Евгений сандов - биография и история основателя бодибилдинга. История физической культуры: от силовой атлетики до бодибилдинга Создатель бодибилдинга

Благодаря Евгению Сандову во всём мире начали использовать гири и гантели для придания своему телу более приятный, атлетический внешний вид. Кроме того, что Евгений был одним из сильнейших людей своей эпохи, он так же обладал неплохими антропометрическими данными, которым до сих пор могут позавидовать начинающие культуристы. Евгений Сандов разработал собственную систему тренировок с гантелями, по которой благодаря популярности автора занимались люди во всех цивилизованных странах.

Евгений Сандов родился 2 апреля 1867 года в Пруссии (город Кёнигсберг) в немецко-русской семье (отец — немец, мама — русская). В детстве Евгений (настоящее имя Фридрих Вильгельм Мюллер) был очень слабым юношей и часто болел, но у него было очень сильное желание всё изменить.

В студенческие годы Евгений Сандов тратит очень много времени и сил на изучение и физической культуры. С помощью этих знаний он начинает гораздо реже болеть, а его тело приобретает более привлекательную форму.

Чтобы избежать службы в Прусской армии, Евгений покидает страну и становится цирковым артистом, тут он и придумал себе псевдоним Евгений Сандов (Eugen Sandow). В цирке Сандов изучает борьбу и выполняет немыслимые для того времени трюки:

  • Евгений мог положить себе на грудь платформу, на которую выводили трех лошадей, либо там находился рояль и оркестр из 8 человек;
  • Держал на вытянутых руках гири по 27 килограмм;
  • Ложил голову и пятки на 2 стула и в таком положении удерживал на груди 2 человек, а на вытянутой руке 22 килограммовую гирю;
  • Делал сальто назад, приземляясь на носовой платок с которого стартовал, при этом держа в руках две 24 килограммовые гири;
  • Выжимал штангу весом в 118 килограмм;
  • Мог отжаться 200 раз за 4 минуты.

В 1889 году в Лондоне Сандов вызывает на поединок известного силача того времени Самсона и побеждает его. В последствии он одерживает победу над всеми борцами и силачами, которые желали с ним сразиться.

В 1984 году получив Европейское признание Евгений Сандов переезжает в Америку на 4 года, где так же становится звездой, и благодаря своей известности его система тренировок пользуется большим успехом. После публикации своей системы Евгений становится главным сторонником здорового образа жизни в США.

В 1987 году Сандов возвращается в Лондон и открывает первый в мире тренажерный зал, ходить в который могли позволить себе только обеспеченные люди. Весь зал был заполнен огромными позолоченными коврами, персидскими коврами и белыми гантелями. Так же Евгений занимается продажей различных товаров для здоровья под своим именем — пружинных гантелей, корсетов, специальных напитков и лосьонов.

В 1901 году Евгений организовал первый в мире конкурс красоты атлетического сложения, который проходил в Королевском Альберт Холле. В жюри сидело 3 известных человека — сам Евгений Сандов, известный писатель того времени Королевский Альберт Холл и скульптор Чарльз Лоуз. Зал был заполнен до отказа, на сцену вышло 56 известнейших атлетов Англии. В конкурсе красоты победил Вильям Мюррей, получив в награду статуэтку Сандова со штангой в руках.

В 1911 году за заслуги пропаганды физического воспитания и здорового образа жизни Евгений Сандов получил звание профессор физического развития.

В наше время самых лучших культуристов планеты на конкурсе Мистер Олимпия награждают статуэткой Евгения Сандова, эта традиция начата в 1977 году и продолжается до сих пор.

Антропометрические данные Евгения Сандова:
Рост: 170 см
Вес: 88 кг
Бицепс: 43 см
Грудь: 122 см
Бедро: 63 см
Икры: 40 см

В завершении статьи предлагаю вам посмотреть пару видеороликов с Евгением. В первом и втором видео снято позирование Сандова в 1884 и 1903 годах. В третьем видео представлена фотоподборка Евгения Сандова.



