Строение мышц обзор мышц человека конспект урока. Конспект урока строение и функции скелетных мышц. Методы и средства обучения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 35 города Орла

Открытый урок

по биологии

«Мышцы, их строение, свойства и функции»

Подготовила:

учитель биологии Анохина Л.В.

Тема урока : « Мышцы, их строение, свойства и функции»

Тип урока : формирование и первичное закрепление новых знаний.

Цели урока : сформировать понятия о строении и функциях мышц, раскрыть особенности строения скелетных мышц, изучить основные свойства мышц, познакомить с основными группами мышц в организме человека.

Задачи урока :

Образовательные:

    Расширить и углубить знания учащихся о строение и свойствах мышечной ткани.

    Раскрыть особенности строения и функции скелетных мышц.

    Сформировать представление об основных группах мышц тела человека.

Развивающие :

    Развивать умение работать с книгой и с дополнительной информацией, анализировать и систематизировать изучаемый материал.

    Продолжить развитие у учащихся коммуникативных компетенций (участвовать в работе группы, распределять роли и договариваться друг с другом).

Воспитательные:

    Способствовать удовлетворению интересов и потребностей развивающейся личности средствами предмета: любознательности, самостоятельности, взаимопомощи.

    Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

    Сформировать умение самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы и цели урока).

    Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнение отчета).

    Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД

    Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой.

    Сформировать умение устанавливать причинно – следственные связи.

    Сформировать умение строить логические цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД

    Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

    Сформировать умение создавать комфортную обстановку для восприятия учебного материала.

Методы обучения : иллюстративный, частично – поисковый, словесный, диалогический, монологический.

Деятельность учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Технологии: ИКТ, личностно – ориентированные, здоровьесберегающие.

Образовательные ресурсы : презентация.

Оборудование : мультимедийный проектор, дидактический материал, инструктивные карты, информационные листы, таблица.

Организационный

момент

Мотивация

Картинки на стене

Проблемный вопрос

Целеполагание.

Актуализация знаний

Работа в группах

Рефлексия

Объяснение учителя

Рефлексия

Итог урока (построение логической чепочки рассуждений)

Сообщение учащегося.

Рефлексия

Закрепление.

Задание на дом.

Выставление оценок.

Настраиваемся на поиск и творчество, и начинаем урок.


«Движение - это жизнь», - заметил Вольтер.

Движение - необходимое условие существования организмов. Оно происходит внутри организма и связано с перемещением тела и его частей в пространстве.

С момента рождения и до глубокой старости мы двигаемся. Движения человека многообразны и сложны: акробатические трюки гимнастов или изящные пируэты танцоров. Но и наши каждодневные обычные движения не так уж просты.

Движения постоянно окружают нас.

А благодаря чему человек двигается? (Все это обеспечивает опорно-двигательный аппарат)

Чтобы ни делал человек – шел, бежал, управлял машиной, копал землю, писал, двигал глазами, пережевывал пищу и даже дышал- все свои действия он совершает при помощи активной части опорно-двигательного аппарата.

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Тема урока: «Мышцы, их строение и функции»

У вас на столах лежат рабочие листы. В течение всего урока вы будете вносить в них записи и результаты работы, запишите тему урока.

В теле человека более 600 мышц. Это 30-35% массы тела. При весе 47 кг – 14 кг приходится на мышцы. Цифры довольно внушительные . ( Зная свой вес, вы можете рассчитать сколько кг приходится на мышцы).

Мышцы или мускулы (от лат. « musculus »)- мышка, маленькая мышь.

При чем здесь мышь?

Что может быть общего у маленькой мышки и мышцы человека?

Чтобы в этом разобраться, необходимо знать мышечную систему человека.

Как вы думаете, что мы должны для этого изучить?

Цели урока:

    Раскрыть особенности строение мышц.

    Изучить свойства мышц.

    Познакомиться с основными группами мышц.

В конце урока вы будете знать, что такое мышцы, как устроены мышцы, какими свойствами они обладают, и какие группы мышц выделяют.

Давайте сейчас вспомним, ч то нам уже известно о мышцах? (Функции )

Не забывайте заносить записи в рабочие листы

Функции мышц: 1. Двигательная. Обеспечивают передвижение тела и его частей в пространстве.

2. Энергетическая. Превращают химическую энергию в механическую и тепловую.

3. Защитная. Ограничивают полости в которых расположены внутренние органы.

4. Формообразующая. Определяют форму и размеры тела.

Из какой ткани состоят мышцы? (гладкая, поперечнополосатая скелетная, сердечная).

В рабочих листах найдите задание №2.

Определите виды мышечной ткани по рисунку и подпишите их.

Обоснуйте свой ответ. (Признаки )

( Гладкая:состоит из волокон веретеновидной формы, без поперечной исчерченности.

Поперечно-полосатая скелетная:состоит из волокон, имеющих большую длину и выглядит как чередование темных и светлых полосок.

Сердечная:состоит из волокон, имеющих поперечную исчерченность, они разветвлены и образуют между собой соединения

Сверьте с образцом правильность выполнения задания

Где в организме находятся данные виды мышечной ткани? (Гладкая: мускулатура внутренних органов, сердечная образует стенку сердца, поперечно-полосатая скелетные мышцы).

На сегодняшнем уроке мы подробно разберем один из видов – скелетные мышцы.

Сейчас нам предстоит работа в группах. При входе в кабинет вы выбрали жетон с определенным цветом: красный, синий или зеленый.

Давайте вспомним правила работы в группе. Если кто-то забыл, то у вас на столах лежат памятки.

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ

-уважай и цени взгляды каждого ученика группы;

-не согласен, спокойно объясни почему;

- слушай внимательно, уважай собеседника, не перебивай и не разговаривай, когда высказывается другой;

- защищай свою точку зрения, аргументируй ;

- поддерживай дружелюбный и открытый диалог между членами группы;

- старайся, чтобы твои высказывания были чёткими, краткими и по существу.

Выберите капитана, который будет предоставлять отчет по работе и оценивать работу каждого ученика в группе.

Работаем по принципу телетайпной ленты.

У вас на столах лежат задания. Ответы оформляются в демонстрационных листах.

На эту работу вам отводится...... мин.

I группа « АНАТОМЫ».

(Задание: изучить особенности строения мышц) .

II группа «ФИЗИОЛОГИ».

(Задание: изучить свойства мышц ).

III группа «СИСТЕМАТИКИ».

( Задание: изучить классификацию мышц ).

Работа в группах закончена.

Скелетные мышцы составляют основную массу мышц тела человека.

Группе «АНАТОМОВ» было дано задание, изучить особенности строения мышц. Вам слово. Не забывайте вносить в рабочие листы соответствующие записи.

Скелетные мышцы составляют основную массу мышц тела. У большинства мышц выделяют утолщённую часть – брюшко и два сухожилия, с помощью которых мышцы прикрепляются к костям. Сухожилие, которое расположено ближе к туловищу – головка, а далее от туловища – хвост.

Они образованы поперечнополосатой мышечной тканью, мышечные волокна которой собраны в пучки.

Каждый пучок одет тонкой соединительнотканной оболочкой. А вся мышца в целом имеет общую оболочку – фасцию, которая защищает нежную мышечную ткань.

Внутри волокон проходят белковые нити миофибриллы и большое количество ядер. Миофибриллы, в свою очередь, состоят из тончайших нитей двух типов: толстых – белковых молекул миозина и тонких – белка актина. Эти белки чередуются (светлые и темные полосы) отсюда и название скелетной мышечной ткани – поперечно-полосатая. К каждой мышце подходят кровеносные и лимфатические сосуды и нервы и нервные окончания (рецепторы и эффекторы).


1.Сухожилие

2.Нерв

3.Кровеносный сосуд

4.Фасция

5.Мышечные пучки

6.Мышечные волокна

7.Ядра

мышца ↔ пучки мышечных волокон↔ нити – миофибриллы ↔ нити белков актина и миозина.

Спасибо.

Такое строение влияет на удивительные свойства мышц, которые определяют значение мышц в теле человека.

Группе «ФИЗИОЛОГОВ» было дано задание, изучить свойства мышц. Вам слово.

К скелетным мышцам подходят нервы, содержащие чувствительные и двигательные волокна. Благодаря белковых нитей мышцы способны укорачиваться - сокращается.

Сокращение мышц приводит в движение определённую часть тела или поддерживает определённые позы тела.

Волокна в определенных участках переплетаются. Благодаря этой особенности поперечно-полосатые мышцы способны быстро сокращаться.

