Подготовка к соревнованиям начинается с разработки положения. Этапы организационной работы по подготовке к соревнованиям. Способы проведения соревнований по тайскому боксу










И так, возникла необходимость провести соревнования по пулевой стрельбе. С чего начать? На что обратить внимание? Как правильно провести соревнования?

У вас возникнет множество вопросов, и вам в помощь будет эта статья, где я по возможности опишу вам все самое необходимое для проведения соревнований по стрельбе. Все соревнования по пулевой стрельбе проводятся согласно "Правил соревнований по стрельбе", или официальных Правил Международной Федерации стрелкового спорта ISSF.


Подготовка и проведение соревнований по стрелковому спорту (по стрельбе пулевой),
или Как провести соревнования по стрельбе

Составной частью учебно-тренировочной работы со стрелками-спортсменами является проведение соревнований. Соревнования являются главным средством пропаганды стрелкового спорта. Они привлекают к занятиям стрелковым спортом широкие массы молодежи, помогают воспитывать у нее волевые качества и характер, приучают к спортивной борьбе и позволяют обеспечить педагогический контроль за ходом тренировок. В коллективах физкультуры необходимо оказывать самое серьезное внимание организации соревнований по стрелковому спорту, так как от этого во многом зависят и результаты, которые будут показаны участниками соревнований.

Организация соревнований

Все соревнования, начиная от низовых коллективов физкультуры, проводятся в строгом соответствии с календарными планами. Календарный план работы составляется на основании календарного плана вышестоящей организации, что дает возможность тренерам конкретно планировать учебно-тренировочную работу со спортсменами.

Основой проведения любых соревнований является разработанное Положение для данного соревнования. Положение о соревновании разрабатывается проводящей организацией и должно содержать следующие разделы: цели и задачи; руководство соревнованиями; время и место проведения; состав участников; программу соревнований; порядок и условия зачета; определение первенства; награждение победителей; условия приема организаций и участников; сроки подачи заявки на участие в соревнованиях.

В Положении для проведения соревнований в низовых коллективах необходимо указать, кто обеспечивает участников оружием и боеприпасами. При организации судейской коллегии по проведению данных соревнований рекомендуется указать в Положении, что каждая организация, выставляющая команду, должна выделить установленное количество судей.

При разработке Положения соревнований такие разделы, как программа соревнований и определение первенства, требуют особого внимания. Очень часто эти разделы просто копируют из положения, получаемого от вышестоящих организаций, без учета возможностей и интересов большинства спортсменов, участвующих в данных соревнованиях.

Предварительная подготовка соревнований

В низовых коллективах очень часто соревнования проводятся без предварительной подготовки. Такие соревнования в выполнении поставленных целей и задач успеха не дают. Поэтому каждая организация должна провести предварительную подготовку соревнований, которая заключается в следующем:
— оформление аренды тира;
— приобретение мишеней, канцелярских принадлежностей, призов, бланков, дипломов;
— определение мест размещения и питания, транспортировки участников и судей, порядок хранения оружия; определение количества судей; назначение главного судьи и главного секретаря;
— подготовка таблицы для информации; составление календаря соревнований, исходя из пропускной способности тира (стрельбища);
— составление сметы расходов на оформление мест соревнований, медицинское обслуживание и культурно-массовые мероприятия;
— определение места работы мандатной комиссии и секретариата.

Желательно, чтобы судьи прибыли на соревнования заблаговременно для проверки и подготовки мест соревнований. При недостаточной квалификации судей следует провести семинар по правилам проведения соревнований. Количество судей зависит от значимости проводимых соревнований, количества участников и пропускной способности тира (стрельбища).
В коллективах физкультуры программа соревнований, как правило, небольшая. В таких случаях судейская коллегия может состоять из трех человек: главного судьи, он же старший судья линии огня; старшего судьи линии мишеней, он же судья по определению результатов стрельбы; главного секретаря, он же информатор.

Стрелковые соревнования городского и областного масштаба, как правило, проводятся в 50-метровых тирах емкостью в 10 щитов. Кроме того, в некоторых коллективах имеются тиры 50-метровые с 10 щитами и 25-метровые с автоматической установкой для скоростной стрельбы.

При выполнении упражнения в тире 25 метров по мишени с черным кругом судей из КОР тиров 50 м и 25 м можно объединить, а при выполнении упражнения по силуэту судьи тира 25 м составляют бригаду из 3 человек: судья линии огня, судья линии мишени и судья КОР. Кроме вышеперечисленных судей, необходимо иметь судью-информатора - 1 человек, судью при участниках, он же судья по оружию - 1 человек. Таким образом, на городских и областных соревнованиях необходимо создать судейскую коллегию не менее чем из 15 человек. Из них в главную судейскую коллегию входят: главный судья, главный секретарь, старшие судьи линии огня и линии мишени и старший судья КОР.

Накануне соревнований главный судья с представителями команд проводит совещание главной судейской коллегии, на котором представляет главную судейскую коллегию; уточняет отдельные вопросы из положения соревнования (если это необходимо); утверждает распорядок дня и календарь соревнований.

Подготовка мишеней

Зная количество участников в каждом упражнении, необходимо заблаговременно подготовить мишени. Мишени делятся на пробные и зачетные. Количество пробных и зачетных мишеней зависит от выполняемого упражнения.

При расчете количества мишеней необходимо учесть некоторый запас. Все пробные мишени с черным кругом обозначаются черной полосой в левом верхнем углу. Полоса должна быть ясно видна с линии огня.

Сверху мишени необходимо сделать надпись: номер смены, номер щита, первая и вторая мишень (например, для 2-го щита-1-я смена, 2/1, 2/2; 2-я смена, 2/1, 2/2). В упражнениях с большим количеством зачетных мишеней для шифровки применяется нумератор. Шифр наносится сверху, с правой стороны мишени. Например, для 1-й смены 5-го щита: 010501, 010502, 010503 -и т.д. Первые две цифры - номер смены, вторые две цифры - номер щита, третьи две цифры - номер мишени.

Подготовка материалов для проведения жеребьевки

Для удобства проведения жеребьевки главный секретарь составляет график жеребьевки по упражнениям. Примерный график жеребьевки на упражнение МВ-8, тир - 50 метров на 10 щитов, команд - 5 (а, б, в, г, д), участников в упражнении от каждой команды по 4 человека.

После составления графика его данные переносят в бланк заявки на упражнения. Полученный бланк заявки на жеребьевке представитель команды заполняет и возвращает главному секретарю, который согласно заявке составляет лист учета смен на упражнение.

Лист учета смен составляется в 4 экземплярах. Один экземпляр остается в секретариате, один вывешивается для обозрения спортсменам, один - для старшего судьи линии огня и один - для судьи по оружию.