Древние наскальные изображения, древнегреческие статуи, книги и многие другие источники информации. Все это, говорит нам, что на заре цивилизации существовало понятие физическая культура. История физической культуры, ее развитие, существуют с давних времен.

Атлеты древней Греции

Атлет по имени Теоган, живший в третьем столетии до н.э. 9 летним ребенком, перенес на большое расстояние, бронзовую статую.

Милон из Кротона наращивал силу и вес, путем постепенного увеличения нагрузки. Брал теленка и ходил с ним по кольцу олимпийского стадиона. С годами рос бычок, пропорционально росла сила Милона. Пишут что на олимпийских играх, в борьбе, Милону не было равных.

Некто Бибон в Олимпии, поднимал камень весом 143 кг одной рукой. Камень этот был найден при раскопках Олимпии. Эта информация, была выбита н а камне, . Так начиналась история физической культуры на рубеже веков.

Сила Средневековья

В 1741 году, англичанин Томас Топхэн, поднимал три большие бочки с водой. Общий вес которых, был равен 816 кг. Делал он это, с помощью ремней переброшенных через плечи, .

Самый знаменитый в 19 веке силач, к анадец Луи Сир. Луи при собственном весе в 136 кг и в возрасте 23 года, был рекордсменом. Жим штанги одной рукой – 124 кг. Мертвая тяга – 860 кг. Тяга одной рукой – 447 кг. Становая тяга одним пальцем – 247 кг. Приподнимание веса – 1959 кг. Несколько его рекордов, остались не побиты по сей день. Оно и понятно, слишком они не ординарные.

Рекорды силовой выносливости

Это что касается поднятия тяжестей. Теперь рекорды силовой выносливости.

Хенри Сартериал в 1987 году выжимал 118 раз, одной рукой, штангу весом 33 кг.

Джилмен Лоу в 1903 году поднимал груз на спине весом 453 кг на 1006 раз. С помощью ремней, за 34,5 минут.

В 1907 году Лу Тревис, обошел рекорд Лоу. Поднял этот вес, за 9 минут, 1000 раз.

В те времена силовые номера, как и борьба, были цирковыми номерами. Силачи боролись в цирке на потеху публике. Примером большой силы и борцовской техники, был поляк .

История физической культуры в XX-веке

В начале 20-го века, цирковые атлеты идут разными путями. Для одних силовая атлетика, просто поднятие тяжелого веса. Для других, построение красивой фигуры. Пузатые силачи, уже мало кому интересны. В те времена, было много атлетов с превосходной мускулатурой. Самым известным становится, Евгений Сандов (Юджин Сэндоу). Сандов разработал систему, которая помогала пропорционально развивать мышцы всего тела. Не знаю, первый он был в этом вопросе или нет. Но, на статуэтке вручаемой победителям турнира «Мистер Олимпия», изображен и менно Сандов.

Благодаря ему, мир узнал, что такое постепенное увеличение нагрузки и повторений в поднятии тяжестей. Система предполагала один подход и не давала полноценную нагрузку.

В 1907 году, Теодор Зиберт, усовершенствовал систему. Предположив, что, три тренировки в неделю, с двумя подходами в упражнении, помогут быстрее получить результат.

Вот так… медленно и постепенно, система приобретала, очертания современной силовой тренировки. А история физической культуры приобретала новое направление — Культуризм.

Первые профессиональные культуристы

В 1903 году в Нью-Йорке в Мэдион Сквер Гарден, был проведен конкурс «Самый совершенный мужчина в мире», победителем стал, некогда был ассистентом Сэндоу, в итоге сам стал знаменитостью. Проводил конкурс, атлет и промоутер Бернар «Бади Лав» Макфаден. Тогда в конкурсах участвовали представители разных видов спорта.

