, которые поочерёдно готовят трапезу на весь коллектив. Японцы утверждают, что само слово тянко заимствовано из нагасакского диалекта, где оно и означает "китайское рагу".

После завтрака следует двух-трёхчасовой сон, необходимый для усвоения пищи и восстановления затраченной энергии. Затем кратковременная тренировка и лёгкий ужин. Любопытно, что рикиси в отличие от прочих спортсменов не ограничивают себя в спиртном. За ужином им разрешается выпить добрую толику пива или сакэ.

Хотя едят гиганты всего два раза в день, их рацион в сочетании с режимом способствуют быстрому наращиванию мышц и жировой прослойки. Замечено, что наиболее активно сумоист толстеет до достижения звания мастера (дзюрё), а потом стабилизируется и только поддерживает вес, который очень важен в борьбе без весовых категорий.
После каждого чемпионата появляются новые одзэки, но высшее звание ёкодзуна присуждается редко, раз в несколько лет.

БАНДЗУКЭ - ТАБЕЛЬ О РАНГАХ В ОДЗУМО

Профессиональное сумо (одзумо) имеет строгую иерархическую структуру. Оно подразделяется на 6 дивизионов. В высшем дивизионе (макуути) борцы имеют ранги наподобие спортивных разрядов, высший из которых - ёкодзуна - дается пожизненно, остальные - одзэки, сэкивакэ, комусуби и маэгасира - завоевываются и подтверждаются борцами в ходе турниров. Ранги борцов низших дивизионов - дзюрё, макусита, сандаммэ, дзёнидан, дзёнокути - именуются также как название дивизиона с добавлением номера, соответствующего положению в рейтинге.

Иерархическая структура одзумо, ранжирование рикиси, статус судей и прочее, в общем всё, что определяет положение членов Ассоциации отражается в уникальном рейтинг-листе, именуемом бандзукэ и тоже имеющем многовековую историю.

Бандзукэ - это, прежде всего, рейтинг-лист сумотори, публикуемый в понедельник за 13 дней до начала каждого из шести басё. Исключение составляет только бандзукэ, публикуемый перед январским Хацу басё, поскольку он выпускается еще перед новогодними праздниками, примерно за 16 дней до турнира.

Традиция бандзукэ ведет свое начало с конца 17-го века, когда был изготовлен первый рейтинг-лист, который представлял собой деревянную дощечку с именами рикиси.

Этот документ и сейчас создаётся вручную гёдзи высокой категории, который вписывает в него имена всех действующих сумотори, используя особый способ написания иероглифов - сумомодзи.

На всеяпонских чемпионатах со времён позднего средневековья и до наших дней все участники распределялись по географической принадлежности между командами "Восток" и "Запад". В первую входили представители восточных и северо-восточных провинций Японии с центром в столице сёгуната - Эдо. Во вторую - представители западных и юго-западных провинций с центром в богатом и купеческом городе Осака.

На турнирах рикиси трех низших дивизионов выступают в маваси из хлопка.
Рикиси и зарплату, и иные вознаграждения получают в соответствии со своим положением в табели о рангах. Так, сумотори, выступающие в четырех низших дивизионах, получают деньги только за участие в турнирах - соответственно 700, 750, 850, и 1200 дол., а за победу на турнире в своем дивизионе 1000, 2000, 3000 и 5000 дол. (естественно в иенах). Правда, живут они на всем готовом.

Разрыв между четырьмя низшими и двумя высшими дивизионами - колоссален. Рикиси двух высших дивизионов именуются сэкитори, и они уже получают регулярно каждый месяц зарплату. Иными словами, сэкитори - это профессионалы высшего разряда.

На турнирах они облачаются в шелковые маваси со шнурками того же цвета (сагари), которые крепятся к маваси спереди и снимаются после схватки. Более богаты и разнообразны и ритуалы в схватках сэкитори. Они имеют право разбрасывать перед поединком соль и пить "воду, дающую силу" (тикара-мидзу), а также участвуют в торжественном выходе на дохё (дохё-ири), надев церемониальный фартук - кэсё-маваси.

Привлекательна жизнь сэкитори, но, как свидетельствует многолетняя статистика, лишь один из 10 рикиси достигает этого статуса.

