Название частей японского лука юми. Японское оружие и его виды. Техника стрельбы из лука

弓 , «лук») представляет собой лук длиной более двух метров, но в отличие от других луков, рукоять делит лук не пополам, а в пропорции один (низ) к двум (верх). В современной Японии используется во время занятий кюдо (яп. 弓道 кю:до: , «путь лука») . Традиционные луки изготавливаются из слоёного бамбука , дерева и кожи , используя технологии, не меняющиеся веками, хотя существуют более дешёвые аналоги изготовленные из стекло- и углеволокна .

Форма

Юми - асимметричный лук, с расположением рукоятки приблизительно в одной трети длины лука снизу. Существуют несколько гипотез возникновения такой формы. Основная гипотеза гласит, что такая форма необходима для стрельбы с лошади с возможностью свободного прицеливания в любую сторону. По другой гипотезе данная форма нужна для стрельбы из положения сидя. Также существует гипотеза, что такая форма возникла во времена до изобретения композитного лука для компенсации различий свойств древесины по удалению от корня. Без тетивы лук выгибается в противоположную сторону

Тетива

Цуру (яп. 弦 , «тетива ») для юми традиционно изготавливают из пеньки , но большинство современных лучников используют синтетическую тетиву из таких материалов, как кевлар из-за большей долговечности. Обычно тетиву не меняют до самого обрыва. Место контакта со стрелой усиливают дополнительной нитью с клеем, что позволяет защитить тетиву и более надёжно удерживать стрелу.

Отношение к луку

Серьёзно занимающиеся кюдо относятся к луку с уважением, как к предмету великой силы, говорят, что лук содержит часть души человека его изготовившего. Ученик никогда не должен переступать лук лежащий на земле, что рассматривается как неуважение. Обычно к луку относятся так, как хотели бы, чтобы относились к ним, например храня подальше от жары или холода, в сухом, но не слишком, месте. Также считается неуважительным трогать лук без разрешения его владельца.

Уход

Бамбуковый лук требует внимательного ухода . Без этого лук может потерять форму и стать бесполезным. Форма лука может измениться в худшую сторону, и для исправления может потребоваться приложение давления через специальные болванки, или оставление его с натянутой тетивой или, наоборот, без тетивы на некоторое время. Если лук принял примерно плоскую форму, то его оставляют без тетивы. При чрезмерном выгибании лук оставляют с тетивой. При хорошем уходе лук может прослужить многим поколениям, в противном случае его жизнь будет коротка.

Длина лука

Выбор лука зависит от роста владельца.

Рост Длина стрелы Рекомендуемый лук
< 150 см < 85 см Сансун-дзумэ (212 см)
150-165 см 85 - 90 см Намисун (221 см)
165-180 см 90 - 100 см Нисун-ноби (227 см)
180 - 195 см 100-105 см Ёнсун-ноби (233 см)
195-205 см 105-110 см Рокусун-ноби (239 см)
> 205 см > 110 см Хассун-ноби (245 см)

История

Напишите отзыв о статье "Японский длинный лук"