Сокращение мышц в организме совершается рефлекторно.

СОКРАТИМОСТЬ – способность мышц уменьшать длину при увеличении толщины.

Мышцы обладают не только сократимостью, но и возбудимостью, эластичностью, растяжимостью.

ВОЗБУДИМОСТЬ – способность реагировать на нервные раздражители-импульсы.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ – способность мышц принимать прежнее положение после растяжения.

РАСТЯЖИМОСТЬ – способность мышц увеличивать длину при уменьшении толщины.

Спасибо.

Несмотря на то, что все мышцы имеют схожее строение и свойства, каждая мышца обладает своими характерными признаками. И всвязи с этим все мышцы разделены на группы.

Группе «Физиологов»было дано задание, изучить классификацию мышц.Вам слово.

Существует несколько классификаций скелетных мышц.

Мышцы различаются формой, строением, расположением, функциями.

Форма мышц. А. Веретенообразная

Б. Двуглавая

В. Двубрюшная

Г. Лентовидная

Д. Двуперистая

Е. Перистая

Расположение мышц в организме.

По функциям. В выполнении человеком любого движения принимают участие две группы противоположно действующих мышц.

    Сгибатели - разгибатели;

    Поднимающие - опускающие;

    - Выпрямляющие;

    Отводящие - Приводящие;

    Вращатели;

    Сжимающие;

    Жевательные;

    Мимические и др.

Все мышцы в организме функционируют согласованно.

Согласованная работа мышц – это мышечная координация.

Синергисты – мышцы, выполняющие одно и тоже движение.

Антогонисты – мышцы, выполняющие противоположные действия.

Спасибо.

А теперь пришло время познакомиться с основными группами мышц человеческого тела. Мышц у человека много.Самые маленькие прикреплены к мельчайшим слуховым косточкам. Самые крупные большие ягодичные мышцы, они приводят в движение ноги. Ваша задача знать основные группы мышц и уметь их показывать.

В нашем теле принято выделять 3 группы мышц: мышцы головы и шеи, мышцы туловища и мышцы конечностей. Нам предстоит выяснить, где они располагаются и какую работу выполняют .

В процессе изучения я вам предлагаю зарисовать на шаблонах расположение мышц тела человека.

Мышцы головы и шеи:

Круговая мышца глаза – она открывает и закрывает глаз;мимика лица;

Упражнение: закройте глаза , откройте глаза, щурьте глаза.


Круговая мышца рта – открывает и закрывает рот, выпячивает губы вперёд; мимика лица;

Упражнение: вытяните губы в трудочку, скажите слово «звук»

Это мимические мышцы.

Упражнение: возьмите зеркало и, а теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

Жевательные мышцы – осуществляют жевательные движения;

Упражнение : положите руки на скулы, откройте и закройте рот.


Мышцы шеи – удерживают голову в равновесии, участвуют в движении головы и шеи, в процессах глотания и произнесения звуков;

Упражнение: наклоните голову в одну сторону, а затем в другую сторону.

Мышцы туловища:
Большая грудная мышца – приводит руки и вращает их вовнутрь;

Упражнение: вращайте плечом вовнутрь, сделайте глубокий вдох.

Косые мышцы живота – помогают мышцам брюшного пресса поворачивать туловище в разные стороны;

Упражнение : встаньте, поверните туловище вправо, а затем влево.

Трапециевидная мышца спины – оттягивает лопатку к позвоночнику;

Упражнение: сведите лопатки.

Широчайшая мышца спины – опускает плечо вниз, отводит руки за спину;

Упражнение: отведите руки за спину, опустите плечи вниз.

Мышцы конечностей:
Двуглавая и трёхглавая мышца плеча –сгибает и разгибает предплечье;

Упражнение: положите руку на правое плечо, сгибайте и разгибайте правую руку.


Четырёхглавая мышца бедра – сгибает ногу в тазобедренном суставе и разгибает в коленном;

Упражнение: встаньте, поднимите колено и прижмите к туловищу.
Двуглавая мышца бедра – разгибает ногу в тазобедренном суставе, сгибает в коленном;

Ягодичные мышцы – отводят бедро назад;

Упражнение: встаньте и отставьте ногу назад.

Икроножная мышца – поддерживает тело в вертикальном положении, участвует в ходьбе, беге, прыжках.

Упражнение: поднимите ногу на носок.

Покажите соседу слева, что у вас получилось и нарисуйте смайлик, который покажет ваше настроение после выполнения этой работы.

Изучив характерные особенности строения, свойства и функции мышц, давайте сформулируем определение этим органам.

В рабочие листы внесем недостающие понятия.

Что у вас получилось?

Мышцы – это органы тела человека, состоящие из упругой , эластичной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов.

А теперь вернёмся к началу нашего урока и ответим на вопрос,

Что же может быть общего у маленькой мышки и мышцы человека?

Вспомните, что выделяют в строении мыщц.

Из каких частей она состоит? (Ответы детей )

У большинства мышц выделяют брюшко тела (утолшенную часть) и два сухожилия. Каждое из них прикрепляется к «своей» кости. Сухожилие, которое распологается ближе к туловищу – головка, а далее от туловища – хвост.

Но есть и еще одно мнение.

С точки зрения этимологии есть другое мнение.

Этимология- раздел сравнительно-исторического языкознания, изучающий происхождение слов.

Макс Фасмер, знаменитый этимолог, пишет, что связь «объясняется некоторым сходством между сокращающейся мышцей, особенно под кожей плеча и бегающей мышью». В общем «качаешь» мышцу, а под кожей вроде как мышка бегает.


Итак, наш урок подходит к концу. Скажите, что мы сегодня на уроке узнали? Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока.

Заполните оценочную карту.

Для проверки усвоения материала предлагаю вам выполнить небольшой тест. Ответы записывайте в рабочих листах.

На эту работу вам отводится 3 мин.

Проверочная работа по теме «Строение и функции мышц»

Выберите правильный ответ.

1. Масса скелетной мускулатуры у взрослого человека составляет:

А. 45 – 50 % массы тела

Б. 30 – 35 % массы тела

В. 70 – 75 % массы тела

2. Мышцы крепятся к костям при помощи:

А. Надкостницы

Б. Сухожилий

В. Хрящей

3. Эмоциональное выражение лицу человека придают:

А. Мимические мышцы

Б. Жевательные мышцы

В. Гладкие мышцы

4. Движения головы обеспечивают:

А. Мышцы головы

Б. Мышцы шеи

В. Мышцы туловища

5. Способность мышц увеличивать длинну при уменьшении толщины:

А. Сократимость

Б. Растяжимость

В. Эластичность

6. Благодаря мышцам обеспечивается:

А. Регуляция организма

Б. Движение организма

В. Рост организма

Работа закончена. Обменяйтесь рабочими листами с соседом справа (взаимопроверка). Сверьте правильность выполнения задания с образцом. Оцените работу.

Кто не справился? Что вызвало затруднение? Как это можно исправить? (выучить домашний параграф и более внимательно изучить материал )

§19, записи в рабочих листах (выполнить п.6).

*Ответить на вопросы 1). Где находится ахиллово сухожилие? Почему оно так названо? 2).Самая сильная мышца. 3). Найдите примеры, людям каких профессий особенно важны знания о строении и расположении мышц.

Наш урок окончен. Спасибо за внимание и активную работу на уроке.

Рабочий лист ученика

ФИ ученика____________________________________________

Тема урока "_______________________________________________________________"

В теле человека более 600 мышц. Это 30% массы тела.

1. Функции мышц: 1._________________________________________

2.__________________________________________

3.__________________________________________

4.__________________________________________

2. Разновидности мышечной ткани. Задание. Подпишите виды мышечной ткани.

А). ___________________ Б). ___________________ В). ____________________________

3.Строение мышцы.

1.____________________________________________

2.____________________________________________

3.____________________________________________

4.____________________________________________

5.____________________________________________

6.____________________________________________

7.____________________________________________

Задание. Заполните схему.

мышца ↔ ………………….↔ нити – миофибриллы ↔ нити белков …………… и миозина.

4.Свойства мышц.

ВОЗБУДИМОСТЬ - ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

СОКРАТИМОСТЬ - ______________________________________________________________________

ЭЛАСТИЧНОСТЬ - ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________ .

РАСТЯЖИМОСТЬ - ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________ .

5.Классификация мышц.

По форме По строению По функциям По расположению

______________ _____________ _____________ _______________

______________ _____________ ______________ _______________

Работа в группе

6.Основные группы мышц.