Начало соревнований

Началом соревнований считается время поднятия флага соревнований.
Все судьи должны прибыть на свои участки работы за 30-40 минут до открытия огня, с тем чтобы проверить готовность участков к началу соревнований, получить необходимую документацию, оборудование и организовать работу на порученных участках.

Судьи линии огня

Старший судья линии огня координирует работу по проведению соревнований на линии огня и линии мишеней. В день выполнения упражнения он получает в секретариате список смен, канцелярские принадлежности и всю необходимую документацию. Проводит краткий инструктаж секторных судей и контролеров.

За шесть минут до начала огня дает команду для прожога оружия. За пять минут до начала огня дает команду «Приготовиться!», объясняет участникам условия выполнения данного упражнения и по окончании пяти минут подает команду «Заряжай!», а через 2-3 с - «Огонь!» и включает секундомер.

В дальнейшем старший судья, секторные судьи и судьи-контролеры линии огня выполняют свои обязанности по поддержанию порядка и соблюдению спортсменами правил стрельбы.

Судьи линии мишеней

Судьи линии мишеней полностью подчиняются старшему судье линии огня. Накануне выполнения упражнения проверяют шифровку мишеней для выполнения предстоящего упражнения, проводят краткий инструктаж с секторными судьями по правилам выполнения упражнения. Раздает мишени по секторам.

Во время работы судьям на линии мишеней необходимо обращать внимание на следующие возможные случаи: при наличии в зачетной мишени сдвоенной пробоины секторный судья должен отметить, что пробоина сдвоенная, и поставить свою подпись: в мишени оказалась пробоина другого стрелка. Старший судья линии мишеней немедленно докладывает об этом старшему судье линии огня. По выяснении, кому принадлежит чужая пробоина, сделать соответствующую отметку на мишенях и заверить их двумя подписями судей. Зачетные мишени старший судья направляет в комиссию по определению результатов стрельбы.

Судьи по определению результатов стрельбы

Достоинство каждой пробоины и общий результат стрельбы определяется комиссией определения результатов (КОР).

Работу судей КОР рекомендуем организовать следующим образом: один судья определяет достоинство пробоины и количество очков в серии и передает подсчитанную серию выстрелов другому судье, который контролирует правильность определения достоинства пробоин, сумму очков и производит запись результатов в карточки.

При осмотре мишеней следует обратить внимание на записи, сделанные судьями линии мишеней, относящиеся к нарушениям правил соревнования, и при подсчете суммы очков серии вычитать штрафные очки, сделав соответствующую запись в карточку учета выстрелов, за что и на сколько очков оштрафован данный стрелок. После внесения в карточку результатов стрельбы подсчитывается общий результат суммы очков стрелка и заверяется подписью судьи, а карточка передается старшему судье КОР.

Старший судья КОР проверяет подсчет суммы очков, подписывает карточку результатов стрельбы. Раскладывает карточки по занятым личным местам стрелков. Лично проверяет правильность подсчета очков стрелков, занявших первые шесть мест. В процессе работы рассматривает спорные вопросы по определению достоинства пробоин. Спорная пробоина должна быть заверена двумя судьями. При спорном вопросе по определению достоинства пробоины решающее значение принадлежит старшему судье КОР.

Судья-информатор

К началу соревнований готовит на большом листе календарь соревнований, таблицу результатов на каждое упражнение, таблицу общекомандных результатов на каждое упражнение и таблицу общекомандных результатов.

Судья-информатор вносит в таблицу данные спортсменов, в ходе соревнований он должен обеспечить своевременную информацию о результатах стрельбы. После окончания стрельбы в каждом упражнении он сверяет таблицу информации со старшим судьей КОР - личные результаты и занятые стрелками места; а с секретариатом командные результаты и места команд. По окончании стрельбы подводит общий итог и вносит результаты в таблицу общекомандной борьбы. Результаты, объявленные судьей-информатором, являются предварительными. Окончательными будут результаты, утвержденные судейской коллегией.

Судья при участниках

Судья при участниках на основании календаря соревнований составляет расписание тренировочных стрельб, где дается подробное расписание времени тренировки с распределением щитов для каждой команды. После согласования с главным секретарем расписание тренировочных стрельб вывешивается в тире.

Для обеспечения мер безопасности и поддержания соответствующего порядка во время тренировки обязательно назначать дежурного судью. Судья при участниках организует проверку одежды, обуви и совместно с судьей по оружию - проверку оружия стрелков. На судью при участниках возлагается обязанность организации торжественных церемоний при открытии, закрытии соревнований и награждении победителей.

Оформление протоколов

На основании поступивших в секретариат результатов стрельбы составляется протокол результатов стрельбы в данном упражнении. Для этого необходимо: проверить правильность определения личных мест; согласно списку смен на данное упражнение расшифровать карточки учета выстрелов; внести результаты стрелков в командные заявки по упражнению, подсчитать итоги и определить командные места.

Личные и командные места определяются согласно правилам соревнований по стрелковому спорту. После этого составляется протокол соревнований.

Для определения общего места команды по всей программе соревнований составляется сводный протокол.

Закрытие соревнований по стрельбе

Закрываются соревнования опусканием Флага. На закрытии происходит награждение чемпионов и призеров этих соревнований.

Успех соревнований во многом зависит от подготовки к ним. Вся подготовительная работа проводится в три этапа:

разработка документации;

подготовка мест соревнований;

работа с участниками.

Подготовка к любым соревнованиям начинается с составления положения о них, которое разрабатывается на основе сроков календарного плана и является не только юридическим, но и методическим документом, определяющим направленность учебно-тренировочной работы в период предсоревновательной подготовки игроков. Поэтому очень важно, чтобы положение было своевременно разослано участвующим организациям. Составляет положение спортивная организация, проводящая соревнования.

Положение о соревнованиях должно четко и кратко определить следующие позиции.

1. Цели и задачи. Цель соревнований (подведение итогов учебной работы, выявление сильнейших команд, популяризация баскетбола и т.д.) зависит от масштаба и вида соревнований.

2. Место и сроки проведения. Указывается город (база), где проводятся соревнования, кто руководит ими, состав судейской коллегии и кем он утвержден.

3. Участники соревнований. Определяется количество и наименование команд, допускаемых к соревнованиям, максимальное количество участников, вносимых в заявку, возраст участников и их квалификация.

4. Условия проведения соревнований. Рассматриваются способы розыгрыша и оценки результатов, определения победителя.

5. Условия подачи протестов и порядок их рассмотрения.

6. Награждение команд и участников. Указывается, как награждаются команды-победительницы и призеры.

7. Условия приема команд. Называется финансирующая организация, дата приезда и отъезда, условия размещения и питания.

8. Формы и сроки предоставления заявок и перезаявок, порядок оформления команд и участников.

9. Место и время жеребьевки.

Особые условия: наличие высокорослых игроков в составах команд, требование применять определенную систему защиты (личную), сдача контрольных нормативов для допуска к соревнованиям и т. д.

После того как разработано положение, составляется смета расходов, на основании которой организации, проводящие данные соревнования, выделяют денежные средства. При составлении сметы указываются:

Наименование соревнований;

Сроки и место проведения;

Количество судей;

Количество участников, в том числе иногородних, подсчитываются расходы на их размещение, питание, проезд;

Расходы на аренду помещений;

Расходы на художественное оформление мест соревнований;

Транспортные расходы;

Канцелярские расходы;

Расходы по оплате обслуживающего персонала (рабочих, врачей, медсестер).

Для проведения соревнований назначается главный судья и секретарь.

Для подготовки к соревнованиям крупного масштаба создается организационный комитет из 5-7 человек, который проводит все необходимые мероприятия непосредственно на месте соревнований.

В его задачу входит выбор и оборудование мест соревнований, подготовка инвентаря, мест размещения и тренировок, организация питания, комплектование секретариата, предварительная информация о соревнованиях с помощью печати, радио, телевидения. Необходимо установить контакт с представителями прессы для освещения хода соревнований в местной печати. Следует также подготовить афиши, программы, билеты участников.

Место соревнований красочно оформляется лозунгами, плакатами, таблицами, отражающими ход соревнований. Рядом должны быть комнаты для переодевания участников и судей, душ с теплой водой, медицинская комната. Место соревнований необходимо радиофицировать.

Строгое соблюдение необходимых требований к оборудованию мест соревнований гарантирует безопасность их проведения.

В раздел работы с участниками соревнований входят: прием и размещение участников, работа мандатной комиссии по допуску к соревнованиям, совещание представителей, совещание судейской коллегии.

Приемом и размещением участников руководит представитель оргкомитета. В аэропорту, железнодорожных вокзалах должны быть вывешены объявления с указанием адреса, куда явиться участникам, если по каким-либо причинам их не могли встретить.

Судьи, обслуживающие соревнования, размещаются отдельно от участников .

Допуск к соревнованиям осуществляет мандатная комиссия в соответствии с положением о соревнованиях. Ответственность за допуск несут главный судья соревнований, главный врач соревнований и представитель мандатной комиссии. По итогам матча составляется протокол за подписью всех главных действующих лиц [приложение В].

Спортивное соревнование - это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания.

Спортивные соревнования используются для подготовки к более ответственным, соревнованиям; отбора, выявления спортивных данных и спортивной подготовленности; про­верки качества учебно-тренировочной и воспитательной работы; агитации за спорт, пропаганды идей физического воспитания и спорта.

Для проведения соревнований необходимо позаботиться о при­ведении мест, оборудования и инвентаря в полное соответствие с установленными правилами, их высоком качестве и необходи­мом количестве.

Если в программу включено несколько разновидностей одного вида спорта, необходимо заранее составить график соревнований, т.е. определить последовательность и время проведения каждого из них. Зная среднюю продолжительность выполнения упражне­ния, количество попыток и количество участников, можно опреде­лить общую продолжительность соревнований и на основе этого составить график проведения.

Основным документом, регламентирующим проведение сорев­нований, является Положение о проведении данного состязания. Положение о соревнованиях разрабатывается и утверждается не позднее 10-15 дней до начала соревнований. Любые отступления от утвержденного положения недопустимы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВНУТРИШКОЛЬНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ И СПОРТИВНЫХ ПРАЗДНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Спорт является органической частью физической культуры и представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игровой физической деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную подготовку для последующего максимального проявления способностей путем соревнования в заранее определяемых двигательных действиях.

Следовательно, спорт есть деятельность, которая служит интересам

общества, реализуя воспитательную, подготовительную и коммуникативную функции, но не является постоянной специальностью (профессией) человека.

Это наиболее ярко выражается в детском спорте, поскольку спортивная деятельность учеников является внеучебной, не предусмотренной государственными планами и программами в качестве учебной дисциплины общеобразовательной школы и осуществляется через внеклассные и внешкольные формы работы, то есть сугубо на добровольных началах.

  1. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СПОРТА.

Физическое воспитание и спорт тесно взаимосвязано с другими сторонами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим и, оказывает большое влияние на развитие человека. Это объясняется целым рядом причин. Во-первых, единством цели всех видов воспитания; во-вторых, диалектикой самого воспитательного процесса, в ходе которого затрагиваются не отдельные стороны человеческой личности, а вся личность в целом; в-третьих, наличием общей основы, на которой развертывается воспитание, а именно деятельности.

В спорте представлены все виды человеческой деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, общение и т.д. Поэтому в процессе физического воспитания можно активно формировать сознание и поведение людей в нужном направлении.

В процессе спортивных занятий осуществляется умственное воспитание участников. Здесь присутствуют две связи: непосредственная и опосредованная.

Непосредственная связь заключается в том, что в ходе физического воспитания осуществляется прямое воздействие на развитие интеллектуальных качеств занимающихся. В процессе занятия спортивными упражнениями непрерывно возникают двигательные познавательные ситуации, решение которых требует значительного умственного напряжения: как сделать движение быстрее, точнее, что надо предпринять, чтобы исправить допущенную ошибку – это цепь мыслительных операций, включающих наблюдение, обобщение, принятие решения. Специфичность умственной деятельности в процессе занятия спортом заключается в тесном взаимодействии между движениями тела и умственными операциями: занимающиеся непрерывно сверяют программу движений с ее фактическим выполнением. В результате закрепляются осознанные связи между мышечными ощущениями, двигательной задачей и способом ее решения. Движения становятся способом познания и освоения окружающего мира.

Опосредованная связь спорта с умственным развитием личности состоит в том, что занятия физическими упражнениями создают необходимый фундамент в виде крепкого здоровья, которое позволяет человеку полноценно выполнять умственную деятельность. Занятие спортом зачастую используется как средство для снятия умственного напряжения и стимуляции интеллектуальной деятельности.

В процессе занятия спортом происходит нравственное развитие занимающихся. Оно направлено на формирование у человека социально ценных качеств, которые определяют его отношение к другим людям, к обществу, к самому себе и в совокупности представляют то, что принято называть нравственной воспитанностью. Эта характеристика – стержневая в определении личности. Ее содержание обусловлено нормами морали, господствующей в обществе.

Занятия спортом развертываются на фоне общения, в коллективе, под руководством учителя. Именно общение является самым могучим фактором формирования нравственных качеств занимающихся, с самого начала занятий спортом они начинают сознавать причастность к коллективу и в соответствии с правилами и распоряжениями, учатся управлять своими действиями, соотносить их с действиями других. Так укрепляется воля, вырабатывается дисциплинированность, формируется привычка к соблюдению норм нравственного поведения.

В играх и спортивных соревнованиях заключены богатые возможности для формирования норм коллективного поведения. Овладевая различными командными функциями, воспитуемые учатся не только организовывать свое поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей, воспринимать задачи коллектива как свои собственные, мобилизовывать деятельность других в интересах команды. Под руководством тренера укрепляются нравственные качества, как ответственность перед коллективом, чувство долга, гордость за успехи команды, школы и т.д.

  1. СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД.

Одним из специфическим методов физического воспитания является соревновательный метод. Соревновательный метод – это способ выполнения упражнения в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:

  1. В виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.);
  2. Как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.

Соревновательный метод позволяет:

Стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;

Выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;

Обеспечивать максимальную физическую нагрузку;

Содействовать воспитанию волевых качеств.

  1. СУЩНОСТЬ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ

Спортивные соревнования и традиционные спортивные праздники, проводимые спортивной школой – один из наиболее эффективных путей привлечения детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Такие мероприятия способствуют воспитанию коллективизма, сопричастности, чувства гордости за свою школу. Спортсмены учатся соблюдать традиции школы, приобщаются к ее истории.

Спортивное соревнование – это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания.

Спортивные соревнования – яркое, эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия в них зрителя, они способствуют смелым и решительным действиям участников, их высоким достижениям.

Соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественные задачи.

Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходят уровень, характерный для тренировочных занятий. Соревнования – одна из действенных мер повышения тренированности спортсмена. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера. Они также способствуют развитию физкультуры и спорта в целом и позволяют педагогически воздействовать на зрителей.

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ.

Спортивные соревнования используются для подготовки к последующим, более ответственным, соревнованиям; отбора, выявления спортивных данных и спортивной подготовленности; проверки качества учебно-тренировочной и воспитательной работы; агитации за спорт, пропаганды идей физического воспитания и спорта.

К мерам организационно-методического характера, связанным с проведением спортивных соревнований, прежде всего относится составление календарного плана соревнований по данному виду спорта. В нем указывается название соревнований, сроки и место их проведения и ответственные за их организацию лица. Календарь спортивных соревнований по каждому виду спорта составляется в отдельности. Важным условием при составлении календарного плана является традиционность намеченных мероприятий по срокам, программам, участвующим лицам. Это повышает интерес к ним детей, облегчает организацию учебно-тренировочного процесса, делает соревнование более популярным у зрителей. Спортивные соревнования являются стимулом для систематических тренировок и способствуют росту спортивных результатов, если они проводятся регулярно. Целесообразность участия в определенном количестве соревнований зависит от спортивной подготовки спортсменов.

То есть календарь спортивных соревнований надо составлять так, чтобы намеченные соревнования были разнообразными по масштабу, составу участников и условиям проведения, традиционными по срокам, составу, месту проведения.

Для проведения соревнований необходимо позаботиться о приведении мест, оборудования и инвентаря в полное соответствие с установленными правилами, их высоком качестве и необходимом количестве.

Если в программу включено несколько разновидностей одного вида спорта, необходимо заранее составить график соревнований, т.е. определить последовательность и время проведения каждого из них. Зная среднюю продолжительность выполнения упражнения, количество попыток и количество участников, можно определить общую продолжительность соревнований и на основе этого составить график проведения.

Важнейшим документом, регулирующим проведение соревнований и влияющим на их результаты, являются правила соревнований по данному виду спорта. В них регламентируются действия судей и участников, предусматриваются условия выявления победителей и, кроме того, определяются нормы поведения спортсмена, содержится перечень запрещенных действий, влекущих за собой наказание, ущемляющее интересы команды. Таким образом, на спортсмена, нарушившего правила, действует не только решение судьи по отношению к нему лично, но и сознание, что команда испытывает урон из-за его неправильных поступков.

Главным организатором и руководителем спортивных соревнований, ответственным за их проведение и, в известной мере, за достигнутые результаты, является спортивный судья. Судья ответственен и за здоровье участников соревнований. Во всех случаях когда может быть нанесен ущерб здоровью участников (плохое состояние мест занятий, неисправность оборудования, несоответствие одежды и обуви и т.п.), он обязан устранить недочеты, а при невозможности сделать это - отменить соревнование или перенести его на другой срок или в другое место.

Спортивный судья должен быть прежде всего безукоризненным знатоком правил соревнований по данному виду спорта, честным, объективным, беспристрастным, решительным, вежливым, спокойным человеком, который и вне соревнований пользуется авторитетом и уважением.

Организация и проведение соревнований предусматривает тщательную подготовку к ним, проведение соревнований, подведение их итогов.

  1. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ

Подготовка к проведению соревнований

Соревнования планируются с учетом:

  • климатических условий;
  • наличия учебно-спортивной и материально-технической базы;
  • наличия профессионально подготовленных специалистов;
  • разницы возрастных категорий дворовых команд;
  • наличия экипировки у участников соревнований;
  • сроков и характера соревнований, проводимых вышестоящим спортивным комитетом и т.д.

В целях обеспечения успешной подготовки мероприятия следует:

  • составить Положение о соревнованиях и своевременно разослать его;
  • составить смету расходов на проведение соревнований;
  • определить ответственных лиц за подготовку мест соревнований, судейство, решение организационных вопросов и т.д.;
  • составить сценарий открытия и закрытия соревнований (кто будет принимать парад, приветствовать участников, поднимать флаг и т.д.);
  • подготовить билеты участников, пригласительные билеты, афиши и другую рекламную продукцию;
  • обеспечить освещение соревнований в местной газете, по радио, ТВ, организовать выпуск фотомонтажей;
  • обеспечить медицинское обслуживание участников соревнований, безопасность спортсменов и зрителей (совместно с органами внутренних дел);
  • подготовить необходимую документацию (протоколы, таблицы), измерительные приборы (секундомеры, часы, рулетки, нагрудные номера и др.).

Перед началом соревнований необходимо проверить подготовку мест соревнований.

При проведении соревнований следует:

Вносить результаты игр (эстафет) в таблицу хода соревнований;

Комментировать ход соревнований.

В период соревнований главный судья может назначить совещание представителей команд, если это необходимо.

В последний день соревнований подсчитываются очки каждой команды, определяются места, подготавливаются программы, дипломы, памятные вымпелы, жетоны, призы и др. Затем проводится закрытие соревнований и награждение победителей.

Основным документом, регламентирующим проведение соревнований, является Положение о проведении данного состязания. Положение о соревнованиях разрабатывается и утверждается не позднее 10-15 дней до начала соревнований. Любые отступления от утвержденного положения недопустимы.

В Положении о соревнованиях должно быть четко сформулировано следующее:

В Положение о соревнованиях при необходимости можно добавить и другие пункты в зависимости от масштаба, характера соревнований, наличия спонсоров и т.д.

При подготовке к проведению соревнований необходимо привлечь следующие организации:

  • медицинскую службу;
  • службу безопасности;
  • прессу;
  • предприятия питания и т.д.

При необходимости привлекаются и другие организации, которые могут обеспечить культурную программу, обеспечение призами и т.д.

Организаторы физкультурных или спортивных мероприятий определяют условия их проведения, несут ответственность за их организацию и проведение, имеют право приостанавливать такие мероприятия, изменять время их проведения, прекращать такие мероприятия и утверждать их итоги. Организация и проведение физкультурного мероприятия или спортивного соревнования осуществляются в соответствии с положением (регламентом) о таком физкультурном мероприятии или таком спортивном соревновании, утверждаемым его организаторами.

Форма описательного отчета о проведении спортивно-массовых мероприятий

Информирует,

(наименование проводящей организации)

что в соответствии с приказом (распоряжением) от «___» _________20 __г.

№ ___ «____» ___________________________________________ 20__г.

(сроки проведенного мероприятия)

проведен(ы)____________________________________________________

(место проведения)

(наименование мероприятия)

Непосредственными организаторами мероприятия являлись ______________

Главный судья (организатор) -_______________________________________

(Ф . И.О., судейская категория)

Мероприятие было проведено с _____ до ________ (включительно) ч.

Численность участников составила чел., в том числе ______чел.

в возрасте до 18 лет.

Состав участников (команд) мероприятия ___________________________

Краткая информация о непосредственном проведении мероприятия _______

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Краткая информация о проведении церемоний открытия и закрытия мероприятия и награждения _______________________________________

__________________________________________________________________

Дополнительная информация ______________________________________

Оценка работы судейской коллегии (для мероприятий, проводимых в форме соревнований) __________________________________________________

Замечания по проведению мероприятия_______________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Главный судья (организатор) ____________________________________

Руководитель проводящей организации ________________/___________ /

Дата ________________ м.п.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Следует отметить, что в спортивных соревнованиях решаются те же задачи, что и в физическом воспитании в целом. Кроме того, они действенный стимул систематических занятий спортом, способствующий развитию физической культуры и спорта в стране.

Спортивные соревнования используются для подготовки к последующим, более ответственным, соревнованиям; отбора, выявления спортивных данных и спортивной подготовленности, проверки качества и учебно-тренировочной и воспитательной работы; агитация за спорт, пропаганды идей физического воспитания и спорта.

Список литературы.

  1. Тер–Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания. М., «Физкультура и спорт», 1980.
  2. Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов / Б. А. Ашмарин, М. Я. Вилевский, К. Х. Грантынь. – М., Просвещение, 1985.
  3. Физическая культура в 5-8 классах. Под ред С.К. Елисеевой. М., Просвещение,1980.
  4. Физическая культура в школе. Под ред. Э. И. Кузнецовой. М., Просвещение, 1979.

Состав судейской коллегии (бригады) формируется в соответствии с правилами проведения соревнований по данному виду спорта.)


Этапы организационной работы по подготовке к соревнованиям

Успешное проведение соревнований во многом зависит от тщательной и глубоко продуманной подготовки к ним. Всю подготовительную работу целесообразно разделить на несколько этапов.

Подготовку к соревнованиям нужно начинать после того, как организация, проводящая их, утвердит положение, в котором должны быть указаны: наименование соревнований; их цель и задачи; время и место проведения; руководство (кто организует и проводит соревнования); участвующие организации и участники; сроки представления заявок (предварительных и окончательных); условия проведения соревнований и определения победителей.

Основное требование к положению о соревнованиях заключается в том, что все пункты его должны быть изложены четко с тем, чтобы исключить их различное толкование.

Положение составляют согласно требованиям действующих правил. Оно является не только организационным, но и методическим документом, который определяет в период подготовки к соревнованиям направление учебно-тренировочной работы. После утверждения проводящей организацией положение обязательно для участников и судейской коллегии.

После утверждения положения о соревнованиях создают судейскую коллегию, назначают ответственное лицо от организации, проводящей соревнование, составляют смету расходов, на основании которой организация, проводящая эти соревнования, получает денежные средства и материальные ценности. При составлении сметы указывают наименование соревнований, сроки и место их проведения, количество судей, участников (в том числе иногородних) и расходы на их питание, размещение, проезд и т. д. В смете предусматривают также расходы по аренде помещений, художественному оформлению места соревнований, транспортные расходы, а также оплату обслуживающего персонала (рабочих, врачей, медицинских сестер).

Положение должно быть известно участвующим организациям за 3–4 месяца до начала соревнований.

При подготовке к соревнованиям крупного масштаба создают организационный комитет из 5–7 человек. В план его работы входит организация мероприятий, необходимых для успешной подготовки к соревнованиям и их проведения (выбор и подготовка места соревнований, подготовка инвентаря, оборудования, оформление документации, размещение участников, судей, представителей). Организационный комитет широко привлекает к своей работе общественный актив.

Второй, более сложный и ответственный, период подготовки к соревнованиям включает выбор и оборудование мест соревнований; составление программы и графика проведения соревнований; предварительную информацию о соревнованиях; подготовку афиш и плакатов.

При выборе и оборудовании места соревнований необходимо учитывать его соответствие требованиям правил.

Особое внимание нужно обратить на то, чтобы ковры были размещены так, чтобы это было удобно зрителям, участникам, тренерам и судьям. Крупные международные соревнования проводят на 3–4 коврах. Ковры должны быть толщиной 10 см. Если их толщина меньше, то упругость должна отвечать нормам, определенным правилами. Чтобы избежать несчастного случая, вокруг ковра оставляют свободное пространство (2 м). По краям ковер выстилают мягкой защитной полосой шириной 120 см и толщиной, равной толщине ковра.

Диаметр рабочей части ковра при проведении всесоюзных и международных соревнований должен быть 9 м.

При проведении соревнований на двух или более коврах между коврами оставляют площадь, свободную от предметов и устланную коврами шириной не менее 3 м.

Около каждого ковра устанавливают табло, на котором показываются все оценки действий борцов, стол для заместителя главного судьи. В распоряжении судьи за столом находятся два секундомера.

На противоположных (по диагонали) углах ковра устанавливаются два стула для угловых судей и по два флажка красного и белого цвета для обозначения победителя. На ковре должно быть достаточное количество повязок красного и белого цвета.

Чтобы улучшить условия наблюдения за ходом поединков, на больших соревнованиях ковер укладывают на возвышенном месте (высота не более 110 см, наклон боковой поверхности 45°).

Если ковер уложен на помосте и защитная полоса вокруг ковра менее 2 м, то в этом случае боковые стороны помоста покрывают защитными щитами. Во всех случаях защитная полоса должна быть окрашена в цвет, отличный от цвета ковра.

Помещение, где проводятся соревнования, должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям (освещение, вентиляция и т. п.), а также иметь необходимое количество раздевалок, зал для разминки, просторную комнату для взвешивания участников.

Помещения для отдыха спортсменов и судей должны быть оборудованы мягкой мебелью, а в комнате для спортсменов необходим ковер для разминки.

Буфет с горячей пищей, чаем и напитками должен работать по расписанию, согласованному с главным судьей (как правило, с момента начала взвешивания и до конца соревнований).

Все помещения, где могут находиться спортсмены, судьи, тренеры и представители, свободные в данный момент от соревнований, должны быть радиофицированы.

Важно своевременно подготовить необходимую судейскую сигнализацию, демонстрационные и рекламные щиты, афиши, лозунги, приветствия, фотовитрины, дипломы, жетоны, переходящие призы, вымпелы и т. п.

Соревнования должны быть обеспечены множительными аппаратами, машинистками, бригадой рабочих на случай ремонта и демонтажа оборудования. На международных соревнованиях, кроме этого, необходимы переводчики с французского и английского языков (а также пишущие машинки с латинским шрифтом).

Особенностью соревнований по борьбе является предусмотренное правилами ежедневное взвешивание. Это обстоятельство предъявляет особые требования к организации соревнований, так как от результатов жеребьевки зависит примерное время выхода тех или иных борцов на ковер. Желательно, чтобы порядок проведения соревнований был определен таким образом, чтобы каждый участник мог своевременно прибыть на соревнования и подготовиться к схватке.

При комплектовании судейской коллегии исходят из расчета, указанного в официальных правилах соревнований.

Перед крупными соревнованиями представители организации, проводящей соревнования, и главный судья проводят пресс-конференцию, на которой разъясняют положение о предстоящих соревнованиях (цели, задачи, систему проведения, порядок определения победителя и др.). Во время соревнований действует пресс-центр, выпускаются специальные бюллетени и пр.

На третьем этапе подготовки к соревнованиям организуется прием и размещение участников; мандатная комиссия проверяет документацию, предусмотренную положением, и оформляет допуск участников к соревнованиям; проводится общее собрание участников, тренеров, судей и представителей команд, участники знакомятся с основными пунктами положения и программой проведения соревнований, окончательно комплектуется судейская коллегия.

Приемом и размещением участников занимаются члены организационного комитета и общественный актив, а допуском участников к соревнованиям – мандатная комиссия. Мандатная комиссия состоит из членов судейской коллегии, которые проверяют именную заявку, личные анкеты и документы, предусмотренные положением. Накануне соревнований проводится совместное заседание судей и представителей команд, на котором представляется судейская коллегия, объявляются порядок проведения соревнований и заключение мандатной комиссии о допуске команд и участников, уточняются отдельные пункты правил и положение о соревнованиях, назначаются время и место взвешивания.

Последующая работа заключается непосредственно в проведении соревнований. При составлении программы и графика соревнований нельзя забывать, что спортсмены и судьи могут быть заняты на соревнованиях не более 6–8 часов в день с перерывом.

Программу соревнований составляют по следующему примерному плану:

8.00–9.00 – взвешивание участников;

9.00–10.00 – проведение жеребьевки, составление пар для участия в первом круге соревнований, сообщение участникам программы и порядка проведения схваток в первом круге;

11.55 – выход судей к своим местам;

12.00–15.00 – проведение соревнований;

15.00–17.40 – перерыв;

17.40–18.00 – построение участников для торжественного парада;

18.00–18.20 – торжественный парад участников и судей. Рапорт принимающему парад. Приветственное слово. Объявление об открытии соревнований. Подъем флага. Исполнение Гимна РФ. Торжественный марш участников.

18.20–21.30 – продолжение соревнований;

21.30–22.00 – заседание судейской коллегии (оно может проводиться совместно с представителями команд). Утверждение результатов 1-го дня соревнований:

9.00–9.30 – взвешивание участников;

9.30–11.00 – составление пар;

11.00–15.00 – продолжение соревнования;

15.00–18.00 – перерыв

18.00–21.30 – продолжение соревнований;

21.30–22.00 – заседание судейской коллегии. Обсуждение и утверждение результатов 2-го дня соревнований.

9.00–9.30 – взвешивание участников

9.30–11.00 – составление пар;

11.00–15.00 – продолжение соревнований, полуфинальные схватки;

15.00–18.00 – перерыв;

18.00–20.00 – продолжение соревнований, финальные схватки;

20.00–20.10 – подведение итогов. Утверждение результатов 3-го дня соревнований;

20.10–21.00 – объявление результатов. Награждение победителей. Опускание флага соревнований. Торжественный марш-парад победителей.

Примечание. Крупные соревнования (чемпионаты России, международные турниры, чемпионаты мира) проводятся в 4 дня, олимпийские игры – в 5 дней.

Из книги Теория и методика детско-юношеского дзюдо автора Шестаков Василий Борисович

3. КОНТРОЛЬ И УЧЕТ В ПОДГОТОВКЕ Эффективность подготовки дзюдоистов детско-юношеского возраста повышается с использованием средств и методов контроля. Контроль позволяет осуществлять управление процессом спортивной подготовки дзюдоистов на основе объективной оценки

Из книги Фитнес-спорт: учебник для студентов автора Шипилина Инесса Александровна

СТРОГАЯ ДИЕТА НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ ПО ФИТНЕСУ Этап подготовки к соревнованиям по фитнесу делится на два этапа:– этап набора мышечной массы;– этап сжигания жира для более четкого рельефа мышц.Продолжительность этих этапов будет зависеть от

Из книги Тхэквондо [Теория и методика. Том.1. Спортивное единоборство] автора Шулика Юрий Александрович

9.6. Основы спортивной тренировки как средства функциональной подготовки тхэквондиста к соревнованиям В предыдущих главах был представлен материал, позволяющий организовать эффективное обучение технико-тактическим действиям и развить физические качества без угрозы

Из книги Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте автора Алексеев А В

ОТНОШЕНИЕ К СОРЕВНОВАНИЯМ Анализируя процесс психической настройки, нетрудно заметить, что сначала происходит мысленное «просматривание» деталей той ситуации, которая может сложиться на предстоящем соревновании. Так, боксер представляет ринг и своего будущего

Из книги Борьба самбо автора Харлампиев Анатолий Аркадьевич

ПОДГОТОВКА К СОРЕВНОВАНИЯМ И УЧАСТИЕ В НИХ Соревнования по борьбе самбо являются проверкой учебно-спортивной работы в секциях, а также прекрасной школой мужества и воспитания воли.Без соревнований работа по самбо становится мертвой. Занимающиеся не видят результатов

Из книги Стиль спецназа. Система боевого выживания автора Крылов Анатолий

1.5. Недостатки в практической подготовке специалиста Как показывает практика, основным недостатком занятий по физической подготовке, проводимых со специалистами, с медицинской точки зрения, является то, что их интенсивность и нагрузки, которым при этом подвергается

Из книги Программа дополнительного образования детей «Самбо» автора Головихин Евгений Васильевич

Подготовка к соревнованиям. Применение изученных технических и тактических действий в условиях учебно–тренировочных

Из книги Шлюпка. Устройство и управление автора Иванов Л. Н.