Отрывок, характеризующий Японский длинный лук

– Французы оставили левый берег?
– Как доносили лазутчики, в ночь на плотах переправились последние.
– Достаточно ли фуража в Кремсе?
– Фураж не был доставлен в том количестве…
Император перебил его.
– В котором часу убит генерал Шмит?…
– В семь часов, кажется.
– В 7 часов. Очень печально! Очень печально!
Император сказал, что он благодарит, и поклонился. Князь Андрей вышел и тотчас же со всех сторон был окружен придворными. Со всех сторон глядели на него ласковые глаза и слышались ласковые слова. Вчерашний флигель адъютант делал ему упреки, зачем он не остановился во дворце, и предлагал ему свой дом. Военный министр подошел, поздравляя его с орденом Марии Терезии З й степени, которым жаловал его император. Камергер императрицы приглашал его к ее величеству. Эрцгерцогиня тоже желала его видеть. Он не знал, кому отвечать, и несколько секунд собирался с мыслями. Русский посланник взял его за плечо, отвел к окну и стал говорить с ним.
Вопреки словам Билибина, известие, привезенное им, было принято радостно. Назначено было благодарственное молебствие. Кутузов был награжден Марией Терезией большого креста, и вся армия получила награды. Болконский получал приглашения со всех сторон и всё утро должен был делать визиты главным сановникам Австрии. Окончив свои визиты в пятом часу вечера, мысленно сочиняя письмо отцу о сражении и о своей поездке в Брюнн, князь Андрей возвращался домой к Билибину. У крыльца дома, занимаемого Билибиным, стояла до половины уложенная вещами бричка, и Франц, слуга Билибина, с трудом таща чемодан, вышел из двери.
Прежде чем ехать к Билибину, князь Андрей поехал в книжную лавку запастись на поход книгами и засиделся в лавке.
– Что такое? – спросил Болконский.
– Ach, Erlaucht? – сказал Франц, с трудом взваливая чемодан в бричку. – Wir ziehen noch weiter. Der Bosewicht ist schon wieder hinter uns her! [Ах, ваше сиятельство! Мы отправляемся еще далее. Злодей уж опять за нами по пятам.]
– Что такое? Что? – спрашивал князь Андрей.
Билибин вышел навстречу Болконскому. На всегда спокойном лице Билибина было волнение.
– Non, non, avouez que c"est charmant, – говорил он, – cette histoire du pont de Thabor (мост в Вене). Ils l"ont passe sans coup ferir. [Нет, нет, признайтесь, что это прелесть, эта история с Таборским мостом. Они перешли его без сопротивления.]
Князь Андрей ничего не понимал.
– Да откуда же вы, что вы не знаете того, что уже знают все кучера в городе?
– Я от эрцгерцогини. Там я ничего не слыхал.
– И не видали, что везде укладываются?
– Не видал… Да в чем дело? – нетерпеливо спросил князь Андрей.
– В чем дело? Дело в том, что французы перешли мост, который защищает Ауэсперг, и мост не взорвали, так что Мюрат бежит теперь по дороге к Брюнну, и нынче завтра они будут здесь.
– Как здесь? Да как же не взорвали мост, когда он минирован?
– А это я у вас спрашиваю. Этого никто, и сам Бонапарте, не знает.
Болконский пожал плечами.
– Но ежели мост перейден, значит, и армия погибла: она будет отрезана, – сказал он.
– В этом то и штука, – отвечал Билибин. – Слушайте. Вступают французы в Вену, как я вам говорил. Всё очень хорошо. На другой день, то есть вчера, господа маршалы: Мюрат Ланн и Бельяр, садятся верхом и отправляются на мост. (Заметьте, все трое гасконцы.) Господа, – говорит один, – вы знаете, что Таборский мост минирован и контраминирован, и что перед ним грозный tete de pont и пятнадцать тысяч войска, которому велено взорвать мост и нас не пускать. Но нашему государю императору Наполеону будет приятно, ежели мы возьмем этот мост. Проедемте втроем и возьмем этот мост. – Поедемте, говорят другие; и они отправляются и берут мост, переходят его и теперь со всею армией по сю сторону Дуная направляются на нас, на вас и на ваши сообщения.
– Полноте шутить, – грустно и серьезно сказал князь Андрей.

≫─━━━┉┅∎⋉⋇⋊∎┅┉━━━─≪⌑

Добра, бобра в хату! Сегодня вы прочитаете об ещё одном смертоносном оружии самураев. Также мы выясним различие между японским и английским луками. Начнём же!

≫─━━━┉┅∎⋉⋇⋊∎┅┉━━━─≪⌑

Определение

┝┈┈───╼⊳⊰ 𖤍 ⊱⊲╾───┈┈┥

Японский длинный лук, или дайкю (большой лук), или же по-простому юми (лук) – это лук более двух метров длиной, отличающийся от других своей выгнутостью, рукоятью и стрелами. Юми может использоваться при стрельбе с колена, стоя, а также при стрельбе с лошади, что отличает его от других видов.