МЫШЦЫ это органы тела человека, состоящие из....................., ............................ ткани, способной................................. под влиянием............................... .................................. .

7.Тестовое задание. 1.___; 2. ___; 3. ___; 4. ___; 5. ___; 6. ___ . Оценка

8. Домашнее задание. §19, записи в рабочих листах.

* Ответить на вопрсы. 1). Где находится ахиллово сухожилие? Почему

оно так названо? 2). Самая сильная мышца. 3). Найдите примеры, людям каких профессий особенно важны знания о строении и расположении мышц.

Урок по теме: «Мышцы и движение» 4 «А» класс 12.10.07

Цель: Показать учащимся значение, многообразие мышц, зависимость развития мышц от занятий физическими упражнениями.

Задачи:1) Познакомить учащихся со строением, функциями, видами

2) Формирование навыков диалогового общения и социального

Взаимодействия.

3)Формирование ответственности младших школьников за свое

Здоровье.

4) Развитие мыслительной деятельности и психических процессов.

Ход урока.

I. Организационный момент

Учащиеся встают в кружок, держась за руки; учитель произносит слова шепотом, учащиеся повторяют их хором вслух:

Мы умные!

Мы дружные!

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы отлично учимся!

Все у нас получится!

II. Введение в тему урока

На доске карточки с названиями наук: география, анатомия, история, антропология, валеология

- Какое задание я хочу вам предложить?

(Выполнить группировку названий наук: география и история изучают окружающий мир, а анатомия и антропология – строение человеческого тела, а валеология – как сберечь свое здоровье на долгие годы)

Как вы думаете, какую науку надо выделить среди них?

(Я бы выделил среди этих наук анатомию, которую мы начали изучать на уроках.)

- Что вы знаете об этой науке?

(Анатомия изучает строение человека.)

А зачем нам нужно знать строение своего организма? (чтобы уметь сохранять свое здоровье как можно дольше)

III Актуализация знаний.

Итак, сегодня мы продолжим разговор «как устроен наш организм», а вот о чем именно, догадайтесь сами.

Я предлагаю вашему вниманию небольшую сценку, отрывок из книги «Я – человек. Ты – человек!»

-Мой папа может поднять полкласса, хвастает Карол.

-Ври больше! – смеются ребята. – Он что у тебя. Подъемный кран?

- А вот и поднимет!- горячится Карол. – он у меня штангист!

Как вы думаете, сочиняет Карол или говорит правду? (лучшие штангисты мира поднимают вес больше 250 кг)

IV Сообщение темы и целей

А что для этого нужно? (нужна сила – то есть мускулы, мышцы) Какая тема сегодняшнего урока? (после ответа учеников – слайд) Какие цели мы себе поставим? (слайд)

V Работа над темой

(Узнать, что такое мышцы, какие они бывают, зачем они нам нужны)

Сейчас мы поиграем в известную вам игру «Замри» (под музыку). Условия: пока звучит музыка – вы двигаетесь, принимаете различные позы. Как музыка прекращается – вы замираете. (дети выполняют)

Подумайте и скажите, что позволило вам принимать и держать разные позы? (мышцы) (слайд)

Как появилось слово мышца?

Подумайте и скажите, на какое слово похоже слово мышца?(мышь) Хотите узнать почему?

Обхватите левой рукой плечо правой руки и начните сжимать и разжимать правый кулак. Что чувствуете? (как под кожей шевелятся, бегают, как мыши мышцы) так теперь поняли почему? А что такое мускул?(слайд)

Мы сейчас с вами говорили, Что напоминают мышцы, откуда пришло слово, а что оно обозначает?

Так что же такое мышцы? (после ответа – слайд)

- Мышца – орган человека и животного, состоящий из ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов.

Откройте страницу 30 в учебнике. Рассмотрите рисунок.

Какие по величине бывают мышцы? (большие и маленькие)

(слайд с таблицей)

Назовите самые большие мышцы.(ягодичная, большая грудная. Бицепс, мышца бедра, икроножная мышца)

Почему здесь расположены сильные мышцы?(выполняют самую тяжелую работу).

Что можно сказать о наших мышцах? (они труженики)

А какие они труженики вы узнаете, когда поработаете в группах.

Игра «мозаика». (Учитель раздает конверты с заданиями для групп. В конверте 5 текстов для каждого участника группы. Ученики выбирают, читают и запоминают прочитанное. Затем рассаживаются по номерам заданий и в парах рассказывают друг другу задание. Потом возвращаются в свои группы и там рассказывают материал. Отчет групп. Оценивание)

1. В нашем организме примерно 639 мышц. Они разнообразны по величине и форме. Крупные, сильные мышцы расположены там. Где приходится выполнять большую работу. Одна из самых сильных – икроножная мышца. Короткие, широкие мышцы находятся между ребрами и обеспечивают движение грудной клетки. Есть мышцы в стенках желудка. Кишечника. У всех у них определенный ритм: то они работают, то отдыхают. Сердце – это тоже мышца, только особенная. Этой мышце приходится работать всю жизнь.

2. В лицевой части черепа под кожей находится много небольших мышц. Они называются мимическими. Прикрепляются они по- разному. Некоторые из них одним концом прикрепляются к кости, а другим вплетаются в кожу лица, другие же мышцы располагаются по кругу, прикрепляясь только к коже, например, мышца губ. Самыми сильными в лицевой части являются жевательные мышцы. Приводящие в движение нижнюю челюсть. А речь обеспечивают развитые мышцы языка, губ, подъязычная мышца.

3.Мышцы – главные силачи. Каждая мышца прикреплена одним концом к одной кости скелета, а другим – к другой. По приказу мозга мышцы могут становиться короче, либо длиннее Они прикреплены к скелету с помощью связок или сухожилий. Сокращение и расслабление мышц и их сухожилий приводят в движение кости и соответственно различные части тела. И вот когда, скажем, мышца плеча сокращается, она поднимает руку, а когда расслабляется – рука опускается.

4.От развития мускулатуры зависит работоспособность человека и внешняя форма его тела. Время активного развития мышц – 13 лет. Когда мы регулярно занимаемся физкультурой, много играем в подвижные игры и правильно питаемся, наши мышцы становятся упругими и сильными. Максимальную силу мышцы набирают к 30 годам. Затем тренировками человек поддерживает их хорошее состояние.

5.У нашего организма есть одно удивительное свойство – ему полезна работа. Чем больше ты двигаешься, тем становишься сильнее. Организм всегда посылает больше крови тем клеткам, которые трудятся. Такие клетки лучше питаются и растут. Клетки – бездельницы же всегда остаются на голодном пайке. Вот почему спортсмены набираются сил, не валяясь в кровати, а упражняясь.

Отчет одной из групп. Оценивание работы группы.

Нашему организму полезна работа, поэтому сейчас дадим отдых одним мышцам, а другие пусть потрудятся.

VI Физкультминутка. (проводит ученик)

1.Наклоны головы вперед, назад, в стороны.

2.Поднимание плеч одновременно и поочередно

3.Поднимаем руки вверх, в стороны

4.Наклоны туловища вперед, назад.

5. Поднимание поочередно ног.

6.Приседание.

7.Поднимание на цыпочки.

8. Прыжки-ноги вместе, в стороны, руки в хлопке вверх.

Раз цветочек, два – цветочек,

Ежики, ежики,

Наковальня, наковальня,

Ножики, ножики,

Бег не месте, бег на месте,

Зайчики, зайчики,

Ну-ка дружно, ну-ка вместе!

Девочки, мальчики!

VII Закрепление.

Хотите послушать сказку? Тогда слушайте древнюю индийскую сказку.

Однажды молодая веселая сороконожка танцевала на солнце. Старая жаба злобно следила за ней из болота, завидуя легкости ее движений. И вдруг она спросила плясунью:

-Не объяснишь ли ты мне, дорогая, как тебе удается так замечательно распоряжаться всеми своими ножками? Откуда ты знаешь, какая ножка поднимется первой, а какая двадцать восьмой? Которая из ножек опускается, когда поднимаются одиннадцатая и седьмая?

Сороконожка остановилась и задумалась. Ей никогда в голову не приходили такие вопросы. А теперь ей стало и самой любопытно – как же поступает она на самом деле?

Ну какую, например, ножку ей сейчас надо поднять, чтобы продолжать свой танец? Но она этого не знала. И чем больше она об этом думала, тем все больше запутывалась. Так и осталась неподвижной со всеми своими сорока ножками, на радость зловредной жабе.

Что хотите сказать?

