Упражнения на развитие внимания и памяти у младших школьников. Концентрация внимания: развитие, тренировка, упражнения Тренинг по развитию внимания
№1
- Найдите и зачерните эти буквы: А,Л,К
П Г Щ З О А Р С В Т Р О Л А С П Ж Т С ______
С И Л П Б Ю ЫК С Ш Т О Р К Л А О Т О______
П К Й К Р Т С К Л Н Х Б Ш Р Т С Ч У С К______
К Ч О Д Р С Ф М К В О Л В Д О У Ю Л Т Е______
Я А Р Ю О К В П К Ф О П Л Д Б В Я И О______
Т А Л Д ФА Л О В С Т О Р П Ж Ц Э Л С______
- Расположи рисунки каждый раз в новой последовательности
№2
- Как можно быстрее подчеркни в каждом ряду по три числа, дающие в сумме то число, которое стоит в конце ряда.
5 7 3 2 5 9 0 5 15
10 8 5 3 12 15 30
15 5 23 7 13 29 27
1 10 11 12 3 4 17
5 13 2 6 10 18 30
- Зачеркни в каждой строке буквы щ, р, ж
Йцкгщенрнртщээоьнжюстсварплрбодлюджд.жжьскрке
Йуцкежгжшщжщжьбььмтчиямфаывуыыпфвфыфыоалп
Бьстсисвмфаыкфащшдржгнхз0зхшщкшогунгпацйцвфыв
Бтимсакроеолвджяалокгнлдррпджэжлорпааввыыыфтю
Яюббкугк5зщзшгнекуцйфывапрролджгвофпгфбьтимсчс
Юбььтимимсчяяфывапролджээхзщшшггнеекукуцййллд
3.Нарисуй такую же рыбку, но смотрящую влево.
№3
Цель: развитие избирательности внимания.
Задание 1 . Как можно быстрее читай текст и подчёркивай названия предметов одной чертой.
ИГРУШКИ
На ёлке детям подарили много игрушек. Кирюша получил юлу. Лиза получила большую куклу. Ваня был очень рад барабану. Малыши Вова и Миша получили кубики. Они тут же стали строить из них дом. Ребята дружно играли новыми игрушками.
1 строка | 2 строка | 3 строка | 4 строка |
Задание 2. Укажи количество подчёркнутых слов.
№4
- Расшифруй слово:
- Составь слова:
Образец:
Цветок …….? УГ УГРОЗА
П + = ПРОЗА
Г ГРОЗА
Крупная собака
АДКА ___________________
ОВОР ___________________
ОНЯЛКИ_________________
- Зачеркни гласные буквы, подчеркни буквы, обозначающие глухие согласные звуки.
В норе мыши. Мыши портят сало и крупу. Тётя Лена принесла нам кошку. Кошка стала ловить мышей.
№5
В этом тексте спрятались девять названий птиц. Отыщи их.
Ох, уж эти звонки!
Недавно поставил мой дя
дя тел
ефон. И забыл обо всем. Уж очень он любит поговорить. И теперь у него в стакане стынет чай, каша пригорает на плите. Главное – телефонный разговор. Он аккуратно звонит мне по утрам, даже забывает, что его ждут в университете.
Ревниво следит за стрелкой часов – не слишком ли быстро бежит она. И вообще голос его так и звучит у меня в ушах. Может быть, это для него игра, чтобы посмеяться надо мной. Сегодня я мыл пол. Зазвонил телефон. Я кинулся к нему, споткнулся о ведро, здорово расшибся. Конечно я разозлился, упав. Линейка, тетрадь и карандаши оказались в луже. Вот беда! И не стал я снимать по утрам трубку: от дядиных звонков берегусь.
Привет, друзья. С вами Юрий Окунев.
Вопрос из жизни. Ваш ребенок приходит из школы, делает уроки, приносит вам на проверку. И тут вы обнаруживаете, что:
- В решенной задаче чего-то не хватает – двух действий, трех чисел и одного ответа. Заглядываете в черновик, видите образцово-верное решение, вроде все на месте;
- Оценки в тетради имеют определенную геометрическую закономерность: после тройки идет пятерка, после пятерки тройка (как вариант: после двойки пятерка и так далее).