┝┈┈───╼⊳⊰ 𖤍 ⊱⊲╾───┈┈┥

Дайкю неразрывно связан с историей Японии – тысячи лет его использовали на полях сражений, и даже сейчас он является важным атрибутом японской культуры. Именно лук был основным оружием самурая до тех пор, пока ему на замену не пришла катана и огнестрельное оружие. Но даже после этого лук пользовался популярностью. Юми по сей день можно увидеть на церемониях и в религиозных ритуалах японцев.

Создание

┝┈┈───╼⊳⊰ 𖤍 ⊱⊲╾───┈┈┥

Японский лук обычно изготовливается из лучших материалов, и цена у такого оружия не маленькая. Поэтому имеются более дешевые аналоги из стекло- и углеволокна. В изготовлении дорогих юме применяется кожа, бамбук и дерево, а сама технология не менялась веками. Зимой, когда бамбук суше всего, мастер по изготовлению юми ищет в роще бамбука идеальное дерево. Даже в роще, где полно сухих деревьев, очень трудно отыскать подходящее. Из одного бамбука можно сделать только один лук, но при этом расстояние между узлами должно быть правильным и на нём должны отсутствовать царапины и другие повреждения. После его разрезают на планки и относят на просушку в специальную коптильную камеру. Там бамбук пролежит 6 месяцев.

После просушки, так как все куски разные, мастеру нужно рассчитать, какой будет их толщина для необходимой гибкости. Значение имеет каждый миллиметр. После того как три части готовы, будущий лук склеивают и связывают верёвкой и под неё вставляют маленькие куски бамбука – они будут удерживать юме при изгибании.

Пока клей не застыл, мастер начинает гнуть лук, сначала не сильно, но потом всё сильнее и увереннее – так лук приобретает ассиметричную форму. Верхняя часть лука в два раза больше нижней, из-за чего юми держат на расстоянии двух третьих от верха. Мастер делает рукоять в нижней трети лука, так как отдача после выстрела сильнее в середине. Положение рукояти именно в нижней трети усиливает мощность лука.

Мастер гнет будущий лук

После того как дайкю принял нужную форму и готов к установке тетивы, мастер заправляет лук в специальный станок и цепляет на концы трос-тетиву, которая называется «цуру». Сразу после этого мастер берёт в руки юми, пытаясь понять, удался ли лук. Если между верхней и нижней частями есть равновесие, то это хороший лук, если нет, то плохой.

Техника боя

┝┈┈───╼⊳⊰ 𖤍 ⊱⊲╾───┈┈┥

Японский лук использовался только сословием самураев. Не каждый мог стать мастером в стрельбе из юми. Из-за своей уникальной формы это оружие мощнее других луков, но даже несмотря на это, самураи увеличивали мощь дайкю. У японских лучников есть приём под названием «цуноме». При выстреле рука стрелка отклоняется в последний момент, чтобы стрела вылетала прямо из тетивы. Это придавало стреле скорость, мощность, повышало точность стрельбы, а также уменьшало колебания.

Дайкю натягивают не так, как другие луки. Тетива натягивается кончиком большого пальца к уху или позади него. Стрела японского лука проходит по большому пальцу правой руки, это стабилизирует и повышает точность.

Юми использовался везде: при обороне замков, в морских битвах, нападении. Это смертоносное оружие позволяло легко стрелять в разные стороны. Состоятельные самураи были конными лучниками и легко могли дать отпор копейщикам. Чтобы победить всадника с юми, нужно было убить его коня. Самураи победнее были пешими лучниками, в бою они становились двумя шеренгами – пока одна шеренга перезаряжалась, другая стреляла, отвлекая внимание на себя. Дайкю также мог использоваться как копье или перед сражением грозных японских воинов.