Мы тоже могли оказаться на месте плясуньи, если бы каждый раз задумывались, прежде чем сделать шаг или поднять руку и начинали соображать, как это сделать. Мы это делаем не задумываясь, автоматически. Интересно, что для того, чтобы сделать всего лишь один шаг, нужно сократить и расслабить 20 мышц. Все делается в определенном порядке и для нас это естественно. Когда пианист играет пьесу в быстром темпе, его пальцы делают до 120 ударов в минуту! Хорош бы он был, если бы думал, каким пальцем ему нужно ударить следующую клавишу! Но терпеливо упражняясь каждый день, разучивая пьесу медленно, а затем быстрее, повторяя ее бесконечное количество раз, пианист приучает мышцы своих рук действовать автоматически.

Практическая работа.(к доске выходят 3 ученика с портфелями.)

-Возьмите портфель в руку, не сгибая руки, поднимите портфель на уровне плеч. Держите его.(через некоторое время они устают и опускают портфель)

Что произошло? (мышцы устали)

Как вы думаете, почему одни люди устают быстрее, а другие могут работать долго? (дело в тренировке)

Что делать легче: Ходить по комнате 10 минут или стоять на одном месте? (ходить проще, т.к. мышцы меньше устают)

«Если хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай».

Эти слова высечены на скале в Древней Греции. Как вы их понимаете? Правы ли были древние греки?

Сила и ловкость – это врожденные или приобретенные качества? (приобретенные)

Что нужно делать, чтобы развивать свои мышцы?(заниматься спортом).

Какими видами спорта нужно заниматься, чтобы укреплять свои мышцы? (любыми: боксом, спортивной гимнастикой, аэробикой, фигурным катанием, бодибилдингом, фехтованием….)

На Руси всегда было много сильных людей. Каких вы из них знаете?

Известен капитан Лукин(конец 18 века), который легко ломал подковы, держал на вытянутой руке пудовые ядра. Одним пальцем вдавливал в корабельную стенку гвоздь, а когда в Англии ему предложили провести кулачный поединок. Вызвал сразу 4 боксеров и, ухватив по очереди каждого за пояс, перекинул через голову.

Русский борец Иван Поддубный 33 года был чемпионом мира. Он так и остался непобежденным богатырем, возведенным в ранг национального героя. В 66 лет он продолжал выходить на ковер. Это уже загадка спортивного долголетия….

Каких современных спортсменов вы знаете? (ответы детей)

(показ слайдов)

Всем известен герой Геркулес. Он был очень сильным и выносливым.

Хотите стать такими же? А что для этого нужно делать? (после ответов –слайд «Уроки Геркулеса»)

VIII Рефлексия

Зачем нужны мышцы? (Мышцы – тягачи и силачи нашего тела. Они приводят его в движение.

Мы можем сидеть. Стоять, прыгать, улыбаться, хмуриться, благодаря мышцам.

Мышцы надежно укрывают наши внутренние органы. Заставляют их работать, поднимают и растягивают грудную клетку при дыхании, проталкивают кровь по сосудам, сжимают и разжимают сердце.

Физический труд, занятия физкультурой укрепляют мышцы и человек становится сильным и ловким).

IX Домашнее задание

Вспомните поговорку, написанную на скале.

1.Придумайте свою поговорку о здоровом образе жизни. Раскрой ее содержание.

2.Нарисуйте, какими видами спорта вы бы хотели заниматься, чтобы развивать свои мышцы и сделать свое тело красивым.

X Итог урока

Какой вывод можно сделать из нашего урока?

Ответьте на вопросы:

1.Что я знал раньше?

2.Что я узнал сегодня?

1. Вспомни свои впечатления на уроке.
2. Закончи предложение:
Я чувствовал себя .
Я работал с настроением .
Я доволен собой .
Я испытывал затруднения, когда .
Я бы хотел стать более .

Тема урока

Мышцы, их строение и функционирование

Цели:

1.Создать условия для усвоения материала по теме.

2. Создать условия для развития внимания, мышления.

3. Создать условия для воспитания культуры общения и

стремления к здоровому образу жизни.

Задачи:

1.Изучить строение скелетных мышц, способ

прикрепления мышц к скелету; выявить основные

функции мышц, познакомить с классификацией

мышц, выяснить значение физических упражнений.

2.Развить умение работать в группе, с книгой, анализировать и систематизировать изучаемый материал.

3.Воспитывать чувство взаимопомощи, культуры общения, стремление к здоровому образу жизни; расширить образовательное пространство.

Форма урока

Урок с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий, КСО.

Тип урока

Урок новых знаний

Оборудование

Медиапрезентация по теме, учебник, обучающие тесты, рабочие листы, образовательные ресурсы медиотеки, листы – инструкции.

Методы

Частично-поисковый, репродуктивный.

Средства

Беседа, работа с книгой, лабораторная работа, работа с диском, тест, объяснение.

Основные понятия

Мышца, мышечные волокна, миофибриллы, нити белков актина и миозина, сухожилие.

Структура урока

2. Целеполагание.

4. Закрепление материала.

5. Лабораторная работа.

7. Домашнее задание.

8. Рефлексия.

9. Оценивание.

План урока

1.Строение мышц.

2.Функции мышц.

3.Основные группы мышц, значение физических упражнений.

4.Классификации мышц.

Рефлексия

1.На каком этапе урока вам было легче всего, интереснее?

2.На каком этапе урока испытали затруднение?

3.Как вы думаете, какой вид деятельности вам помог лучше усвоить изучаемый материал?

4.Все ли вы узнали, что планировали в начале урока?

5.Вам понравился урок?

Домашнее задание

Изучить материал на с.106 – 109, задание из рубрики «Подумайте!» С.111
* Выясните откуда произошло слово «мышцы»; найдите примеры, людям каких профессий особенно важны знания о строении и расположении мышц.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Валеологическая минутка.

2. Целеполагание.

3. Изучение нового материала. Физминутка.

4. Закрепление материала.

5. Лабораторная работа.

6. Проверочная работа. Валеологическая минутка.

7. Домашнее задание.

8. Рефлексия.

9. Оценивание.

1. Организационный момент.

Валеологическая минутка.

Цель: создание обстановки психологического комфорта на уроке, снятие напряжения.

Педагог предлагает детям представить, что они листочки, которые качаются на волнах. Дети садятся удобно, закрывают глаза, расслабляют мышцы рук и ног. Затем учащиеся открывают глаза и улыбаются соседу по парте. Успокоившиеся после перемены дети легко включаются в урок.

Выход на тему.

Эпиграфом к нашему уроку хочу предложить слова знаменитого философа Тиссо: «Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действие движения» (слайд 1)

Как вам кажется, о чем пойдет речь на уроке?

Движения постоянно окружают нас. А благодаря чему человек движется?

Итак, тема нашего урока « Мышцы, их строение и функционирование».

(слайд2)

11. Целеполагание

  1. Что вы уже знаете по этой теме?
  2. Что бы вы хотели узнать? (составление плана на доске)
  3. А зачем нужно изучать этот материал?

А теперь сравните с тем планом, который я хотела вам предложить (слайд 3) .

План урока

  1. Строение мышц.
  2. Функции мышц.
  3. Основные группы мышц, значение физических упражнений.
  4. Классификации мышц.

111. Изучение нового материала

1. Беседа.

А знаете ли вы, сколько мышц в теле человека? Как вы думаете?(656 и почти все парные).

Прежде чем перейдём к основной работе по теме, давайте вспомним, а из какой ткани состоят мышцы? (гладкая, поперечно - полосатая, сердечная).

(слайд 4)

Где в организме находятся данные виды мышечной ткани? Каковы их свойства?

Сегодня мы будем говорить о скелетных мышцах, а об остальных поговорим подробнее на последующих уроках.

(слайд 5)

2. Работа в группах

Для работы класс делится на 3 группы. В каждой группе выбираются спикер (выступающий от группы), секретарь (фиксирует материал во время работы группы), хранитель времени (следит за временем, отведенным на выполнение этапов работы), помощники. Выделяют три этапа работы в группе:

а) получение задания группами

б) самостоятельное изучение материала и обсуждение в группе

в) защита ответа спикером

Работу начнем в группах. После получения задания от каждой группы ко мне подходит по 1 человеку и с моей помощью отбирает дополнительный материал на компьютере по вопросу с диска.

а) Получение задания группами.

Задание для 1группы - «Строение мышц» (с. 106-107 учебник Сонин Н.И., Сапин М.Р.)

Лист – инструкция для 1 группы

Тема: Строение мышц.