Ситуация знакома? Тем, кто сказал «нет», можно только позавидовать. С остальными сегодня обсудим эффективный способ борьбы с проблемой: упражнения для развития внимания младших школьников.
В первом классе, наш непоседа еще не может собрать свою волю в кулачок и работать.
Ну, как соберешься, если по подоконнику ползет жирная муха, а у соседки перед тобой – большой белый бант, за который так и хочется дернуть! А работать надо: не поймешь материал, получишь в дневник двойку, или «тучку с дождиком».
Для ребенка 7-8 лет характерна неустойчивость внимания и быстрая утомляемость. Он не способен заниматься одним делом больше 30-35 минут, часто отвлекается по пустякам. Чем монотоннее деятельность, тем она сложнее для первоклашки. Проще решить задачу под звездочкой, но интересную. Так же сложно переключаться с одного рода занятий на другой. Скажем, решать задачу и проговаривать ее решение вслух.
К концу периода обучения в начальных классах должно выработаться произвольное внимание и привычка работать длительно и с полной отдачей, то есть устойчивость внимания. Предвижу чей-то облегченный вздох: ну вот, дите подрастет и за ум возьмется, пятерки таскать будет.Не надейтесь, что все «само» придет. Не придет, и халявы не будет! Никакой учитель не сделает вашу работу!
Все приходит с тренировкой
Используя приведенные в этой статье задания для развития внимания у школьников младших классов, вы добьетесь видимых результатов уже через месяц систематических тренировок. Занимайтесь по полчаса в день, придерживаясь определенного графика, будьте требовательными, но терпеливыми.
- Проводите занятие в игровой форме;
- Хвалите ребенка, замечайте каждое его достижение;
- Чередуйте задания, стимулируя тем самым интерес;
- Ставьте конкретную задачу и добивайтесь ее выполнения.
Упражнения для тренировки внимания разбиты на 3 раздела.
Концентрация внимания
Концентрация внимания – это умение школьника полностью сосредоточиться на решении задачи.
- «Письмо аборигена». Перед ребенком выкладывается карточка с набором букв русского алфавита. В этом наборе зашифрованы слова. Ребенок должен их найти.
АВРОГАЗЕТААТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ
ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД
АВМЛБЕРЁЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ
ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКААВЕСНАЕУКЫМЧСЯ
ЗВНКПЕНАЛВАКСШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ
- Вычеркнуть все буквы «В» и обвести в кружочек все буквы «Е»
- Хождение по лабиринтам (проложить дорожку от одного пункта до другого). В этом развивающем задании два варианта сложности.
Легкий (без перекрестков)
Повышенной сложности (с перекрестками)
- «Дорисуй рисунок» . Это задание вырабатывает усидчивость
- Игра «Пианино» . Количество человек от 3 и более (чем больше, тем интереснее). Детям такая игра очень нравится. Все садятся на стулья в один ряд. Руки кладут друг другу на колени. Нужно по очереди хлопать по коленке соседа, соблюдая заданный темп. Последний человек в ряду хлопает 2 раза и игра проходит в обратную сторону. Тот, кто собьется или пропустит хлопок, выбывает из игры.
Распределение внимания
Это умение заниматься 2-3 видами деятельности одновременно.
- «Юлий Цезарь»
. Делать одной рукой одно действие, другой – другое одновременно и не сбиваясь:
a) нарисовать одной рукой круг, другой квадрат;
b) перекладывать одной рукой из тарелки в тарелку горох, а другой рукой перелистывать книгу и т.д.; - «Парный счет». Считаем 1, 30, 2, 29, 3, 28 и так далее;
«Подсчет элементов» .Ребенку предлагается карточка. Требуется посчитать в таком порядке: первый квадрат, первый кружок, первый треугольник, второй кружок, второй треугольник и т.д.
- По очереди показываем занимающемуся 4 карточки с геометрическими фигурами, каждый раз называя цифру от 1 до 9. Затем по памяти пусть он нарисует все цифры и фигуры, соблюдая тот же порядок.