В 1940 годы мир узнает о , атлет чье тело стало эталоном и свидетельством того, что может дать человеку силовая тренировка, а конкретно занятие культуризмом. Джон использовал потенциал, данный ему природой. Стал легендой бодибилдинга, завоевав такие титулы как «Мистер Америка», «Мистер Мир» и «Мистер Вселенная».

В 1945 году в бодибилдинге появляется новый чемпион — . В послевоенной Америке становится идеалом мужчины. Вернувшись с войны, он олицетворял собой мужество и отвагу. Чемпион с потрясающим телосложением.

В 1947 году всех своих конкурентов сметает Стив Ривз. Титулы в бодибилдинге, покоряются ему один за другим. «Мистер западное побережье» 1946 год, «Мистер Америка» 1947-1948, «Мистер Мир» 1948, «Мистер Вселенная» 1950. В дальнейшем становится знаменитым киноактером. Самый знаменитый его фильм «Подвиги Геракла» 1957 года. Стив Ривз удостоился звания «Лучшего бодибилдера всех времен и народов» — заслуженно.

Рассвет американского бодибилдинга

Организовывает свою федерацию IFBB, так индустрия бодибилдинга начала набирать не шуточные обороты в США. В Англии действовала самая знаменитая федерация, NABBA. Под ее эгидой, проводился турнир «Мистер Вселенная». Настоящий, а не Вейдеровский, как многие думают.

В Санта-Монике культурист Джо Голд открывает свой первый зал «Golds Gym». Сам пляж, где собирались культуристы со всего мира, прозвали «Пляж мускулов». Джо Голд, не занимал призовых мест, будучи в преклонном возрасте, хорошей физической формой.

Каждую неделю на пляже проводились конкурсы и показательные выступления культуристов, гимнастов, пауэрлифтеров и т.д. Так же проходили конкурсы красоты. Все это было весьма здорово. Солнце, пляж, море, естественный загар, одежда соответствующая обстановке.

По пляжу идут Стив Ривз, Джон Гримек или Кларенс Росс, реакция окружающих будет исключительно положительная. О чем свидетельствуют многочисленные фото, видео и рассказы очевидцев.

Бодибилдинг: поворот не туда

История физической культуры начиналась красиво. В процессе своего развития, постоянно менялась и преображалась. Появилось много ветвей, физическая культура — это комплексное обобщенное название разного рода физической деятельности. Мы рассмотрели ее как способ достижения идеальной физической формы. В конце 20-го века, идеальная физическая форма, перестала рассматриваться как совокупность факторов. Среди которых, сила здоровье, красота, ловкость, гибкость. Все это ушло, появились новые методы наращивания мышц. Физическая культура, трансформировалась в современный бодибилдинг. Этот вид физической активности стал индустрией, плохо это или хорошо, не мне решать.

Бодибилдинг прошел долгий путь, от стремления людей быть красивыми, сильными и здоровыми, постепенно трансформируясь в гонку за массой. Последнее, отдалило этот спорт от простых людей. Современная «Мистер Олимпия», очень далека от выступлений атлетов на «Пляже мускулов» 40-50 годов. Сегодня, пытаются вернуть хоть какой-то человеческий облик бодибилдингу. Придумывают разные категории, от «Менс физик» до «Классического бодибилдинга».

Мне хотелось описать, путь, который совершил бодибилдинг, как идея красивого, гармоничного, здорового и сильного тела. Сначала из него убрали здоровье, потом пропорции, далее исчезла красота. Осталась жизнь захимиченной массы… и то не у всех.

Еще со времен Римской империи и древней Греции, красивое тело с развитой мускулатурой пользовалось особым вниманием среди скульпторов и живописцев. Культ физического совершенства и красивого тела уже тогда поддерживался известными упражнениями с отягощениями для укрепления физической силы и мускулатуры.