Этапы работы:

  1. Распределение ролей.
  2. Самостоятельное чтение (с. 106 – 107 учебника).
  3. Обсуждение в группе для выработки единого ответа.

Роли в группе:

Хранитель времени…………………………………………………………..

Помощники…………………………………………………………………………

3. Заполните схему

Задание для 2группы – «Функции мышц» (с. 107-108 учебник Сонин Н.И., Сапин М.Р.)

Лист – инструкция для 2 группы

Тема: Функции мышц.

Этапы работы:

  1. Распределение ролей.
  2. Самостоятельное чтение (с. 106 – 108 учебника).

Роли в группе:

Секретарь (пишет)………………………………………………………….

Спикер (выступающий от группы)………………………………….

Хранитель времени………………………………………………………..

Помощники…………………………………………………………………….

Вопросы для обсуждения в группе:

Задание для 3 группы – «Основные группы мышц. Значение физических упражнений» (с.108 учебник Сонин Н.И., Сапин М.Р.)

Лист – инструкция для 3 группы

Тема: Основные группы мышц.

Этапы работы:

  1. Распределение ролей.
  2. Самостоятельное чтение (с. 108 учебника).
  3. Обсуждение в группе для выработки единого мнения.

Роли в группе:

Секретарь (пишет)…………………………………………………………..

Спикер (выступающий от группы)………………………………….

Хранитель времени………………………………………………………….

Помощники………………………………………………………………………..

Вопросы для обсуждения в группе:

  1. Объедините все мышцы в схему.

Предлагаемые листы-инструкции помогут подготовиться на должном уровне к ответу.

б) Самостоятельное изучение материала и обсуждение в группе .

Работу в группах начали.

3. Работа с диском.

Пожалуйста, от каждой группы к компьютеру подходит по 1 человеку и с моей помощью отбирает дополнительный материал на компьютере по вопросу с диска.

Во время просмотра диска дети выбирают необходимый материал для своей группы и распечатывают его с помощью учителя, если не имеют опыта работы или самостоятельно.

Материал, который располагается на диске.

Мышцы образуют активную часть опорно-двигательного аппарата. Они прикрепляются к костям скелета, действуют на костные рычаги, приво дят их в движение. Поэтому их на зывают также скелетными мышцами. В теле человека насчитывают око ло 650 мышц.

Общая масса скелетной мускулатуры у новорожденных детей в среднем составляет 22% от массы тела, в 17-18 лет она достигает 35- 40%. У пожилых и старых людей относительная масса скелетных мышц уменьшается до 25-30%. У тренированных спортсменов мышцы могут составлять до 50% от всей массы тела.

Скелетные мышцы выполняют следующие функ ции :

I) удерживают положение тела и его частей в пространстве;

2) обес печивают передвижение тела (бег, ходьба и другие виды движений);

3) перемещают части тела друг от носительно друга;

4) осуществляют дыхательные и глотательные движе ния;

5) участвуют в артикуляции речи и формировании мимики;

6) вы рабатывают тепло;

7) преобразуют химическую энергию в механическую.

Значение тренировки мышц. Установлено, что при работе любого органа в него поступает больше крови, чем во время покоя.

Чем большую работу совершают мышечные волокна, тем больше питательных веществ и кислорода приносит кровь. При регулярной физической работе, занятиях физкультурой и спортом мышечные волокна быстрее растут, утолщаются и человек становится сильнее. Мышцы нуждаются в систематической тренировке. Этому способствуют регулярные физические упражнения, ходьба на лыжах, плавание. Физические упражнения оказывают благоприятное действие на весь организм, укрепляют здоровье, делают человека закаленным, способным выдерживать самые различные неблагоприятные воздействия внешней среды.

в) Защита ответа спикером

Закончили работу, от групп выступают спикеры, а остальные делают записи на рабочих листах.

Рабочий лист для 1 группы

№ 1

1. Перечислите, какие функции выполняют мышцы?

2. Сгруппируйте все выявленные функции в три основные.

№ 2

2. Нужно ли тренировать мышцы и зачем?

Рабочий лист для 2 группы

№ 1

  1. Выясните общее строение мышцы и подпишите.
  1. Как мышцы крепятся к скелету?

3. Заполните схему

мышца ↔ ………………….↔ нити – миофибриллы ↔ нити белков …………… и миозина

№ 2

1. Объедините все мышцы в схему.

2. Нужно ли тренировать мышцы и зачем?

Рабочий лист для 3 группы

№ 1

  1. Выясните общее строение мышцы и подпишите.
  1. Как мышцы крепятся к скелету?

3. Заполните схему

мышца ↔ ………………….↔ нити – миофибриллы ↔ нити белков …………… и миозина

№ 2

1. Какие функции выполняют мышцы?

2. Сгруппируйте все выявленные функции в три основные.

В) защита ответа спикером (для выступления учащиеся исльзуют слайды 6 – 8 из презентации к уроку ).

(слайд 6) (слайд 7) (слайд 8)

ФИЗИЧЕСКАЯ МИНУТКА

Мы выяснили, какие существуют группы мышц. Давайте их разомнем.

  1. Разминаем мышцы пояса верхних конечностей (делаем круговые движения плечами; руки перед грудью, рывки в стороны).
  2. Разминаем мышцы тела. Руки на пояс наклоны в стороны.
  3. Разминаем мышцы нижних конечностей. Поочередно поднимаемся на носочки, а теперь поднимите носки.

4.Беседа.

Как вы думаете, почему мы не разминали мышцы шеи?

Вернемся к плану урока, что мы еще не рассмотрели?

Вывод. Итак, единой классификации мышц не существует, так как в основе каждой классификации лежат различные признаки.

(слайд 9)

5. Беседа.

По каким признакам можно разделить мышцы на группы?

А теперь давайте сравним с действительными, к акие признаки вы угадали? А какие не угадали?

Вывод. Классифицировать можно по форме, расположению, по выполняемым функциям, по строению.

6.Работа со слайдами 10 - 13 .

Слайды из медиопрезентации используются как образовательный материал. Слайд 10 высвечивается полностью сразу. Дети зачитывают, а затем по нему отвечают на вопросы учителя. Аналогично работать со слайдом 11. Слайд 13 высвечивать сначала только иллюстрацию и заголовок, затем предложить детям, выполняя движения, назвать виды мышц и сравнить с появившимися на экране. Назвать недостающие.

По форме мышцы делятся на : веретеновидные, двуглавые, лентовидные, широкие, двубрюшные и т.д.

(слайд 10)

Веретеновидные, а почему их так назвали? Как вы думаете?

Двубрюшные, а почему их так назвали? Как вы думаете?

По строению мышцы делятся на : одноперестые, двуперестые, многоперестые и т.д.

(слайд 11)

Как вы думаете, какая из этих мышц одноперестая? Почему?

(слайд 12) По расположению мышцы делятся на : косые, прямые, глубокие и т.д.

Можно выделить группы мышц по выполняемым функциям . Как вы думаете какие? Чтобы вам было легко их назвать предлагаю выполнить следующие действия.

  1. Согните руки в локтях и разогните, какие группы можно выделить?
  2. Поднимите руки перед собой, разведите в стороны и верните в исходное положение. Как можно назвать эти мышцы?
  3. Сожмите руку в кулак. Какие это мышцы? А мышцы действующие в противоположном направлении, как называются?
  4. Сравните и скажите, какие мы еще не назвали?

(слайд 13 полностью открывается)

Валеологическая минутка.

Цель: профилактика заболевания глаз.

1 V. Закрепление

7.Обобщительная беседа.

Какие основные функции выполняют мышцы?

По каким признакам можно классифицировать мышцы? (сл. 14)

Как устроена скелетная мышца? (сл. 15)

Какие основные группы мышц выделяют? (сл. 16)

Зачем необходимо тренировать мышцы?

V. Лабораторная работа

Тема: Определение местоположения отдельных мышц.

Откройте учебник с. 108-109. вы должны выполнить действие, найти на себе выполняющую его мышцу и по учебнику найти ее название. Кто быстрее, но не забывайте поднимать руку.

Задания для лабораторной работы можно проговаривать учителю вслух или напечатать на слайдах, чтобы дети зачитывали по очередно после выполнения предлагаемого действия.

Задания.

  1. Поднимите ноги на носочки. Ощупав ногу, определите местоположение мышцы, которая выполняет данное действие. Найдите ее в учебнике на иллюстрации и определите название.
  2. Вытяните губы в трубочку, улыбнитесь. Какие мышцы участвуют в этих действиях?