Подготовка к соревнованиям. Применение изученных тактических и технических действий в условиях соревнований. Определение тактики отдельных схваток. Тренировочные схватки продолжительностью 4 – 6 минут по 2 – 3 круга. Каждый ученик должен принять участие в 2 – 5

Из книги «Пьянта су!» или горные лыжи глазами тренера автора Гуршман Грег

Подготовка к соревнованиям. Применение изученных тактических и технических действий в условиях соревнований. Определение тактики отдельных схваток. Тренировочные схватки продолжительностью 4 – 6 минут по 2 – 3 круга. Каждый ученик должен принять участие в 3 – 5

Из книги Бег для всех. Доступная программа тренировок автора Яремчук Евгений

Подготовка к соревнованиям. Применение изученных тактических и технических действий в условиях соревнований. Определение тактики отдельных схваток. Тренировочные схватки продолжительностью 4 – 6 минут по 2 – 3 круга. Каждый ученик должен принять участие в 4 – 5

Из книги Бег к вершинам мастерства автора Гилмор Гарт

Из книги Гигиена физической культуры и спорта. Учебник автора Коллектив авторов

Из книги автора

4.1. Подготовка и подводка к соревнованиям Полагаю, что цель подготовки к соревнованиям ясна всем. Она может быть сформулирована очень просто - подготовить спортсмена к наилучшему выступлению. Однако я неоднократно убеждался в том, что далеко не все тренеры знают ответ на

Из книги автора

Подготовка к соревнованиям и участие в них Одним из важнейших факторов, влияющих на интенсивность предстартового возбуждения, является уровень притязаний бегуна. Атлеты с завышенным уровнем притязаний переоценивают свои возможности, претендуют на высокие оценки со

Из книги автора

Ключ к общефизической подготовке Ключом к моей системе по развитию общефизической подготовки является 100 миль в неделю. Вне зависимости от того, готовит ли себя бегун к выступлениям на стадионе или в марафоне, он не должен бегать больше чем 100 миль в неделю. Причиной этому

Из книги автора

11.2. Гигиенические требования к тренировочному процессу и соревнованиям Основной гигиенический принцип построения тренировочного процесса и проведения соревнований – это обеспечение оздоровительного эффекта, выражающегося в укреплении здоровья и повышении

Аннотация:

В разделе приводится обзор процесса подготовки команды к робототехническим соревнованиям, а также некоторые простые подсказки.

Введение:

Процесс создания робота - финального продукта - это только половина решения задачи. Выступление команды на соревнованиях является определяющим фактором успеха. Путем применения эффективной стратегии и изучения стратегий других команд, команда может продумать собственные контрдействия на действия противника и получить преимущество в игре. Команды могут учиться у своих противников и за счет этого усовершенствовать собственных роботов в перерывах между матчами. С этой точки зрения робототехнические матчи являются своего рода высокоскоростной механизированной версией шахматных матчей, или миниатюрной версией робототехнического баскетбола.

Стратегия матча:

Способности роботов могут быть выражены в различной степени. Роботы некоторых команд легко преодолевают поле, подбирая по дороге игровые объекты и манипулируя ими всеми способами, тогда как другие роботы сталкиваются с трудностями в выполнении первого шага. Уровень способностей, как правило, обусловлен решениями, принятыми в процессе проектирования. Тем не менее, ошибки слабых роботов могут быть минимизированы. Эти роботы могут превзойти более сильных оппонентов с помощью удачной стратегии. Команды, уверенные в легкой победе, быстро понимают, что чрезмерная уверенность в себе является огромным недостатком.

Первым шагом к успеху на соревнованиях является разработка стратегии ведения матча. Стратегия должна состоять из перечня действий и моделей поведения робота в ходе матча. Стратегия может быть простой (поднять игровой объект, забросить игровой объект в ворота), либо более сложной, определяющей тактику захвата, инструменты захвата и процедуру дальнейшей обработки каждого из футбольных мячей. Повышенная сложность предполагает наличие нескольких стратегий, определяемых текущими условиями матча (счет, остаток времени, поведение оппонента и пр.). Команды должны внимательно относиться к планированию матча.

Возможна разработка различных стратегий для каждого из сценариев. Для создания успешной стратегии, команды должны представить свои предполагаемые действия в матчах против потенциальных оппонентов. Например:

  • Как наша команда будет играть против команды, зарабатывающей очки гораздо быстрее нас?
  • Как наша команда будет играть, если до этого мы много проигрывали?

Чем больше стратегий разработано командой, тем лучше она подготовлена к быстрым переменам ситуации. В качестве упражнения, попросите учащихся разработать схему стратегий до начала соревнований. Данная схема будет служить руководством в ходе матчей на соревнованиях. Схема стратегий должна постоянно находиться в работе. Чем больше матчей сыграла команда, тем больше новых стратегий она может проработать. Помимо этого, робототехнические матчи характеризуются высокой интенсивностью.

Разведка:

Наилучшим способом получения преимущества перед роботом-оппонентом является изучение его сильных и слабых сторон, а также умение прогнозировать его действия. Как команда может получить эти сведения? Применив метод разведки. Разведка включает наблюдение за роботами-оппонентами в ходе матчей и регистрацию ключевых данных об особенностях их проектов и сценариев поведения. В том числе:

  • Функциональные возможности робота
    • Насколько хорошо движется робот?
    • Способен ли он подбирать объекты различных типов?
    • Как робот зарабатывает очки с помощью разных объектов?
  • Сценарии поведения робота
    • Сколько очков заработал робот с каждом из матчей? (точное количество)
    • Сколько очков заработал робот за каждый тип объектов?
    • Как ведет себя робот на старте матча? Как ведет себя робот в конце матча?
    • Какова основная стратегия робота?
    • В какие моменты в ходе матча робот стремится заработать очки?
    • Каков его основной способ ведения матча?

Изучив стандартные сценарии поведения робота-оппонента в матчах, команда может выбрать соответствующую стратегию на основе ожидаемых действий оппонента в предстоящем матче, используя свою схему стратегий. За счет этого команда может максимально использовать потенциал собственного робота.