Объем внимания
- Игра «Города». Взрослый называет название города, допустим, ПЕНЗА. Ребенок повторяет и добавляет еще город: ПЕНЗА-МИНСК. Взрослый ПЕНЗА-МИНСК-МОСКВА и так далее, пока кто-нибудь не собьется;
- «Сыщики». Игровое задание, очень увлекательное и полезное. В группе детей в количестве 3-6 человек выбирается водящий (Сыщик), который внимательно всех осматривает, запоминает детали. Затем он выходит из комнаты, а остальные стараются изменить в своей внешности 5 деталей. Сыщик заходит, его задача – найти все изменения.
Тренажер Викиум для младших школьников
Одна из причин резкого ухудшения внимания в младших классах – повальное увлечение компьютерными играми. Это приводит к рассеянности и переходу к клиповому сознанию. Мозг перестает запоминать, анализировать – он просто «тупо» принимает картинки, чтобы тут же их забыть. Попробуйте после двухчасовой игры на планшете попросить своего ребенка выучить стихотворение или правило – на это уйдет немало времени.
Как быть? Запретить играть, конечно, можно, но я скажу, есть вариант получше. Вы убьете сразу двух зайцев! Предложите своему сыну или дочке вместо очередной стрелялки тренажер для развития мозга и коррекции внимания Викиум . Ребенок увлечется обязательно, игрушка очень интересная, к тому же развивающая.
Методики Викиум разработаны российскими учеными так, чтобы воздействовать на подсознательном уровне, активизируя работу мозга. И чем дольше ребенок будет играть, тем больше будет работать и развиваться его мозг. Результаты заметны уже через неделю. блога уже посвящена сервису Викиум. Все подробно описано. Рекомендую.
На этом разрешите откланяться. Если статья была полезной, рекомендуйте своим друзьям и знакомым. Подписывайтесь на новости блога. Жду комментариев. Пока!
Ваш Юрий Окунев.
Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.
«Видеть то, чего не замечают другие,
- это универсальный ключ к успеху»
Роберт Кийосаки
Слышать окружающий мир, быть внимательным и восприимчивым к партнерам - может не каждый, не каждый в этом и заинтересован, но вот студентам театральных вузов, практикующим психологам и даже руководителям разного уровня, желающим убеждать и побеждать - это навык крайне необходим.
В этой статье вы найдете простые упражнения, позволяющие раскрыть творческий потенциал и зрительное восприятие.
Упражнение 1
Оглянитесь вокруг, какие предметы окружают вас в вашей повседневной жизни? Выберете что-то одно и пристально изучите этот предмет. Например, настольная лампа. Обратите внимание на ее форму, цвет, линии. Постарайтесь, не прикасаясь к ней, определить ее поверхность (гладкая, запыленная, поцарапанная). А какая подставка у лампы? Можете даже взять лампу в руки, повертеть ее, изучите штатив - какой он? Определите, как распределяется поток света на рабочую поверхность. Оцените необходимость для вас этой настольной лампы. Рассмотрите подобным образом другие предметы в вашей квартире.
Упражнение 2
Очень часто в детских развивающих книжках имеются задания на развитие памяти, творческих способностей и внимания: дается рисунок, пару минут для запоминания, потом книжка закрывается и малыш воспроизводит все, что успел запомнить.
Проверьте и вы свои силы, усложнив предварительно задание. Рассмотрите и постарайтесь запомнить узоры на предметах мебели, их цвета, изучите карту незнакомой местности. Сокращайте при этом каждый раз время, отведенное для запоминания.
Упражнение 3
Развить внимание, наблюдательность, зрительную память можно и следующим образом. Приготовьте для испытуемых непрозрачный мешочек, в него нужно положить хотя бы 5-7 предметов, например: овальный ластик с рисунком; резинку для волос в полоску; цветные мелки. Дается две минуты, затем все снова складывается в мешочек. А ведущий спрашивает у игроков о деталях того, что они видели.