Вы знаете, согласно исследованиям французских невропатологов, у плачущего человека задействовано 43 мышцы лица, в то время как у смеющегося всего 17. таким образом смеяться энергетически выгоднее, чем плакать.

  1. Втяните живот, выдохните. Какие мышцы отвечают за это?
  2. Положите руки на скулы. Откройте и закройте рот. Движение, каких мышц вы чувствуете?

Жевательные мышцы самые сильные мышцы. Они способны развивать усилие около 70 кг.

  1. Положите левую руку на правое плечо. Сгибайте и разгибайте правую руку. Какая мышца работает во время сгибания (разгибания)?

V1. Проверочная работа

Для проверки освоенности материала, предлагаю вам выполнить небольшой тест. Кто затрудняется, может пользоваться записями и учебником. На работу 3 минуты (тест распечатывается и раздается каждому индивидуально).

Валеологическая минута.

Цель: снятие напряжения перед обучающим тестом.

Педагог предлагает детям в каждой группе взяться за руки, закрыть глаза и под медленную музыку сделать плавные движения, говоря про себя: «Я все могу. Я все знаю».

Тест

Мышечная ткань бывает гладкая, сердечная, ……………….. Из поперечно – полосатой мышечной ткани образуются …………….. мышцы. Всего в теле человека насчитывают около ……. мышц. Мышцы состоят из пучков мышечных волокон, а в состав волокон входят нити ……… белков актина и ……. Выделяют условно три основные группы мышц: головы и шеи, ………………., …………... Мышцы классифицируют: по расположению, по форме, по ………., по строению (направлению мышечных волокон).

8.Взаимопроверка.

Закончили. Поменяйтесь работами и проверьте. В помощь вам слайд.

(слайд 18)

«0» ошибок – 5, «1 – 2» ошибки - 4, «3-4» ошибки – 3.

Кто не справился? Что вызвало затруднение? Как это можно ликвидировать?

V11. Домашнее задание (сл. 19)

Задание под звездочкой идет по выбору, для любознательных.

Изучить материал на с.106 – 109, задание из рубрики «Подумайте!» с. 111.

*Выясните, откуда произошло слово «мышцы»; найдите примеры, людям каких профессий особенно важны знания о строении и расположении мышц

V111. Рефлексия

На каком этапе урока вам было легче всего, интереснее?

На каком этапе урока испытали затруднение? План урока 1.Строение мышц. 2.Функции мышц. 3. Основные группы мышц, значение физических упражнений. 4. Классификации мышц.

Строение мышц: Мышца↔пучки мышечных волокон ↔нити - миофибриллы ↔нити белков актина и миозина

ПО СТРОЕНИЮ МЫШЦ: одноперистые, двуперистые, многоперистые, круговые


УРОК 14. Строение и функции скелетных мышц. Основные группы мышц

Образовательная цель: раскрыть особенности строения и функций мышц, их связь с нервной системой и скелетом; ознакомить с основными группами мышц человеческого тела; сформировать понятие о физиологическом механизм сокращения мышечного волокна.

Основные понятия и термины: посмуговані, гладкие мышцы, сердечная мышца, фасция, міофібрила, актин, миозин, сфинктер, диафрагма, возбудимость, сократимость.

Оборудование: таблицы «Животные ткани», «Мышцы тела человека».

Структура урока, основное содержание и методы работы

И. Проверка домашнего задания. (Тесты).

И вариант

И уровень

1. Выясните, какое вещество содержится в полости трубчатых костей:

а) красный костный мозг;

б) желтый костный мозг;

в) бурый костный мозг.

2. Укажите, какая кость является единственной подвижной костью черепа:

а) носовая;

б) скуловая;

в) затылочная;

г) нижнечелюстная;

д) верхнечелюстная.

3. Укажите, с какого количества позвонков состоит шейный отдел позвоночника:

а) 5;

б) 7;

в) 10;

г) 12;

д) 15.

4. Укажите, какой гормон играет основную роль в стимуляции роста костей в организме человека:

а) соматотропный;

б) адренокортикотропний;

в) лактотропний;

г) лютеинизирующий;

д) гонадотропный.

1. Укажите, какие кости относятся к плоских костей:

а) височная;

б) берцовая;

в) локтевая;

г) тазовая;

д) ключица;

е) лопатка.

2. Назовите кости, из которых состоит предплечья:

а) локтевая;

б) плечевая;

в) малая берцовая;

г) крестец;

д) лучевая;

е) ключица.

1. Разместите отделы позвоночника за порядку, начиная от черепа:

а) поясничный;

б) копчиковый;

в) шейный;

г) грудной;

д) крестцовый.

2. Назовите качественные особенности строения скелета человека, отличающие его от скелета у животных:

а) позвоночник имеет S -образные изгибы;

б) расширенная грудная клетка;

в) суженный таз;

г) преобладание размеров лицевого черепа над мозговым;

д) подвижное соединение костей кисти и пясти;

е) противопоставление большого пальца кисти другим.

1. Какими видами соединительной ткани созданы различные части сустава? Какова их роль в суставе? Как взаимосвязаны строение этих тканей с функциями, которые они выполняют?

II вариант

1. Определите типы соединений костей, к которого принадлежит шовной соединения:

а) неподвижный;

б) подвижной;

в) напіврухомий.

2. Укажите, какую роль в суставе играет суставная жидкость:

а) обеспечивает функциональную единство сустава;

б) облегчает скольжение элементов сустава;

в) формирует единую капсулу вокруг сустава;

г) укрепляет сустав;

д) способствует росту гиалинового хряща.

3. Укажите, какое количество ребер есть в теле человека:

а) 7;

б) 12;

в) 16;

г) 20;

д) 24.

4. Позвоночник человека в норме функционально имеет количество изгибов:

а) два;

б) три;

в) четыре.

1. Укажите, какие кости являются элементами лицевого черепа:

а) верхнечелюстная;

б) теменная;

в) височная;

г) скуловая;

д) носова.

2. Укажите, какие кости образуют плечевой сустав:

а) локтевая;

б) лучевая;

в) лопатка;

г) плечевая;

д) ключица.

1. Разместите отделы свободной верхней конечности по порядку, начиная от пояса верхней конечности:

а) запястье;

б) предплечья;

в) плечо;

г) пясть;

д) фаланги пальцев.

2. Укажите правильную последовательность действий, которую необходимо выполнить, если человек оступился и вывихнула ногу:

а) приложить к поврежденному месту холодный предмет;

б) доставить больного в больницу;

в) обеспечить покой поврежденной конечности;

г) сустав не вправлять;

д) наложить на конечность тоску повязку.

1. Укажите, какие процессы происходят в опорно-двигательном аппарате в детском, подростковом и старшем возрасте.

1. Внешнее и внутреннее строение скелетных мышц. (Рассказ учителя, записи в ученических тетрадях).

Мышцы - пучки мышечных волокон + кровеносные сосуды + нервы + соединительнотканная оболочка (фасция) + сухожилия.

Мышечные волокна (клетки):

Форма - цилиндрическая.

Многоядерные. (Ядра на поверхности волокна).

Размеры: длина = 12 см, диаметр 0,01-0,1 мм.

Наличие мышечных волоконець (миофибрилл).

2. Посмугованість скелетных мышц. Актин и миозин - составные части мышечных волокон. (Объяснение учителя, комментирование рисунка в учебнике).

3. Механизм сокращения мышц. Мышцы-синергисты и мышцы-антагонисты. (Работа учащихся с учебником).

4. Разнообразие мышц, их классификация. (Рассказ с элементами беседы, записи в ученических тетрадях. Составление схем).

5. Основные группы мышц и их функции. (Заполнить в тетрадях таблицу «Основные группы мышц».)

Часть тела

Название мышцы

Функции мышц

IV. Закрепление знаний учащихся.

Вставьте в текст пропущенные слова.

За начало мышцы туловища обычно берут ту его часть, что находится ближе к_____________ . На конечностях началом мышцы считают часть, ближайшую к___________. Среди мышц за форме различают________________ и короткие мышцы. На конечностях преимущественно располагаются _________________ . В области туловища, на груди, животе и спине располагаются _____________________ . По функциям различают______________, ____________, _____________, вращающаяся. Мышцы никогда не сокращаются в одиночку. Мышцы, участвуют в противоположных действиях, называются_____________________ . Установлено, что человек при нормальной средней подвижности в течение дня делает не меньше 25000-30000 шагов, что в среднем составляет 20 км. Подсчитайте, сколько километров человек проходит:

а) в течение года;

б) в течение жизни (70 лет).