Они имеют право на отдельную комнату, встают позже других, освобождаются от всякой домашней работы (приготовление еды, покупки, стирка и т.д.), на тренировки повязывают белый маваси, первыми принимают ванну и садятся за стол. Для поддержания дисциплины и воспитания нерадивой молодежи им разрешается пользоваться бамбуковой тростью. Они имеют право на ординарцев (цукэбито), которые им всячески прислуживают, а во время выхода в город, являются еще и их телохранителями. Помимо этого сэкитори получают право давать автографы в виде отпечатка своей ладони (тэгата), иметь свой клуб болельщиков (коэнкай), использовать зонтик (представители младших дивизионов мокнут под дождем), делать прическу оитё, а также носить свои вещи в специальном бамбуковом чемоданчике - акэни.

Зарплата сэкитори составляет 8700$, а вознаграждение за победу на турнире - 20 000 долларов США.

В свет они выходят обувшись в таби и сэтта и облачившись в специального покроя хаори и хакама, а от представителей макусита их, в первую очередь, отличает прическа и вся остальная упомянутая атрибутика - акэни, зонтик, цукэбито.

Сэкитори, выступающие в высшем дивизионе - макуути, а их всего 40 человек, могут иметь один из 5 рангов: маэгасира, комусуби, сэкивакэ, одзэки и ёкодзуна. Три ранга - комусуби, сэкивакэ и одзэки имеют одно обобщенное название - санъяку. Зарплата в макуути составляет от 11 000 у низшего ранга до 20 000 долларов США - у высшего. Помимо этого существует различное количество бонусов и премиальных.

ЕЖЕГОДНЫЕ ЧЕМПИОНАТЫ СУМО

Сейчас в Японии ежегодно проводятся шесть больших чемпионатов сумо: три в Токио и по одному в Осаке, Нагое и на острове Кюсю. Участники соревнований делятся по традиции на две команды - "Восток" и "Запад". Чемпионат длится 15 дней. Каждый участник борется один раз в день с разными противниками. Победитель в день окончания соревнований награждается императорским кубком. Кроме того, учреждены еще три премии: мастеру, наиболее удачно выступившему в схватке с чемпионом, за боевой дух и за техническое совершенство. Чтобы заслужить любую из наград, борец должен выиграть не менее восьми схваток из предложенных ему пятнадцати.

Турниры - басе - проводятся на специальной арене - дохе. Она сделана из глины (причем добывают ее в строго определенных местах, о которых знают лишь "посвященные"), сверху насыпают тонкий слой песка. Дохе можно построить в любом зале. На это отводится 72 часа, не больше и не меньше. Занимаются сооружением арены ровно 42 йобидаси: они и строители, и в дальнейшем - ведущие турнира. При строительстве дохе они обязательно выполняют священный ритуал: в центре закапывают каштан, плод китайского мисканта, сушеную каракатицу, морские водоросли, мытый рис и соль. Перед началом турнира все это поливают освященным саке. Женщинам ступать на дохе категорически запрещено. Впрочем, этих ритуальных таинств зрители не видят.

Зато они становятся свидетелями грандиозной церемонии, открывающей турнир - дохеири (вступление участников турнира на помост): облаченнные в специальные одеяния - кэсе-маваси (это сшитые вручную шелковые пояса, расшитые золотыми и серебряными нитями, предназначенные только для церемонии открытия), под ритмичные звуки деревянных палочек на дохе выходят борцы сумо. Каждый обязательно хлопает в ладоши, что символизирует избавление от злых духов. Затем наступает самый торжественный момент: на помост вступает йокодзуна - борец, достигший высшего титула в борцовской иерархии. Его сопровождают два оруженосца. Йокодзуна хлопает в ладоши, привлекая внимание богов, затем вытягивает руки ладонями вверх, показывая, что он безоружен, и, наконец, высоко поднимая ноги, топает, изгоняя злых духов с дохе. Заключает торжественную церемонию выход на помост судей - гедзи, одетых в старинные кимоно. В руке каждого гедзи - веер, которым он будет указывать победителя поединка. По завершении церемонии начинаются собственно соревнования. Завершается турнир также впечатляющей церемонией: победитель исполняет танец с луком (ритуал сохранился с давних пор, когда победитель получал лук в награду).

Расписание чемпионатов сумо на 2016 год:

Расписание чемпионатов сумо на 2017 год: