Что осталось достроить на стадионе на крестовском острове и кто будет достраивать. Скандал вокруг строительства арены «Зенита» вышел за рамки здравого смысла Кто будет достраивать зенит арену

В качестве наиболее вероятного нового генподрядчика строительства стадиона на Крестовском острове источники "ДП" называют ГУП "Водоканал".

Напомним, сегодня (15 июля) Смольный уведомил "Инжтрансстрой" о расторжении контракта на строительство стадиона. При этом для того, чтобы не сорвать сроки, новый генподрядчик должен будет принять работы максимально оперативно.

Впрочем, по данным "ДП", "Инжтрансстрой" не собирается сдаваться без боя. Юристы компании готовы предъявить Смольному многомиллиардные претензии по неоплаченным работам, по фактам изменения сметы и по проволочкам в согласовании проектной документации.

В сегодняшнем официальном сообщении "Инжтрансстроя" говорится, что в компании надеются на участие федеральных властей в возникшем конфликте. "Для федеральных органов власти чемпионат мира имеет значительно большее значение, чем для комитета по строительству Петербурга", - говорят в компании.

Смольный решительно настроен на расторжение контракта. Еще в начале недели уверяли, что на стройке все идет хорошо, но теперь уже заявляют, что не понимают, куда пропали 2,5 млрд рублей аванса, выданного "Инжтрансстрою". Как "ДП" сообщил вице-губернатор Игорь Албин, комитет по строительству направил в ГУВД по Петербургу и Ленобласти заявление о пропаже этой суммы.

Что осталось сделать

Генподрядчика меняют за несколько месяцев до сдачи объекта: в декабре этого года стадион планируется уже сдать. По данным "Инжтрансстроя", выполнено 85% работ. Отметим, что речь идет о подрядах, по которым подписаны акты о приемке работ.

Полностью установлены металлоконструкции на кровле и выкатном поле. Но по инженерии поля остается достаточно много работы, говорят собеседники "ДП", знакомые с ходом работ. Почти завершены все виды бетонирования и установка витражей. Более чем на 90% выполнено покрытие кровли. Как выяснил "ДП", на стадионе осталось смонтировать на "линзе" кровли светопрозрачное покрытие (пленку). Также выполнена большая часть работ по установке лифтов и эскалаторов.

Сколько выполнено работ на "Зенит-арене"

Источник: "Трансстрой"

Между тем несколько представителей компаний, работавших на стадионе на субподряде, сообщили "ДП", что выполнили работы, для которых их привлекали, полностью, но не получили оплату именно из-за отсутствия актов о приемке работ. "У нас все сделано. Рабочие покинули объект. Но мы не знаем, как добиться оформления акта. Создается впечатление, что денег просто нет, и чтобы не приходилось их выдавать, находят формальные причины не подписывать акты", - сказал собеседник "ДП".

Таким образом, если опираться на отзывы субподрядчиков, процент реально выполненных работ стремится к 90. Конечно, отделочные работы, установка мебели, работы на фасаде, благоустройство, - все это еще впереди. Затем должен начинаться этап наладки.

Кто будет делать

"Ответственным должностным лицом по передаче незавершенного объекта капитального строительства со стороны города назначен глава комитета по строительству Сергей Морозов, которому поручено сформировать комиссию по приемке-передаче объекта, а также инженерной, технической и финансовой документации", - сообщает вице-губернатор СПб Игорь Албин.

Основным претендентом на роль нового генподрядчика работ считается ГУП "Водоканал". В ГУПе на все вопросы "ДП" по этому поводу ответили лаконично: "На данный момент "Водоканал" выполняет работы на стадионе в рамках договора на оказание услуг по осуществлению временной эксплуатации наружных канализационных сетей. Вопросы, касающиеся взаимодействия между заказчиком и генеральным подрядчиком, а также другими субподрядными организациями, не находятся в компетенции нашего предприятия".

Однако, как сообщили " ДП " сотрудники "Водоканала", пожелавшие остаться неизвестными, вчера руководитель предприятия Феликс Кармазинов сообщил, что город оказался в сложной ситуации в связи со строительством стадиона и обязанность ГУПа - оказать поддержку. Также он поручил сотрудникам пообщаться с субподрядными организациями, которые работают на стадионе, разобраться в проблемах их работы, обсудить перспективы сотрудничества.

"Водоканал" и сам работает на стадионе, так что в целом знаком с ходом работ. Кроме того, вчера охрану стадиона усилили с помощью сотрудников предприятия "Водопад", которое традиционно охраняет объекты "Водоканала".

Еще один собеседник " ДП ", знакомый с процессом строительства стадиона, заметил, что также к генподрядным функциям могли бы привлечь "Метрострой", но из-за плохих отношений компании со Смольным сейчас это маловероятно.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

1. На десятом году войны греки взяли Трою, но строителям стадиона и этого срока опять оказалось мало.

На 26 декабря назначено официальное "завершение строительства", но, по словам рабочих, после праздников отделочные работы внутри чаши продолжатся как ни в чём ни бывало, и на их завершение понадобится не менее двух недель. На месяцы растянется сдача инженерных сетей, ремонт раскритикованного ФИФА выкатного поля, монтаж систем безопасности и ещё много всего другого. А впереди ещё приведение поля в соответствие с требованиями в УЕФА, которое, как признались в Смольном, обойдётся в новые миллиарды рублей.

2. Когда болельщики всё-таки попадут на первый матч, их шокируют кресла.

Во-первых, они все разные, причём сидения 50 оттенков синего и голубого распределены в совершенно произвольном порядке, и усмотреть здесь какой-то дизайнерский замысел сложно даже при большом желании. Во-вторых, многие уже смонтированные кресла выглядят так, будто их сняли со старенького стадиона Кирова перед сносом, часто попадаются и поломанные.

А ведь потом всё наверняка свалят на фанатов, - шутит разнорабочий Михаил, приславший красноречивые фото.

Вообще у сидений "Зенит-Арены" драматичная судьба. Большинство из них зачем-то закупили ещё в 2009 году в Германии за баснословные 287 млн рублей (4,5 тысячи за каждое), а потом хранили прямо под открытым небом на морозе. Этот факт выявила Контрольно-счётная палата. УЕФА признала сидения непригодными к эксплуатации, но потом их каким-то образом удалось "реабилитировать".

3. По плитке в проходах и коридорах лучше ходить на цыпочках.

По словам рабочих, её регулярно приходится перекладывать. За два дня до сдачи в полах по-прежнему зияли многочисленные бреши. По версии одного из строителей, она и дальше будет трескаться под ногами, так как в процессе монтажа нарушается технология: плиточный клей забывают тщательно наносить по краям.

4. С табло, на которых погорел бывший вице-губернатор Оганесян, всё ещё творятся странные вещи.

Одно из них смонтировали в самый последний момент, а на месте второго на рамке повесили чехол. Многие то ли в шутку, то ли всерьёз говорят, что под чехлом на самом деле экрана пока нет.

5. Если бы матч-открытие проходил 26 декабря, диктор стадиона мог бы не докричаться до фанатов.

Дело в том, что колонки, как и сидения, решили смонтировать заранее, чтобы уложиться в сроки, и, по словам участников строительства, с тех пор они сильно запылились.

При этом перед сдачей их не тестировали.

6. Планы-графики производства работ стабильно отстают от производства этих самых работ.

У нас на этаже по плану окончание работ 12 декабря, а по факту за три дня до сдачи даже не чистили ничего ещё, - признаётся один из строителей.

7. Строительный и не очень мусор заполонил многие помещения.

8. Перманентный потоп становится частью неповторимого стиля "Зенит-Арены".

9. Рабочие по-прежнему жалуются на задержку зарплат, и провидение пока глухо к их мольбам.

В офисе одного из подрядчиков за день работы обещали 2160 рублей. Я отработал шесть полноценных смен по 12 часов. Деньги удалось получить только с третьего раза. Первые два раза меня приглашали, а потом моей фамилии почему-то не оказывалось в списках, или говорили, что денег у организации нет, так как заказчик ещё ничего не перечислил компании. В итоге вместо 12 тысяч мне заплатили две. Остальные обещают выдать как-нибудь потом, точно после Нового года, - рассказал Руслан.

К слову, именно бардак с выплатами и последующий демарш рабочих летом послужили одним из внешних поводов для смены генподрядчика, но с тех пор мало что изменилось.

10. За одно неверное движение рабочий может лишиться полуторамесячного заработка.

11. Зато на объекте можно неплохо подтянуть иностранные языки.

12. И научиться следить за собой.

Как говорил Оскар Уайльд, истинный джентльмен должен мыться хотя бы раз в год.

13. Туалеты, к слову, также могли использовать не по назначению.

Во всяком случае, многие из них засорились и накануне сдачи к эксплуатации были явно не готовы.

Сегодня правительство Санкт-Петербурга утвердило программу перераспределения средств городского бюджета: около 2,6 млрд руб., которые предназначались для социальных объектов, пойдут на достройку домашнего стадиона для футбольного клуба «Зенит». Здесь же должны пройти матчи в рамках чемпионата мира по футболу в 2018 году. С 2008 года, когда началось строительство арены, смета увеличилась более чем в шесть раз, до 43,8 млрд руб.


Правительство Санкт-Петербурга в понедельник утвердило программу перераспределения средств городского бюджета, согласно которой более 2,6 млрд руб., первоначально предназначавшихся на строительство социальных объектов, направят на достройку в западной части Крестовского острова футбольного стадиона к чемпионату мира 2018 года, сообщает «РИА Новости» . Согласно тексту постановления, бюджет на строительство школ будет уменьшен на 505 млн руб., учреждений дошкольного образования - на 313 млн руб., культуры - на 126 млн руб., зданий учреждений здравоохранения - на 925 млн руб. 88 млн руб. перераспределят со строительства жилищного дома в Колпино. Бюджет на строительство банного комплекса в Красном Селе и реконструкцию оптико-механической профессионального лицея сократят на 155 млн руб.

На прошлой неделе Смольный заключил контракт с новым генподрядчиком - ОАО «Метрострой» (46% власти города контролируют через ГУП «Петербургский метрополитен» и комитет имущественных отношений). Контрагент должен достроить стадион и благоустроить объект до 26 декабря 2016 года. Общая сумма контракта составляет 7,8 млрд руб.. указывается в материалах на сайте госзакупок. В документах также говорится, что смета является окончательной и не может изменяться.

До этого генподрядчиком объекта была корпорация «Трансстрой», принадлежавшая до 2014 года владельцу холдинга «Базэл» Олегу Дерипаске, а сейчас - его однокурснику Егору Андрееву. Смольный и ФК «Зенит» неоднократно критиковали генподрядчика по поводу качества строительных работ. Так, на прошлой неделе гендиректор ФК «Зенит» Максим Митрофанов заявлял, что структурам «Трансстроя» клубом выдано 1,9 тыс. замечаний как к проектным решениям, так и качеству работ. «1,3 тыс. замечаний существенны - они напрямую влияют на стоимость эксплуатации или удобство болельщиков»,- отметил он. Властям города потребовались дополнительные 2,6 млрд руб. на достройку стадиона из-за того, что прежний генподрядчик пока не вернул ранее выданный аванс. В начале августа один из чиновников в Смольном сообщил “Ъ”, что власти города сейчас ведут переговоры с ВТБ о выплате банковской гарантии, которая ранее предоставлялась структурам «Трансстроя».

Строительство стадиона на Крестовском острове началось в 2008 года. Первоначальная смета составляла 6,7 млрд руб., но в итоге сумма увеличилась более чем в шесть раз, до 43,8 млрд руб. Сейчас готовность арены составляет 85%. Для сравнения, «Казань-Арена», построенная к летней Универсиаде в 2013 году, обошлась примерно в 12 млрд руб. А проходящая сейчас реконструкция большой спортивной арены «Лужников» в Москве, где также пройдут матчи в рамках мирового чемпионата в 2018 году, столичному бюджету обходится в 19 млрд руб.