1. Изучить соответствующую тему с учебника.

2. Запишите в таблицу все возможные положение руки в зависимости от состояния мышц.

Состояния двуглавой (бицепс) и трехглавого (трицепс) мышц плеча

Нервные центры двуглавой мышцы

Нервные центры трехглавого мышцы

Двуглавая мышца

Трехглавая мышца

Положение руки

Возбужденные

Заторможенные

Сокращается

Расслабляется

Сгибается в локте

Заторможенные

Заторможенные

Заторможенные

Возбужденные


Конспект урока по биологии.

На тему: «Мышцы, их строение и функции».

Выполнила Шиловская Юлия Сергеевна

Конспект урока биологии. 8 класс. /data/files/g1477864603.pptx (Презентация биология 8 класс «Мышцы, их строение и функции».)

Тема урока : изучение строения и функций скелетных мышц, а так же основных групп скелетных мышц и их предназначения.

Задачи урока:

I. Образовательные:

1. Повторить понятие скелет (строение костей, типы соединения костей и различия скелета человека и млекопитающих животных).

2. Осуществить контроль знаний по теме: «Скелет».

3. Познакомить учащихся с особенностями строения скелетных мышц; основными группами мышц и их функциями.

II . Воспитательные:

1. Продолжить формирование научной картины мира.

2. Способствовать развитию эстетического восприятия.

III. Развивающие:

1. Продолжить формирование умения логически мыслить и формировать результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

2. Продолжить формирование умения слушать и наблюдать.

Методы урока:

Словесные - беседа и рассказ.

Иллюстративные - презентация и иллюстрации в учебнике.

Тип урока: комбинированный (урок изучения нового материала с опорами на знания предыдущих уроков).

Метод обучения: слово учителя, наглядные пособия (презентация), учебники.

Литература для учителя:

1. Сонин Н. И. Сапин М. Р. Биология человека. 8 кл.: Учеб.- М.: Дрофа, 20012.

2. Батуев А. С. Человек: Учеб. для 9 кл.- М.: Просвещение, 1994.

3. Козачек Т. В. поурочные планы по учебнику Н. И. Сонина и М. Р. Сапина Биология человека. 8 кл. - Волгоград: Учитель, 2012.

4. Программа для общеобразовательных учреждений: Биология 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2012.

Литература для учащихся:

Сонин Н. И. Сапин М. Р. Биология человека. 8 кл.: Учеб.- М.: Дрофа, 2012.

Используемые сокращения:

Учитель - У:

Ответы детей - О:

План урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Опрос и контроль знаний…………………………………………………..25мин.

3. Изучение нового материала.

3.1.Скелетные мышцы, их строение……………………………………….6 мин.

3.2. Группы мышц, их функции……………………………………………6 мин.

3.Закрепление материала.……………………….……………………..3 мин.

4.Домашнее задание.

1. Организационный момент.

Уч-ль: Приветствие. Проверка присутствующих.

Уч-к: Встают. Дежурный называет отсутствующих.

2. Проверка домашнего задания.

У: Строение костей? (1 человек).

О: Снаружи все кости покрыты надкостницей (за исключением соединительных поверхностей). Надкостница - тонкая соединительнотканная оболочка, богатая нервами и кровеносными сосудами. Её толщина 0,1-0,8 мм.

Кости (по строению) делятся на два типа. Первый тип круглые трубчатые кости. Такие кости имеют вид трубки полой внутри. В полостях трубчатых костей находится соединительная ткань, богатая жиром - жёлтый костный мозг (не участвует в процессе кроветворения). Концы трубчатых костей утолщены (головки трубчатых костей = эпифизы) и не имеют полости. Головки трубчатых костей (эпифизы) образованы губчатым веществом. Губчатое вещество состоит из костных пластинок, расположенных в направлении наибольшей нагрузки. Промежутки между пластинками заполнены красным костным мозгом (является кроветворным органом). Примером такого типа костей могут послужить, кости конечностей.

Второй тип костей - плоские губчатые. Они состоят из наружного плотного и внутреннего губчатого вещества, что значительно уменьшает их массу. Плоские губчатые кости представляют собой две пластинки, между которыми губчатое вещество. К этим костям относятся лопатки, тазовые кости, рёбра, кости черепной коробки, позвонки.

В состав костей скелета человека входят неорганические и органические вещества. Неорганические вещества (65-70%) - это соли кальция и фосфора; придают костям твёрдость. Органические вещества (30-35%) обеспечивают костям эластичность и упругость.

У: Типы соединения костей?(1 человек).

О: Первый тип - неподвижное (непрерывное) соединение костей. Между костями черепа (швы черепа); между костями таза; между берцовыми костями голени. Характеризуется образованием по краям костей выемок, которые плотно входят друг в друга.

Второй тип - полуподвижное = хрящевое соединение (полусустав). Кости соединены хрящевыми прокладками. Например, хрящевые прокладки между позвонками позвоночного столба.

Третий тип - подвижное = прерывное соединение (сустав). Части сустава: суставные поверхности костей, покрытые хрящом (головка одной кости и суставная впадина другой); суставная сумка - прикрепляется по краям суставных поверхностей и объединяет кости в сустав; суставная полость - щелевидное пространство, заполненное синовиальной жидкостью (уменьшает трение). Вспомогательные образования суставов: суставные связки - прикрепляются к костям, ограничивают движение в суставе, предохраняют сустав от вывиха; диски и мениски - хрящевые прокладки между поверхностями костей.

У: Отличие скелета человека от скелета млекопитающих животных? (1 человек).

Контроль знаний:

I. Вариант.

1. Строение костей?

О: (смотрите выше).

2. Отличие скелета человека от скелета млекопитающих животных?

О: (смотрите выше).

II. Вариант.

1. Типы соединения костей?

О: (смотрите выше).

2. Значение (функции) опорно-двигательного аппарата?

О: Опорная функция: скелет удерживает в определённом положении все органы, принимает на себя всю тяжесть тела.

Защитная функция: скелет и мышцы ограничивают полости, в которых расположены внутренние органы. Головной мозг расположен в полости черепа, спинной мозг - в позвоночном канале. Сердце и лёгкие защищены грудной клеткой и мышцами груди и спины; органы брюшной полости (желудок, кишечник, почки защищены нижним отделом позвоночника, костями таза, мышцами спины и живота).

Скелет и мышцы - органы движения человека. Скелет является пассивным органом движения, так как к нему прикрепляются мышцы. Мышцы - активный орган движения.

Кроветворная функция. Клетки крови (эритроциты и лейкоциты) и кроветворные пластинки - тромбоциты образуются в красном костном мозге, который находится в головках трубчатых костей в промежутках между костными пластинками.

Участие в обмене минеральных солей.

Костная ткань (разновидность соединительной ткани) является складом минеральных веществ организма. В костях находится весь Са и Р организма и около половины Mg и Na. При необходимости кости способны отдавать вещества данных химических элементов в кровь, поддерживая тем самым постоянство ее состава (гомеостаз).

3. Мотивация учебной деятельности учащихся .

3.1.Скелетные мышцы, их строение.

У: Мышцы - активная часть опорно-двигательного аппарата. Они удерживают тело в вертикальном положении, позволяют принимать различные позы (демонстрация 1 и 2 слайдов). Масса скелетной мускулатуры у взрослого человека составляет 20-35% массы тела.

Каждая мышца состоит из параллельных пучков поперечно-полосатых мышечных волокон. Каждый пучок и вся мышца снаружи покрыта тонкой соединительной оболочкой.

Каждое мышечное волокно так же имеет снаружи тонкую оболочку, а внутри него находятся многочисленные тонкие сократительные нити - миофибриллы и большое количество ядер. Миофибриллы, в свою очередь состоят из тончайших нитей двух типов - тонких и толстых. Они образованы различными видами белка (актином и миозином). Они образуют на поперечном разрезе мышечного волокна чередующиеся тёмные и светлые полосы - это можно увидеть под микроскопом. Поэтому скелетную мышечную ткань и называют полосатой (демонстрация 3 слайда «Строение мышцы»).

Скелетные мышцы у человека и высших животных состоят из волокон двух типов: красных и белых. Они различаются составом и количеством миофибрилл, а главное особенностями сокращения. Белые мышечные волокна быстро сокращаются, но быстро устают; красные волокна сокращаются медленнее, но могут оставаться в сокращённом состоянии долго. Преобладание тех или иных типов волокон зависит от функции мышц.