С тех пор сохранилось немало свидетельств, и не только мифов и легенд, указывающих на культ здорового тела, подтверждаемый многочисленными археологическими находками и историческими фактами. На предметах искусства, таких как статуи, вазы, росписи храмовых сооружений, видны изображения, где люди упражняются со снарядами, ставших в наше время гантелями и штангами. Они назывались «альтеры» и стали прообразами современных отягощающих снарядов. Эти снаряды использовались не только для наращивания мускулатурной массы, но и в целях оздоровления и исправления дефектов развития позвоночника, формирования красивой осанки и улучшения общего состояния здоровья.

Многие апологеты атлетизма считают, что еще в те давние времена были положены основы современных тренировок с отягчающими снарядами. Например, существуют книги, в которых даны образцы тренировочных упражнений, выполняемых Милоном Кротонским (VI век до н. э.), борцом завоевателем первых мест на олимпийских играх. Существует легенда, что в качестве тренировки этот борец взваливал на себя молодого быка и проносил его по арене стадиона, при этом расстояние порой составляло более 180 метров, и делал он это ежедневно. При этом ежедневно увеличивалась и нагрузка с ростом бычка, тем самым повышая силу и выносливость Милона. Когда этот бык повзрослел, Милон Кротонский завоевла титул самого сильного в Греции.

Эта история скорее миф, чем действительность, поскольку герои, победители олимпийских игра, становились предметом героизации, их возводили в ранг мифических героев и завоевателей по преданиям. Для возвеличивания сочинялись легенды и мифы, где действительность преображалась в сказочные вымыслы. Милон Кротовский был одним из первых героев того времени, почти на уровне Геракла. Ему принадлежат шесть олимпийских побед. Еще будучи юношей, он стал победителем Игр в 540 году до н. э. Ему принадлежит несметно число побед, включая девять — на истмийских играх и семь в Дельфах на пифийских играх. Историк Павсаний (III веке до н. э.) утверждал, что Милон сам умудрился принести собственную статую в Алтий. А историк Филарх, живший в это же время, описал случай, когда Милон взвалил на себя взрослого четырехлетнего быка, пронес его через весь стадион, сам заколол его перед алтарем, приготовил на огне и съел его за один раз.

Ясно, что подобные предания, созданные чьей-то фантазией, стали основой для создания мифа о том, что Милон якобыстал изобретателем принципа увеличивающейся сверхнагрузки. И так уж сложилось, что именно Милон, по мнению большинства историков атлетизма, стал основателем современных систем тренинга с отягощающими снарядами.

Соревнования по тяжелой атлетике в Древней Греции, к сожалению, не входили в список официальных состязаний. Но, тем не менее, они проводились регулярно с использованием отягощений в виде неотесанных грубых камней, которые состязающиеся силачи перебрасывали назад через голову одной или двумя руками. Один такой камень можно видеть в Музее Олимпийских игр. Его вес составляет более 143 кг и имеет надпись, которая гласит, что некий атлет IV века до н. э. Бибок сумел перебросить его за голову одной рукой. В это трудно поверить, но, темнее менее. Такой камень с такой надписью существует реально. На древних вазах можно рассмотреть рисунки, изображающие атлетов, бросающих камни и похожих на современных штангистов тем, что они тоже перепоясаны широкими ремнями. В Греции в качестве неофициальной дисциплины существовали соревнования по толканию ядра. Назначение бросания обтесанного тяжелого камня служило тренировкой для укрепления мышечной системы (см. «Рекорды и мифы древних олимпиад» Войтеха Замаровского).

Особое внимание заслуживает тракт под названием «Сохранение здоровья», одно из древнейших инструкций по целостной системе развития силовой мускулатуры. Написана она примерно во 2 веке н.э. римским врачом Галеном. Он предлагал определенную систему занятий с отягощениями для развития мышечной силы. Пособие предназначалось не только для воинов и гладиаторов, но также и для рядовых граждан. Гиппократ и его последователи также упоминали упражнения, включающие альтеры.