Упражнение 4
Для выполнения этого упражнения, вам потребуется снова помощник. Ваш партнер должен задавать вам вопросы, они могут быть из любой темы и разной сложности. Вы должны отвечать максимально быстро и точно:
- Самый глубокий океан? (Тихий)
- Домик из веток? (Шалаш)
- Самая известная гора Японии? (Фудзияма)
4.Самый колючий цветок? (Кактус)
5.Отец князя Гвидона? (Салтан)
Психологами доказано: положительные эмоции влияют на личности. Повышайте познавательную активность - изучайте новое с радостью, в игровой форме. В ситуации игры, духа соревнования, человек намного быстрее овладевает необходимыми навыками, поскольку все неинтересное просто отсекается.
Упражнение 5
Не бойтесь фантазировать! Придумайте увлекательную историю из предметов мебели вашего дома. Например, жил-был Диван-Диваныч, и вот однажды… Сочиняйте, творите, усиливайте свои навыки творческого развития, и тогда необходимость удерживать внимание усилиями воли у вас просто исчезнет. Заряжайтесь хорошим настроением при помощи юмора сами и делитесь им с окружающими вас людьми!
Упражнение 6
Развить воображение, логическое мышление, умение перераспределять внимание поможет следующее упражнение. Вы слушаете песню или , затем другой участник этой игры, вынимает одну строчку из предложенного произведения и вы должны ее определить. Желательно брать не первые строчки.
Организовывайте познавательный процесс так, чтобы он был для вас максимально увлекательным и полезным.
А как вы тренируете свое внимание? Оставляйте свои комментарии в строке ниже.
Шамиль Ахмадуллин
Психолог, писатель, автор более 30 книг и пособий по эффективному обучению детей, среди которых «Скорочтение для детей. Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное», «Развитие памяти у детей». Основатель сети центров скорочтения, развития памяти и интеллекта у детей TurboRead.ru .
Основная деятельность детей младшего школьного возраста - обучение. Оно вносит существенные изменения в психологические процессы, предъявляя высокие требования к концентрации внимания. Способность детей к эффективной работе в классе - результат умения сосредотачиваться на процессе обучения, теме и содержании урока, словах педагога и собственных действиях. Вот почему так важно развить внимание, которое поможет ребёнку полноценно учиться и успешно справляться с поставленными задачами.
Что такое внимание
Внимание - понятие в когнитивной психологии, означающее избирательную направленность восприятия на определённые объекты. Это особое состояние сознания, при котором субъект (ребёнок) способен сосредоточить познавательные процессы (мышление, восприятие, воображение, ) на конкретных предметах, имеющих личностную или ситуативную значимость.
Внимание - это сосредоточенность человека на предметах и явлениях, наиболее важных для него.
Как формируется внимание у детей
Для формирования навыков внимания в процессе обучения важно соблюдать несколько требований:
- достаточный темп обучения и отсутствие длительных пауз;
- опора на активную мыслительную деятельность (применение задач на обобщение и сравнение, поиск примеров и формирование выводов);
- отсутствие внешних раздражителей, привлекающих непроизвольное внимание и отвлекающих от познавательного процесса (громких замечаний, комментариев, резких движений);
- чёткость и краткость пояснений до начала выполнения ребёнком какой-либо работы.
Категорически запрещено комментировать действия ребёнка, когда он сосредоточен: вносить замечания, подсказывать. Говоря под руку, вы отвлекаете ребёнка от поставленной задачи и вынуждаете его концентрироваться на ваших словах и вновь на работе, из-за чего наступает утомление и теряется интерес к занятию.
Формированию внимания способствуют различные игры и упражнения на наблюдательность. Поиск соответствий, ошибок, изменений привлекает и поддерживает внимание ребёнка, учит его концентрироваться без дополнительного призыва к внимательности.
Как улучшить внимание детей 7–10 лет
Мелкий объём, недостаточная избирательность, неразвитая переключаемость и устойчивость внимания - недостатки, устраняемые благодаря специальным упражнениям, включаемым в образовательный процесс. Для улучшения внимания ребёнка 7–10 лет необходимо использовать два вида упражнений:
- специальные упражнения на развитие основных свойств внимания (устойчивости, распределения, концентрации);
- упражнения, формирующие внимание как личностное свойство.