С двух противоположных сторон выходили два равных по статусу самурая, они выпускали друг в друга стрелы. Если одна сторона устрашится мастерством воина, то она могла сдаться.

Использование в наше время

┝┈┈───╼⊳⊰ 𖤍 ⊱⊲╾───┈┈┥

В двадцать первом веке в Японии осталось всего две школы, обучающие стрельбе из юми, – Школа Огасавара и Кюдо. В Огсаваре обучают в традициях, в которых когда-то учились самураи – на некоторых тренировках ученики надевают доспехи, которые весят 20 килограмм. В этой школе ведут подготовку преимущественно к стрельбе из седла. В Кюдо стрельба из лука больше рассматривается как боевое искусство. В этой школе учат не тому, как поразить цель, а концентрации и контролю движения. Учащиеся со временем понимают, когда нужно отпустить тетиву, чтобы попасть в цель.

Ритуал очищения храма с помощью Юми

Эти школы устраивают церемонии, в которых участники могут показать свои способности. Например, Ябусаме – специальная церемония, которая включает изгнание злых духов, гадание, религиозные ритуалы и стрельбу из лука верхом.

Всадник на празднике Ябусаме

Сравнение Юми и Английского длинного лука

┝┈┈───╼⊳⊰ 𖤍 ⊱⊲╾───┈┈┥

Эти два лука очень разные, давайте сравним их. Начнём с различий. Самые очевидные – это форма изгиба, техника стрельбы и стрелками. Изгиб у юми ассиметричный, а у длинного лука (смотрите картинку) классический. Английский лук натягивается тремя пальцами – указательным, средним и безымянным – к щеке или уголку губ. Стрелками в основном были крестьяне, так как лук довольно легко можно было изготовить. Юми натягивался кончиком большого пальца к уху и дальше, а пользовались им самураи.

Английский длинный лук

Скорость полета стрелы при одинаковом натяжении будет равной. У юме стрелы длиннее, поэтому если бы стрелы были одинаковыми, скорость стрелы, выпущенной из длинного лука, была бы меньше.

Пробивная способность у английского лука чуть лучше. Стрелы юме не приспособлена пробивать кольчугу. При стрельбе в железную пластину результат обоих луков будет одинаковым. А вот при стрельбе в баллистический гель, плотность которого равна плотности человеческого тела, в лидерах будет дайкю.

КЮДО – стрельба из лука. Из всех , трансформировавшихся в середине ХХ в. в спортивные виды, кюдо в наибольшей мере сохранило свою первоначальную форму.

Кю-дзюцу (японское искусство стрельбы из лука)

Знатоки японского оружия знают, что Японию издавна называют Страной Длинных Луков. Лук – самое старое японское оружие , а с учетом природных условий страны – самое выгодное. Бой на кораблях, в труднодоступных горных массивах, оборона обрывистых берегов, лесные засады – лук везде является самым важным оружием. Конный лучник мог справиться с группой атакующей пехоты, либо убежать от группы не вооруженных луками преследователей, при этом стреляя с разворота назад. При правлении сегунов конная езда и владение луком были разрешены только высокородным самураям.

В то время, когда лук имел военное значение, хороших лучников отмечали. Лучших брали охранниками императорских садов (фактически – дворцовая стража), либо в личную охрану сёгуна.

После отражения монгольского вторжения среди лучников стали проводиться “турниры-марафоны”, где нужно было стрелять быстро и в течении долгого времени, сохраняя при этом точность. В хрониках отмечено много достижений японских лучников на этих состязаниях. В 1686 году в Киото лучник Вада Деихати выстрелил в течении 24 часов 8 тысяч стрел, попадая раз за разом в мишень на расстоянии ста метров. В 1852 году лучник Масатоки повторил это достижение. В течении двадцати часов он выпустил в цель 10 тысяч стрел, попав 8 тысяч раз. Японцы использовали луки разных типов. Женщины пользовались небольшими луками адзуса-юми . соревновались с луками аудзумэ-юми , в бою пользовались луками ханкю и ёкю , реже – луком монгольского типа ёко-юми . Лучники-снайперы пользовались огромными луками дайкю . Для стрельбы использовались разные типы стрел. Фактически, каждый крупный род использовал свою форму наконечников. Особым искусством было изготовление колчанов, отделка колчана показывала ранг самурая.