Халиль Аминов

Как скандальная стройка осталась без генподрядчика


Администрация Санкт-Петербурга 15 июля расторгла контракт с генподрядчиком строительства стадиона «Зенит-Арена» «Инжтрансстроем». За день до этого городские власти и застройщик обменялись взаимными претензиями: «Инжтрансстрой» заявил что, администрация Санкт-Петербурга намерено срывает ввод стадиона в строй и отказывается платить за уже выполненные работы, а власти назвали действия компании «агонией неэффективного подрядчика».

Как «Инжтрансстрой» обвинил петербургские власти в срыве сроков строительства «Зенит-Арены»


Акция рабочих, строящих петербургский стадион «Зенит-Арена», где планируется проведение матчей чемпионата мира по футболу в 2018 году, в июле спровоцировала новый конфликт генподрядчика объекта «Инжтрансстрой СПб» и властей города. По версии строительной компании, затягивающие с выплатами чиновники ставили под угрозу сроки сдачи объекта.

Власти Петербурга расторгли контракт с генподрядчиком футбольного стадиона, возводимого к ЧМ-2018.

Удастся ли закончить стройку в срок без лишних затрат?

Всего за год до первого официального матча Кубка Конфедераций, который, так или иначе, должен состояться в Санкт-Петербурге, снова приостановлено строительство многострадальной «Зенит-Арены». Власти северной столицы разорвали сразу все ранее заключённые контракты с главным строителем стадиона - компанией «Инжтрансстрой-СПб». Причём сделано это в одностороннем порядке, и судя по всему совершенно неожиданно для всех.

Что же, собственно, не устроило власти северной столицы? В мэрии этого вообще-то не скрывают. Прежде всего – полная бесконтрольность расходов со стороны «Инжтрансстроя». Хотя уже в этом году именно город неоднократно вносил изменения в проект, отнюдь не подкрепляя его материально.

Итак, «Зенит-Арена», которую чаще называют по имени главного спонсора питерского футбольного клуба «Газпром-Ареной» снова в полной мере оправдала свою несчастливую репутацию. Многократные повышения цены, сопровождавшиеся целой серией коррупционных скандалов, уже не раз приводили к смене застройщиков и остановке работ.

Теперь компания «Инжтрансстрой-СПб», которая почти восемь лет назад приняла на себя нелёгкие обязательства генерального подрядчика, должна не просто остановить работы, но и убрать со стройплощадки всю технику, а также сдать всю проектно-сметную документацию тем, кто придёт ей на смену. Убрать быстро – не больше, чем за месяц, поскольку в ином случае на отделочные работы может вообще не остаться времени.

К тому же надо оперативно проводить тендер на достройку арены, хотя при желании, как это уже было на нескольких объектах Сочи-2014, генподрядчика могут просто назначить распоряжением сверху. По этому поводу нельзя не напомнить, что пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отметил - глава государства «не хотел бы включать режим ручного управления». Но при таком развитии событий практически неизбежны будут дополнительные и очень серьёзные траты, не исключено, что непосредственно из федерального бюджета.

Тем не менее, невзирая на организационные проблемы, стройка не остановлена – судя по всему, там хватает работ, которые можно вести, так сказать, «за честное слово». Студенческие отряды вообще планируется перевести на положение унитарных предприятий и избавить от завязок на подрядные конторы, а инженерные кадры из того же «Инжтрансстроя» буквально засыпаны предложениями о работе. Вообще-то это понятно - субподрядчики связаны с властями города серией договоров и соглашений, которые пока что никто не разрывал.

В то же время отставленный генподрядчик жалуется на город в прокуратуру. Несмотря на то, что объявлены сроки подачи заявок на конкурс и даже обнародования его итогов в августе, ситуация становится только всё более запутанной.

Тем временем, крайний срок окончания строительства, который только и может устроить ФИФА – это декабрь 2016-го. Если позже, про Кубок Конфедераций Санкт-Петербургу придётся забыть. А ведь именно в Питере, в отличие от большинства других российских городов, уже много лет нет проблем с посещаемостью футбольных матчей. Впрочем, после Евро-2016 и здесь могут попросту плюнуть на футбол. И прежде всего, на «наш футбол».

Остаётся напомнить, что новый стадион на месте легендарного «Кировского», вмещавшего ни много ни мало 84 тысячи зрителей, начали возводить еще в 2007 году. Первый контракт с генподрядчиком тогдашние власти Санкт-Петербурга подписывали на смешную сумму в 6,7 млрд рублей. Потом цена вопроса не раз менялась – разумеется, в сторону роста. Кто-то на волне скандалов вокруг «Зенит-Арены» терял кресла в руководящих кабинетах, кто-то напротив, шёл на повышение – вплоть до министра. В итоге стоимость строительства вроде бы удалось заморозить на отметке немногим выше 40 млрд рублей, что с учётом падения курса рубля уже не является рекордной суммой для стадионов такого масштаба.

Последний подрядчик не слишком отличился по части финансовых запросов, ситуация не позволяла, но последние «крайние» сроки тоже сорвал. СМИ сразу стали сомневаться в официальной информации о том, что работы выполнены чуть ли не на 98%. И как показывает практика, перенос оставшихся 2 процентов на весну 2016-го практически ничего не дал – под угрозой уже и новый срок сдачи объекта – декабрьский нынешнего года.

Общественные дискуссии вокруг возведения на Крестовском острове стадиона для ФК «Зенит» по накалу страстей сопоставимы, пожалуй, лишь с обсуждениями строительства комплекса защитных сооружений, которые в свое время не утихали. Однако стадион уверенно перехватывает у дамбы пальму первенства, претендуя на то, чтобы остаться в памяти петербуржцев самым резонансным долгостроем. Подробности – в материале «ФедералПресс».

«Не самый дорогой»

Новая футбольная арена, которую в перспективе планируется передать в управление ФК «Зенит», была заложена еще в 2007 году. С тех самых пор смета проекта неоднократно росла на фоне заявлений региональных и федеральных политиков о том, что ее рост окончательно остановился.

Изначально стоимость контракта на строительство стадиона, конкурс на который провели в конце 2006 года, составляла 6,6 млрд рублей. Тогда работы планировалось завершить к концу 2008 года. Планы скорректировала возникшая необходимость строить стадион по мировым стандартам FIFA. В итоге достраивать его в 2008 году доверили фирме «Инжтрансстрой СПб». Тогда планировалось завершить работы к 15 ноября 2011 года, потратив на них 13 млрд рублей.

В 2016 году стадион все еще не достроен. Его стоимость 1 июня традиционно в последний раз увеличилась еще на 4,3 млрд рублей, составив в итоге 39,2 млрд рублей.

Докладывая президенту об итогах строительства арены в августе 2014 года, на тот момент врио губернатора Петербурга Георгий Полтавченко отмечал, что «сбои действительно были, но сегодня их просто быть не может». «Та цифра, которая была обозначена, она будет выполнена, и ни копейки больше», – заверял он. И отмечал: «С радостью узнал, что этот стадион не самый дорогой».

Как генподрядчик и Смольный поссорились

До проведения в Петербурге игр мирового первенства по футболу осталось два года, матчей Кубка конфедераций – всего год. Между тем вечером в среду несколько десятков рабочих субподрядных организаций, занятых на «Зенит-Арене», вышли протестовать против задержек зарплаты. Их успокоили прибывший на место вице-губернатор Игорь Албин и городская прокуратура, которая на федеральном уровне пообещала разобраться в ситуации.

Протест рабочих стал поводом для противостояния городских властей и компании – генподрядчика возведения стадиона. В четверг фирма «Инжтрансстрой Спб» распространила по СМИ заявление о том, что выступающая заказчиком работ администрация Северной столицы предпринимает все возможное для срыва сроков строительства. В числе организаторов митинга строителей были названы субподрядчики «Леокам», «Элпром» и «Управление строительства 620». Компания обратилась к губернатору Георгию Полтавченко, уведомив его о фактической приостановке исполнения ранее заключенных договоров.

«Представители администрации города не предпринимают необходимых действий для урегулирования напряжения вокруг строительства стадиона, но способствуют ухудшению ситуации, распространяя информацию о генеральном подрядчике не только не имеющую отношения к реальности, но и порочащую деловую репутацию одной из наиболее профессиональных строительных компаний в России», – отмечалось в заявлении.

Подрядчик также указывал, что недополучил 1 млрд рублей за выполненные ранее работы и недосчитался компенсации убытков, которые возникли из-за резкой девальвации рубля.

А кто в итоге достроит?

Бурное развитие ситуация вокруг «Зенит-Арены» получила в пятницу, когда Смольный сообщил, что за два года до ЧМ-2018 и за год до Кубка конфедераций генподрядчика строительства все-таки сменят.

«Учитывая сжатые сроки завершения работ на объекте на фоне низких темпов производства работ, крайне низкой динамики освоения лимитов финансирования, учитывая отсутствие надлежащей и оперативной реакции на предписания заказчика, неоправданную волокиту при принятии управленческих, технических и производственных решений, низкую мобилизацию трудовых ресурсов и низкую культуру производства, плохое качество работ и др., понимая, что подобная линия поведения ставит под угрозу срыва ввод в эксплуатацию стадиона в сроки, определенные руководством города и страны, принято сложное, но единственно возможное в этой ситуации решение о досрочном расторжении государственных контрактов с ООО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой» и АО «Корпорация «Трансстрой», – заявил в пятницу Игорь Албин.

Его пресс-служба распространила в СМИ объемное письмо, в котором претензии к «Инжтрансстрою СПб» расписывались подробно. Там сообщалось о передаче в правоохранительные органы информации о выявленном на стройке дефиците в 2,5 млрд рублей и об очередной просьбе подрядчика добавить еще 4,3 млрд рублей на строительство.

Так или иначе, если раньше корректировались только смета и срок сдачи стадиона, то теперь непонятно и то, кто будет его достраивать. По мнению компании «Инжтрансстрой СПб», альтернатив у города немного.

«Складывается впечатление, что заказчик осознал, что уклонение от принятия решений по проекту создало реальную угрозу срыва строительства, и ищет способ переложить вину на генподрядчика, – подчеркивается в тексте письма от компании, которое цитирует «Интерфакс». – Кроме того, мы подвергаем сомнению, что в текущих условиях заказчик будет в силах найти на рынке другого достаточно профессионального генподрядчика для выполнения необходимого объема работ в условиях сжатых сроков и существующих сложностей с финансированием и документацией».

«Строится памятник коррупции»

Многие вопросы по «Зенит-Арене» остаются без вопросов, но одно ясно совершенно точно: дискуссии вокруг этого долгостроя петербуржцам уже порядком надоели. Но многие по-прежнему недоумевают, как стадион в городе федерального значения перед чемпионатом мира по футболу может строиться около десятка лет.

«В Питере любят долгострой. Исаакиевский собор: 1819–1858. КЗС Санкт-Петербурга от наводнений (дамба): 1979–2011. #ЗенитАрена: 2008–?», – иронизирует в Твиттере пользователь goodvin29. «Шапито за млрд $ для цирка с #Мамаев и #Кокорин С таким #футбол – замах на рубль, удар на копейку #ЗенитАрена #Питер», – высказывает мнение пользователь Shvedova Iuliia. Им вторят и многие другие юзеры, сообщения которых в основном менее содержательны и не предназначены для печати.

Даже интеллигентные жители Северной столицы уже, мягко говоря, подустали от новостей о стройке «Зенит-Арены», что выразил словами известный болельщик сине-бело-голубых Михаил Боярский. «Там все настолько запущено, что уже надо отрывать несколько слоев. Тогда мы поймем, что было вначале и откуда вообще уши растут, – заявлял он в одном из интервью изданию «Спорт-Экспресс». – Пока не вмешается президент, ничего не поменяется. Как у нас говорят, строится памятник коррупции».

Фото piterarena.com