Мышцы выполняют большую работу, поэтому они богаты кровеносными сосудами (снабжение О 2, питательными веществами, вынос продуктов обмена).

Мышцы крепятся к костям с помощью нерастяжимых сухожилий, которые срастаются с надкостницей. Обычно крепятся выше, а другим концом ниже сустава.

3.2. Группы мышц, их функции

У: По расположению на теле человека мышцы можно разделить на три основные группы: мышцы головы, мышцы туловища и мышцы конечностей (демонстрация 4 и 5 слайдов «Основные группы мышц» рисунок + таблица).

Мышцы головы делятся (по функциям) в свою очередь на два типа. Жевательные мышцы приводят в движение нижнюю челюсть (благодаря креплению к черепу и нижней челюсти). Мимические мышцы крепятся к коже лица, формируя мимику человека (борозды и складки). Они расположены вокруг ротового, носовых отверстий, глазниц и наружного слухового прохода (демонстрация 6 слайда «Мышцы головы»).

Мышцы шеи удерживают голову в равновесии, участвуют в движении головы и шеи, а также процессов глотания и произнесения звуков.

Мышцы туловища (мышцы грудных стенок, живота и спины). Межрёберные мышцы и диафрагма, изменяют объём грудной клетки, играют важную роль в дыхании. Мышцы живота образуют стенки брюшной полости, в которой находятся многие внутренние органы (защита). Сокращаясь, участвуют в сгибании позвоночника, в дыхательных движениях, влияют на работу внутренних органов. В области спины мышцы расположены в несколько слоёв. Большинство из них участвуют в движении позвоночника назад (разгибании) и в стороны (глубоки мышцы спины). Поверхностные мышцы туловища (трапециевидная и широчайшая мышца спины) участвуют в движении головы, верхних конечностей и грудной клетки.

Мышцы пояса верхних конечностей приводят в движение руку в плечевом суставе. Важнейшая среди них дельтовидная - отвод руки до горизонтального положения при сокращении. Двуглавая мышца сгибает руку в локтевом суставе, а трёхглавая - разгибает. Мышцы, сгибающие, разгибающие и поворачивающие бёдра, начинаются на тазовых костях, другим же концом крепятся к бедренной кости. Например, большая ягодичная мышца разгибает бедро в тазобедренном суставе. Портняжная мышца самая длинная (до 50 см) располагается на бедре. Четырёхглавая мышца бедра разгибает голень в коленном суставе и сгибает бедро в тазобедренном суставе (демонстрация 7 слайда «Мышцы туловища и конечностей»).

4. Первичное закрепление .

Фронтальная беседа:

У: Мышцы это...?

О: активная часть опорно-двигательного аппарата.

У: Из чего состоит скелетная мышца?

О: из поперечно-полосатых мышечных волокон.

У: Из чего состоит мышечное волокно?

О: из миофибрилл

У: На какие два типа делятся мышечные волокна?

О: на белые и красные мышечные волокна.

У: Чем они различаются?

О: белые мышечные волокна быстро сокращаются, но быстро устают; красные волокна сокращаются медленнее, но могут оставаться в сокращённом состоянии долго.

У: С помощью чего мышцы крепятся к костям?

О: с помощью нерастяжимых сухожилий

У: На какие три группы делятся мышцы человеческого тела?

О: мышцы головы, туловища и конечностей.

У: На какие группы делятся мышцы головы в зависимости от выполняемых функций?

О: на мимические и жевательные мышцы.

У: Какие функции выполняют мышцы туловища?

О: участвуют в дыхании, сгибании позвоночника, в движении головы и верхних конечностей, а так же выполняют защитную функцию.

У: Какие мышцы сгибают и разгибают руку в локтевом суставе?

О: двухглавая - сгибает, трёхглавая - разгибает.

У: Назовите самую длинную мышцу нашего тела?

О: портняжная

У: Где она располагается?

О: на бедре.

5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению .

У: откройте дневники, запишите домашнее задание: стр. 106-111 (пересказ).

6. Рефлексия (подведение итогов занятия)

У: что мы сегодня изучали? Что нового вы узнали? Что было интересно, что не очень интересно? Что вызвало у вас затруднения и почему?

Дополнительная информация

У: а вы знаете кто такой Иван Максимович Поддубный

О: нет, расскажите нам.

У: Иван Максимович Поддубный — российский спортсмен (греко-римская борьба), профессиональный борец, атлет, артист цирка, заслуженный артист России (1939), заслуженный мастер спорта(1945). Кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1939).

Имя знаменитого борца Ивана Максимовича Поддубного, не исчезавшее с афиш в течение почти полувека, хорошо знают во многих странах мира. Сын хлебороба, простой черноморский грузчик, он со временем стал "королем цирковой арены", боролся на крупнейших манежах Европы, Азии, Африки и Америки. Самые большие залы Лондона и Парижа, Рима и Берлина, Будапешта и Нью-Йорка аплодировали, восторженно приветствуя «Чемпиона чемпионов». Это звание ему присудила народная молва, так называли благодарные ценители его таланта. Много громких имен давали ему его поклонники: "Иван непобедимый", "Гроза чемпионов", "Человек-гора", “Русский богатырь”, “Иван Железный”. На протяжении десятков лет Поддубный одерживал блистательные победы почти над всеми сильнейшими профессиональными борцами мира.

Иван Максимович Поддубный родился 8 октября 1871 года в бедной семье землепашцев, в бывшей Полтавской губернии, в селе Красенивке, неподалеку от Золотоноши, которая в то время была уездным городком (ныне это Чернобаевский район Черкасской области). Его отец, потомственный запорожский казак, Максим Иванович, имел небольшое хозяйство. С детства Ваня (старший сын) был приучен к тяжелой крестьянской работе и с 12 лет батрачил, с ним росли три брата и три сестры. Рос он так же, как и все крестьянские дети. Вместе с отцом и братьями будущий чемпион с мальчишеских лет пахал землю, молотил рожь, метал стога. Простота крестьянского уклада жизни, нелегкий физический труд заложили в характере мальчика необыкновенное упорство, помогли накопить могучую силу, которыми впоследствии прославился русский самородок.

Вес род Поддубных обладал крепким здоровьем и колоссальной физической силой, необычайной выносливостью. Отец Ивана был богатырского роста и обладал геркулесовой силой: один, без всякого напряжения, поднимал пятипудовые мешки с зерном и бросал их на телегу. Да и Ваня уродился весь в отца: в 15 лет не боялся схватиться с ним в борьбе на кушаках, а в 16 лет он легко пригибал к земле корову за рога.

Мама Ивана Поддубного, Анна Даниловна, красиво пела, происходила из старинной казацкой семьи Науменко, их род славился своим долголетием. Говорят, дед Ивана по линии матери, бывший солдат, отслужив в армии 25 лет, дожил до 120. У Вани также был тонкий музыкальный слух. В детстве по воскресеньям и на праздники он пел в церковном хоре.

Когда Ивану исполнилось 22 года, он решил оставить родной дом и уехать на заработки в Крым. Кто-то посоветовал ему поехать на юг страны, где можно неплохо заработать грузчиком в Севастопольском порту. Так Поддубный и сделал: он устроился в грузовую фирму "Ливас". По шестнадцать часов в сутки он проводил на трапах, перетаскивая грузы. Работал легко, быстро, с шутками. Здесь даже самые бывалые из его коллег разевали рты от изумления, когда он взваливал на плечи громадный ящик, что не под силу было и троим, поднимался во весь свой огромный рост и шагал верх по дрожащим сходням. Через полгода работы слава о силе грузчика разнеслась во всех портах Крыма.

В 1895 году грузовая фирма переехала в Феодосию. Вскоре судьба свела Ивана Максимовича с двумя учениками мореходных классов Антоном Преображенским и Василием Васильевым - заядлыми спортсменами, страстными поклонниками тяжелой атлетики. Они стали убеждать его заняться спортом. Сначала Иван скептически относился к этим разговорам, но Преображенский подарил Ивану автобиографию знаменитого атлета Карла Абса. Поддубного в этой книге заинтересовало то, как автору постоянными тренировками удалось увеличить свою природную силу втрое. И в это время он начал увлекаться физическими упражнениями. Прочитав книги по тяжелой атлетике и борьбе, Иван составил для себя программу ежедневных тренировок. Занимался гимнастикой, прыжками, делал упражнения с гирями, гантелями, по утрам, после зарядки, бегал, обливался холодной водой, ставил дыхание. Он отказался от излишеств в еде, установил часы приема пищи и строго их соблюдал. Отказался от курения и спиртных напитков.