Перейдем к средним векам. Это время знаменательно исключительным влиянием христианских идей, связанных в аскетизмом, отрицающим земные радости. Любопытно, что христианская церковь сейчас резко поменяла свои взгляды на спорт и физическую культуру — от проповедования идей уничижения тела до головокружительного возведения его в «храм Божий», когда началось интенсивное строительство спортивных сооружений и оформления мест богослужения в спортивном стиле. Первые теоретики идей христианства Тертуллиан, Киприан Карфагенский и Иоанн Златоуст были против спортивных состязаний, относя их к языческим страстям плотских зрелищ. По мнению Тертуллиана, тот, кто благоговел к религии, должен отрицать бег, метания диска, резких движений (эпитетом к подобным действиям служило слово «бешеный»). Он называл это сумасбродством. Он писал: «Уважая стыдливость, ты не будешь выставлять напоказ телесных сил, служащих единственно тщеславию тех, кто их употребляет, и к унижению тех, против кого они направлены». Это была квинтэссенция позиции христианской церкви того времени к спортивным занятиям и зрелищам, в результате чего в 344 году были запрещены Олимпийские игры.

Следующий этап развития человечества, феодализм, ознаменовался своеобразным отношением к физической культуре. Несмотря на теорию грехопадения и греховности человечного тела, все же появляются ростки поощрения физических упражнений в виде рыцарских боев, где демонстрировалась ударная сила, необходимая для крестовых походов. Есть немного данных и том, что рыцарей готовили с использованием упражнений с отягощениями.

И только в конце XIX века интерес к атлетическим занятиям проявился достаточно ярко. Это возрождение тесно связано с именем (), который родился в апреле 1867 года в Кенисберге. Он стал суперзвездой физического совершенства на переломе столетий. У Сандова были такие эпитеты, как «чародей позы», «сильнейший человек». Он выступал в цирке, был борцом и демонстрировал такие удивительные силовые трюки, что получил покровительство от нескольких знатных особо в Европе. От короля Англии Георга V Сандов получил звание профессора по физическому развитию.

Его лозунгом на заре прошлого столетия было «Жизнь – это движение», который лег в основу его одноименной книги. По его теории врожденный человеческий инстинкт здоровья подталкивает человека к движению, а искусственный отказ от движения, сознательное нарушение законов природы приводит к тому, что органы и системы человека выходят из строя один за другим, а потом отмирают в результате болезней, травм и старения.

Затем последовала его другая книга в 1903 году, выпушенная в Лондоне большим тиражом, под названием «Бодибилдинг » (в переводе с английского — построение тела), в ней были изложены основополагающие принцип культуризма.

В систему Сандова входили в виде методических указаний, при этом особенно подчеркивался принцип постепенного нарастания нагрузок. Учения Сандова сыграли огромную роль в развитии методов культуризма и современных понятий методики силовых упражнений.

Потом появилась система французского атлета де Бонне, достаточно известного в среде специалистов. Она включала 17 упражнений, после которых рекомендовалось делать расслабляющие упражнения без отягощений, а также упражнения на растяжку, что явилось несомненным достоинством этой системы.

«Поразительный Сэндо», как его называл Флоренц Зигфельд, пригласивший его в Америку как самого сильного человека в мире, продемонстрировал в 1893 году в Чикаго свои поразительные способности. Поднимая на собственных руках людей, телеги и животных. Однако, его популярность была основана не только на суперсиле, которую Сандов так легко демонстрировал, но и на совершенстве его фигуры. Тогда всем были известны его антропометрические измерения: при росте в 174 см, его вес составлял 90 кг, окружность шеи 44 см, груди 122 см, талии 80 см, бедро в окружности 66 см, голень — 44 см, окружность бедер 107 см, руки (при напряженном бицепсе) — 44 см.

Огромный успех выступлений атлета Сандрова повлек за собой невиданный всплеск интереса к различным гимнастическим снарядам, позволяющим использовать их в домашних условиях.