Монгольское вторжение продемонстрировало японцам непривычную тактику использования луков – групповую стрельбу конных лучников. Хотя тайфун и помог избежать опасности, но стало ясно, что нужно думать об обороне страны в случае массированного вторжения. Была сделана ставка на повышение индивидуального мастерства конных лучников отдельных самурайских родов, когда каждый из родов отвечал за оборону своего участка побережья. Воины, пережившие пятьдесят дней битв, сделали упор на два аспекта стрельбы из лука: физическую выносливость лучника, и его психическую устойчивость. В поисках тренировочных методов взоры обратились к . Требовалось научить воинов быстрому техничному натяжению лука (без лишних затрат сил) и стрельбе без прицеливания (а, следовательно, без смещения линии стрельбы), ибо в условиях битвы прицелиться практически невозможно. Однако со временем боевое значение лука сошло на нет. Кюдзюцу (искусство стрельбы из лука) превратилось в (путь стрельбы из лука) – не , а систему духовного самосовершенствования, где лук и стрелы – просто инструмент для самопознания.

Инуоумоно

Упражнение в стрельбе из лука (кю:дзюцу) с коня, вид спорта буси. ИНУОУМОНО представляло собой стрельбу по собакам тупыми стрелами. В центре конного манежа веревкой окружался круг диаметром около 14,3 м. Внутри него выделялся круг меньшего диаметра…

Касагакэ

При практике КАСАГАКЭ стрелки пускали коней галопом по специальной дорожке по направлению к мишени и с середины ее начинали выпускать стрелы по обтянутой кожей деревянной мишени диаметром около 50 см., установленной на расстоянии около 15 м в стороне от дорожки…

Ябусамэ

Церемония синто, проводимая для отпугивания злых духов и гадания, и упражнение в стрельбе из лука (кю:дзюцу) с коня по мишеням. ЯБУСАМЭ включает 4 элемента: сначала руководитель группы стрелков, которых может быть 7, 10 или 16, выпускает стрелу в небо и в землю для установления вечного мира между ними…

АКТУАЛЕН НА 2019-2020 год
!!Если вы что-то выбрали, можно отписаться под записью в разлогиненном виде, чтоб и сюрприз не испортить, и без дублей!!

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Дарить можно в любых количествах, а если много людей подарят одно и то же, то не страшно.
- Под вышивку - шкатулки, подносы, подстаканники, магниты, брелки, полотенца - т.е.: все, куда вышивку можно вставить или прям на этом вышить.
- подарочные карты в книжные магазины Москвы, а еще лучше в
- вкусные сушеные фрукты! МНОГО)/ Вот вкусные

(можно дарить денежку на конкретную вещь, как часть оплаты, я с удовольствием добавлю и куплю подарок)

ВЫШИВКА
НЕ НАДО: пяльцы, рамы, бобинки, магнитики, органайзеры для вышивки.
НАДО:
- волшебные держатели для канвы
- Красивые деревянные штуки, куда можно вставить, пришить вышивку или и
- Шкатулки под вышивку , необычные рамки
- тубус (ролл) для хранения отшитых работ или . Или еще где.
- красивые ткани под вышивку ручного крашения ,
- рамки для вышивки
- набор Mill Hill LB30-1712 Moroccan Mares НА ЛЬНЕ
- ЗАНЯТО набор «Кот Баюн» Owl Forest

КНИГИ
- ЗАНЯТО "Властелин Колец" Толкин Джон Рональд Руэл
- Иэн Нейтан: Питер Джексон и создание Средиземья: Всё, что вы можете себе представить -
- ЗАНЯТО Алистер МакГрат "Клайв Стейплз Льюис. Человек, подаривший миру Нарнию"

РАЗНОЕ

Приятности косметики от http://cafemimi.ru/
- Мыло густое Тайское Манго и Кокос

Держатели для книг красивые
- Кошка https://www.wildberries.ru/catalog/9745126/detail.aspx?targetUrl=GP
- ЗАНЯТО Девушка в библиотеке https://www.wildberries.ru/catalog/4137299/detail.aspx?targetUrl=GP

Из не совсем вещественного
- сертификат на МК по керамике
- билеты в кино/театр (не на грустное, пожалуйста), на мюзиклы НЕ русские (разочарована раз и навсегда), в IMAX
- конная прогулка

Всегда буду рада сделанному собственными руками:0)

Не дарите, пожалуйста, колец, сережек, картин, статуэток, свечек, благовонных палочек и мягких игрушек.

Решила с 2014 года вести список "сбывшихся" подарков)
- Спасибо, Света, за набор для открыток из акварельной бумаги в жестяной коробочке!
- Спасибо, Наташа, за электрическую соковыжималку для цитрусовых! ням!
- Спасибо, Света, за сумку для рисовальных принадлежностей Derwent Carry All!
- Спасибо, Наташа, за книгу "Привычка к творчеству" Твайлы Тарп (как только нашла!)
- Спасибо, Катя Б. ;), за книги на английском (ты мегакрута!): "The Practice and Science of Drawing" от Harold Speed. "Freehand Sketching: An Introduction" от Paul Laseau. "The Creative License: Giving Yourself Permission to be the Artist You Truly Are" и "Everyday Matters" от Danny Gregory. "The Awe-manac: A Daily Dose of Wonder" от Jill Badonsky.
- Спасибо, Наташа, за Anne & Todd McCaffrey - Dragon Harper!
- Спасибо, Света, за
- Спасибо, Катя Д., за капиллярные ручки Micron Sakura разной толщины и цвета! И шлоколадку с апельсином;)
- Спасибо, Катя Б., за билет на оперетту "Граф Орлов"!
- Спасибо, Наташа, за Кэти Джонсон: Артбук. Ваша жизнь в словах и рисунках
- Спасибо, Света, за МК «Рисуем камни и скалы акварелью, используя приёмы китайской живописи»!
- Спасибо, Наташа, за всего Шерлока Холмса!!
- Спасибо, Катя Д. за курс по обработке акварели!
- Спасибо, Света, за тканевый фотофон!
- Спасибо, Света, за органайзер для игл и ниток Низанку!
- Спасибо, Катя Б., за билет в Планетарий!
- Спасибо, Катя Б., за поход в Большой театр!
- Спасибо, Наташа, за Брайан Петерсон "В поисках кадра. Идея, цвет и композиция в фотографии"
- Спасибо, Света, Роберт Энсон Хайнлайн "Чужак в стране чужой"
- Спасибо, Света за косметические приятности от Сafemimi
- Спасибо, Катя Д., за Большая энциклопедия вышивки. Английская Королевская школа вышивки. Полное руководство по стежкам.
- Спасибо, Света за "Время, занятое жизнью. Размышления волшебницы Земноморья" Ле Гуин Урсула

Охотничье оружие. От Средних веков до двадцатого столетия Блэкмор Говард Л.

Японские луки

Японские луки

Японская культура развивалась под сильным китайским влиянием. Интенсивные культурные и торговые связи между двумя странами начали складываться в период династии Тан (618-906 н. э.), принесший в страну мир и процветание, и не могли не затронуть конструкцию различных видов вооружения. Так, у древних японских мечей обнаруживается явное сходство с изделиями из Северного Китая и Кореи. В стихотворении японской императрицы Суико (593-629 н. э.) восхвалялись «украшения из провинции Хэга, что касается сабель, то лучшими были добрые лезвия из Куре (Китая)!». В японском фольклоре сохранились многочисленные сюжеты о подвигах китайских лучников. Они сбивали гусей, летевших выше облаков, прицеливаясь только на крик птицы.

Большая часть древних японских составных луков по конструкции аналогичны китайским образцам. В Императорской сокровищнице в Токио хранится пара огромных серебряных литавр, датированных 8 марта 767 г. и покрытых гравированными изображениями конных лучников, охотящихся на кабана и оленя. Они используют составные луки с длинными «ушами» явно азиатского типа.

В некоторых коллекциях находятся несколько цельных длинных прямых луков, изготовленных из дерева катальпа или цуки и датируемых тем же периодом. На некоторых луках сохранились следы обвязки. В 764 г. в хранилище находились порядка сотни луков, изготовленных из бересклета и других пород дерева.

По мере ослабления влияния династии Тан японцы стали стремиться к проявлению самобытности в изготовлении практически всех видов оружия, пока наконец не сосредоточились на длинных тонких луках из бамбука. Монгольское вторжение 1274-1281 гг. привело к появлению более мощных и более коротких составных луков, бытовавших на континенте, и в последующее время японцы продолжили изготавливать луки указанного типа.

Обучение стрельбе из лука считалось обязательной частью образования представителя знати, прежде всего тренировали навыки стрельбы с движущейся лошади. Даже после распространения ручного огнестрельного оружия лук продолжал рассматриваться как главное оружие охоты и воспринимался в качестве такого вплоть до второй половины XIX в.

Японские луки мало различались по длине, но по конструкции их можно разделить на пять основных групп:

маруки – плоские деревянные луки;

сигэтоюми – луки, обмотанные ротангом;

банкуи – луки караульных;

ханкуи – укороченные луки;

хокоюми – луки для стрельбы дротиками.

Первые две разновидности считаются типично японскими, по форме они длинные и изящные, от 7 до 9 футов (от 2 до 2,7 м) в длину (рис. 58). Обычно их ширина доходила до 1 дюйма, они имели круглое сечение по всей длине и почти не украшались. Сигэтоюми, или составные луки, изготавливались из планок каких-либо лиственных деревьев (тутового дерева, сумаха или вишни), укрепленных полосками бамбука, причем кора образовывала внешнюю сторону. Такой трехслойный лук укреплялся обмоткой из колец ротанга. Как и меч, лук имел собственное имя и являлся предметом специального культа.

При натяжении тетивы лук приобретал небольшую кривизну. К отличительным особенностям именно японского лука можно отнести также положение захвата, который размещался не посередине, а примерно на трети длины лука снизу, приспосабливаясь таким образом к низкорослому японскому лучнику, который стрелял со спины лошади или с коленей. Над захватом располагалось одно из ратанговых колец (нигири), использовавшееся как прицельное приспособление.

Лук банкуи был примерно вдвое меньшего размера и использовался прежде всего для стрельбы со спины лошади. К этой же группе относились ханкуи, или церемониальные луки для караула, в основном имевшие декоративное, а не практическое применение.

Самым сложным по устройству был хокоюми, представлявший собой усовершенствованный вариант древнего китайского составного лука. Нередко он усиливался металлическими пластинами. Из него стреляли небольшими дротиками (юмияри) длиной примерно 3-4 дюйма. Чтобы при выстреле тетива не соскакивала, на концах делались специальные выемки с роговыми накладками.

Поскольку длинные луки легко натягивались до уха, что соответствовало японской традиции, японские стрелы были гораздо длиннее европейских и имели крупные наконечники, внешне мало отличавшиеся от наконечников дротиков.

Наверное, известная толика истины содержится в историях о великане-лучнике Тамитомо (1139-1170), который использовал лук длиной в 8 футов и 9 дюймов (более 2,5 м). Рассказывают, что он затонул, когда погрузился в маленькую лодку всего лишь с одной тяжелой стрелой. Изготавливавшиеся из металла японские наконечники для стрел (янонэ) отличались невероятным разнообразием форм и размеров (рис. 59), и все же их можно объединить в четыре основных класса.