В ходе проведения соревнований, команды должны следить за всеми матчами, включая собственные. Перед соревнованиями каждая команда должна выполнить упражнение под названием «ведомость разведки». Ведомость представляет собой форму, которую учащиеся заполняют для каждого матча и куда включают наиболее важные на их взгляд данные. В ходе соревнований учащиеся одной команды должны заполнить ведомости для каждой команды и каждого матча. Эти ведомости могут затем использоваться при подготовке к предстоящим матчам.

Чтобы перевести работу на новый уровень, команды могут сравнить собранные данные и произвести статистические расчеты, чтобы определить «лучшего» робота. Например, робот команды Х лучше всех забрасывает футбольные мячи, зарабатывая за это 4,3 очков в каждом матче.

Распределение ролей в команде

В ходе проведения соревнований, учащиеся распределяют между собой четыре основные роли:

  • Операторы : учащиеся, отвечающие за управление роботом в ходе матча. В ходе ведения матча они обеспечивают следование стратегии, представленной тренером. В составе команды могут быть один или два оператора, в зависимости от проекта робота.
  • Тренер/главный стратег : ученик, отвечающий за принятие окончательного решения относительно стратегии, используемой в матче. При принятии решения он/она использует данные, предоставляемые разведчиками. В ходе матча, тренер стоит вместе с операторами и руководит ведением матча. Он/она указывает операторам направление действий и контролирует выбранной стратегии.
  • Группа механиков : учащиеся, отвечающие за ремонт, текущее обслуживание и усовершенствование робота между матчами. В круг их обязанностей входит обеспечение готовности робота к участию в матче. Эти учащиеся также отвечают за текущее обслуживание всех запасных частей и батарей. В зависимости от размера команда, группа механиков может состоять из одного или двух человек. При необходимости, в команду могут входить операторы.
  • Разведчики : учащиеся, отвечающие за просмотр каждого матча и регистрацию наиболее важной информации обо всех роботах, участвующих в соревнованиях. Они будут разрабатывать стратегию для каждого предстоящего матча вместе с тренером. Эта роль должна быть распределена между двумя учащимися, каждый из которых будет наблюдать за одним из двух роботов в каждом матче.

Существует множество способов распределения ролей между учащимися. В некоторых командах учащиеся сами выбирают для себя роль. В других командах роли распределяются путем консенсуса. Например, в некоторых случаях несколько учащихся хотят быть операторами. Чтобы правильно распределить роли в этой ситуации, необходимо помнить о том, что все роли обладают исключительной значимостью в достижении успеха, поэтому более важных ролей не существует. Команда должна научиться пользоваться своей силой, распределяя роли в соответствии с возможностями и способностями участников. Одним из методов определения операторов является организация мини-соревнований между кандидатами. Каждый оператор должен сможет управлять роботом на поле в течение двух минут. Ученик, набравший максимальное количество очков, становится победителем.

В некоторых командах роль оператора передается между учащимися, чтобы каждый желающий мог попробовать свои силы. Данный подход может сработать, но наличие одного единственного назначенного командой оператора расширяет объем его практики и опыт, что, в свою очередь, увеличивает шансы команды на победу в соревнованиях.

Максимальное использование потенциала робота на соревнованиях

Существует множество подходов к максимальному использованию потенциала робота. О некоторых из них речь уже велась ранее. После участия в соревнованиях команда всегда проводит оценку проделанной работы. Далее приводится перечень вопросов к обсуждению:

  • Могла ли команда показать лучшие результаты?
    • Необходимо ли разработать дополнительные стратегии? ... другие стратегии?
    • Насколько эффективно были использованы данные разведки?
    • Выступление робота соответствует ожиданиям?
    • Робот действует слишком медленно? Робот не надежен?
    • Используют ли другие команды наши стратегии? Как мы адаптируемся?
  • Оппоненты выступают лучше нас? Почему? Что делают они и не делаем мы?

Усовершенствование робота в ходе соревнований

В процессе работы над блоками в рамках данного учебного курса учащиеся узнали, что проектирование является итерационным процессом. Итерационный процесс не завершается с началом соревнований. Соревнования являются лишь очередным испытанием, в ходе которого команды собирают данные и определяют области, требующие доработки. Команда, возможно, не способна вносить значительные изменения в разгар состязаний, но все же возможность доработок существует. Если в части механики робот не функционирует в соответствии с ожиданиями команды, необходимо выявить причину и определить возможности решения проблемы. Залогом успешной работы является качественный обмен данными между всеми членами команды. После того, как один из членов команды выявил наличие проблемы, он или она должны немедленно сообщить об этом остальной группе с целью совместного поиска ее решения.

  1. 1. Надежность - лучшая характеристика робота. Вы не сможете победить, если ваш робот не работает.
    2. День, выделенный под испытания, имеет гораздо более важное значение, чем день, потраченный на втискивание одной последней дополнительной функции в проект робота.
    3. Перед каждым матчем необходимо удостовериться, что батарея полностью заряжена, надежно закреплена, подключена и, что наиболее важно, что робот включен!
    4. На турнире нет места панике!
    5. Будьте готовы к тому, что каждый элемент робота выйдет из строя хотя бы раз! Будьте готовы произвести ремонт!
    6. Если что-либо пошло не так с роботом, не волнуйтесь. Попросите о помощи и попробуйте решить проблему.
    7. Ели вы хотите хорошо выступить на турнире, заранее выберите операторов и предоставьте им большой объем времени для практики до начала турнира.
    8. Не теряйте надежду. Даже если команда переживает трудности, всегда есть шанс на победу. Продолжайте работать и постарайтесь максимально реализовать все возможности команды.
    9. Будьте готовы к возникновению не контролируемых ситуаций. Не паникуйте, сконцентрируйтесь на том, что вы можете контролировать.
    10. Обеспечьте обмен данными между командами механиков и операторов.
    11. Тщательно изучите руководство пользователя VEXnet и значение каждого мигающего индикатора контроллера. Перед каждым матчем выполняйте проверку всех индикаторов.
    12. Перед каждым матчем выполняйте проверку всех систем. Используйте контрольные листы для обеспечения полного объема контроля.
    13. Убедитесь, что ШИМ-кабели присоединены в нужные порты и надежно зафиксированы в них.
    14. Начинайте каждый матч с готовой стратегией. Что вы будете делать?
    15. Не бойтесь смотреть вокруг и перенимать опыт других команд. Иногда обучение и вдохновение бывает спровоцировано достижениями других.
    16. Добейтесь участия всех членов команды. Даже новичок может высказать одну, но гениальную, идею.
    17. Тяжелая работа и энтузиазм - наиболее выигрышная комбинация.
    18. Получайте удовольствие!