Невнимательность - результат ориентированности детей на общем, а не на частностях. Схватывая общий смысл рассказа, суть высказывания или , дети не вникают в детали, не учитывают важные элементы.
Цель специализированных упражнений - научить ребёнка воспринимать детали на общем фоне.
Развитие внимания младших школьников при правильной организации перерастает во внимательность - неотъемлемую черту успешного человека. Это важно объяснить детям, убедив их в том, насколько необходимы наблюдательность, умение искать недочёты, сопоставлять, видеть изменения. Расскажите детям о том, что внимательные люди всегда имеют цель и с лёгкостью достигают её.
Формируя совместно с ребёнком распорядок дня, вы научите его уделять внимание важным мероприятиям в комплексе и по отдельности. Поэтапно разрабатывая план действий, вы научите школьника концентрироваться на деталях.
Не менее эффективны для улучшения внимания детей упражнения с парным контролем, когда соседи по парте обмениваются результатами работы и ищут друг у друга ошибки. Видя неудачи и недочёты других, дети учатся на чужих ошибках, более внимательно относясь к собственному труду и его результатам.
Улучшить внимание ребёнка можно, приучив её к дисциплинированности, ответственности и аккуратности. Внимательные дети - собранные дети, которые бережно относятся к вещам, умеют заботиться о близких людях и самих себе. Хотите сделать ребёнка ответственным и внимательным? Заведите и поручите школьнику уход за ним.
Упражнения для тренировки внимания детей 7–10 лет
Постоянная тренировка внимания и памяти - залог формирования у младшего школьника навыков, необходимых для эффективного и успешного обучения. Включение следующих игр в процесс начального образования позитивно сказывается на успеваемости детей и их способности к концентрации.
Игра «Помню всё»
Игра прекрасно подходит для занятий в паре или малой группе (3–4 человека). Основная задача игроков - запоминать слова в строгой последовательности, а за соблюдением условий следит стороннее лицо (родитель, учитель, ученик, назначенный судьёй), записывая цепочку слов. Чтобы игра не утомляла детей, используйте слова одной тематики: фрукты, овощи, города, страны.
Процесс игры выглядит так: «Морковь», - говорит первый игрок. «Морковь, редис», - произносит другой. «Морковь, редис, томат…»
Ребёнок, перепутавший последовательность или забывший слово, выбывает из игры. Победитель - игрок, не допустивший ни одной ошибки.
Соревновательный характер игры мотивирует детей, заставляя их с интересом участвовать и тренировать свою память и внимательность.
Упражнение «Найди слова»
Игра уместна на уроках и прекрасно дополняет грамматические упражнения. Детям предлагается отыскать в буквенном ряду слова, выделив лишнее по определённому признаку: часть речи, род, число, падеж.
Например:
1 РНАКОТ НВПРАКОРОВА ЕВРАСОБАКИ ЦРВМ
Правильный ответ: собаки - лишнее слово, так как это существительное множественного числа.
2 НРАЛЫПАЛЬТО ЫЕАРБРА ЫЕАШАМПУНЬ
Правильный ответ: шампунь - лишнее слово, так как это существительное мужского рода.
Упражнение «Назови цвет»
Интересное упражнение, которое можно превратить в соревнование с выбором победителя. Суть задания - безошибочно назвать цвета, которыми написаны слова. Игра развивает концентрацию внимания, ведь ребёнок сосредотачивается на цвете шрифта, а не на слове, обозначающем цвет.
Упражнение «Найди отличия»
Классическое упражнение на внимательность. Задача ребёнка - найти все отличия между двумя схожими изображениями, которые можно найти в интернете. Упражнение подходит и первоклассникам, и ученикам 2–4 классов.
Маленьким детям в возрасте 7–8 лет лучше показывать изображения с небольшим количеством крупных элементов в неброских тонах. Детям старшего возраста подойдут яркие картинки с обилием мелких деталей, рассмотрение которых тренирует не только внимательность, но также улучшает устойчивость и объём внимания - способность концентрироваться на нескольких предметах одновременно.