Тогари-я – в данном классе головок для стрел отмечается широкое разнообразие форм от длинных заостренных пикообразных головок до широких плоских в виде сердечек. Большинство из них покрывались резьбой.

Янаги-ха – самая распространенная форма головок для стрел, грубая копия листа ивы, формы и пропорции существенно различались, длина варьировалась от 3 /4 дюйма до 2,5 дюйма.

Каримата – головка, похожая на европейский тип с вилообразными, остро заточенными зубцами. Ширина колебалась от 1 до 6 дюймов.

Ватакуси – ланцетовидная головка с обратными зубцами. Дословный перевод названия «разрывающая плоть», ибо данная головка могла нанести тяжелую рану.

Рис. 58. Японский лучник. По гравюре Морикуни (1729). Отметим длинный лук, который поворачивается в руке так, что веревка покоится на задней стороне запястья

Внутри перечисленных четырех типов было множество вариантов, имевших свои собственные названия. Так, среди тогари-я отмечается головка для стрелы, называвшаяся ринзэцу (драконий язык). Отметим также омодаке (водяной подорожник), наносивший сильные увечья. Большие головки для стрел покрывались изысканными узорами и стихотворными строками. Очевидно, что они предназначались в качестве подношений.

Мы не описываем кабура-я – деревянные стрелы с утолщенной головкой с отверстиями, издававшими в полете свист, поскольку они не использовались для охоты. Вместе с тем обратим внимание на кихоко – расплющенную деревянную головку, применявшуюся в охоте на собак (инуои) – отвратительном развлечении, введенном в XII в. императором Тобой. Во время охоты собаку выпускали внутрь огороженной площадки, где она становилась мишенью для конных охотников, перемещавшихся по периметру.

Чтобы разместить столь разнообразные виды стрел, разработали огромное количество разновидностей колчанов, многие из них отличались изящной отделкой и предназначались для чиновников, стражей и парадов. Колчан для охоты (кари-йебира) представлял собой сплетенный из тонкого бамбука короб, набитый стрелами. Для большей прочности бамбуковую основу обшивали деревянными планками. Еще один тип охотничьего колчана, изображенный на многочисленных портретах охотников, – уцобу – цилиндрической формы короб, покрытый снаружи мехом или кожей с отверстием спереди в нижней части. Один из самых коротких японских луков изготавливался из кости кита и был всего лишь в 2-3 фута длиной, часто его переносили в открытом покрытом лаком футляре риманку вместе со стрелами.

Отметим, что японские приемы стрельбы из лука сильно отличались от китайских. Лук надо было держать легко, «как будто боясь разбить воображаемое яйцо», так что после выстрела он сильно раскачивался, и тетива могла достаточно ощутимо ударить по левой руке с тыльной стороны.

Японские лучники постоянно находились в поиске приемов идеальной стрельбы и деликатного управления луком, что отражалось и в указаниях по стрельбе, где говорилось следующее: «Лук никогда не должен знать, когда будет выпущена стрела… сам же лучник не должен знать, когда вылетит стрела… такой выстрел, как считают, вызывает только долгий звук за собой… стрела перемещается так же легко, как дыхание, и действительно кажется живой».

Рис. 59. Японские стрелы. Верхний ряд: две вилкообразные головки (каримата), головки копья в виде сердца (тогари-я). Нижний ряд: две головки в виде листа ивы (янаги-ха), трехзубая (ватакуси), утолщенная головка (кихоко)

Японцы использовали и монгольскую методику пуска стрелы, когда кольцо для большого пальца замещалось разновидностью рукавицы для стрельбы (югакэ) с подбитым рифленым большим пальцем. Для более официальных случаев использовали специальные нарукавники (юготэ) и доспехи для груди (томо). Несмотря на большую величину, длинные японские луки не могут сравниться по мощности с более короткими составными луками, ибо из них не удавалось выстрелить дальше чем на 200 ярдов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.