На волне коммерческого интереса, появлялись и мыльные пузыри в виде «профессоров» от атлетики. Например, один такой «профессор» физической культуры предлагал аппарат, по сути дела представлявший собой по словам современников кучу металлолома. Это было что-то вроде циферблата со стрелкой, движущейся вместе с прилагаемым усилием. Нужно было передвинуть деревянную планку с помощью прикладывания усилия для того, чтобы сдвинуть несколько пружин. Очевидцы, испытавшие его на себе, объясняли такую тренировку как попытку поднять себя за шнурки собственных ботинок.

Еще одним забавным снарядом было изобретение другого «профессора» в виде приспособления, состоящего из доски с пятью пружинами на болтах. Требовалось становиться на доску и давить на разные пружины в целях развития каких-либо определенных мышц. Сопровождающая таблица наглядно изображала «систему тренировок». Мнения, печатавшиеся в тогдашней прессе, были крайне отрицательными, многие считали, что единственной пользой от этого снаряда было руководство, которым было удобно заклеивать дыры в обоях.

Они крепились к специальному крюку, вбитому в стену. Нужно было натягивать пружины, принимая при этом различные позы. Занятия продолжались до тех пор, пока крюк не вылетал из стены и не ударял занимающегося по голове.

Изощренная инженерная мысль не дремала, и вот возникла система Брейтбарта, в которой использовалась подкова и рычаг для развития силы в виде железного прута, на конце которого было закреплено несколько болванок из металла. Интерес к подобным сооружением подогревался популярностью неутомимого Сандова, который популяризировал новыми видами спортинвентаря и путем издания книг, журналов.

Именно Сандов был первым в области культуризма, пропагандирующего развитие фигуры разных спортсменов. В награду победителям вручалась золотая статуэтка «Юджин Сэндоу». Неожиданная смерть застала Сандова в хорошей форме – он погиб в 1925 году в автомобильной катастрофе. Но дело его продолжилось, и соревнования в красоте атлетического тела не прекратились, а стали традиционными.

Свято место пусто не бывает, и славу Сандова унаследовал Бернар Макфадден, который основал первый американский журнал, пропагандирующего культуризм «Физическая культура». По его инициативе в Америке проводился спортивный конкурс среди мужчин, где победителем стал Эл Трелор. Ему вручили приз в крупную сумму денег и титул самого прекрасно сложенного мужчины в Америке.

Первый конкурс атлетов состоялся в Европе в Лондоне, славящемся своими спортивными джентльменами, в 1922 году. Титул лучшего культуриста был закован в 1922 году Анджело Сицилиано,

Популярность этого вида спорта как-то незаметно пошла на убыль и стала больше развлечением, пока вторая мировая война не встряхнула американцев, и они поняли, что как и сам культуризм, так и другие виды спорта очень важны и просто необходимы.

Первые соревнования на звание «Мистера Америки» были проведены в 1939 году. Те участники еще мало напоминали современных культуристов, хотя со временем они стали больше уделять внимание пропорциональности атлетического тела. Тренировки с отягощающими снарядами очень сильно меняли формы фигуры, и все больше учитывались пропорции тела.

В Америке в 1940 году было проведено несколько соревнований, которые во многом уже напоминали современные. Их организовал Любительский атлетический союз США. Джон Гример стал победителем с титулом «Мистер Америка» . Это был атлет, который особое внимание уделял тренировкам с отягощениями. Его систему тренировок переняли и другие участники соревнований, вследствие чего тренировка с тяжестями стала основным приемом для развития атлетической фигуры.

И все же в тех сороковых культуризм как вид спорта еще не был так хорошо известен. Но вот появился чемпион, на которого обратила внимание вся широкая публика. Им стал Ств Ривс. О завовал титулы «Мистер Америка» и « Мистер Вселенная». Его популярность стала общеизвестной после участия в фильмах «Багдадский вор» «Геркулес» и некоторых других. Его образ стал сильным импульсом к развитию одного из самых доходных видов спорта и развитию культуризма во всем мире. Простота и доступность этого вида спорта завоевала культуризму широкую популярность среди населения, которая усиливалась с каждым годом, благодаря образам чемпионов.

В 1945 году в штате Нью-Йорк, в городе Рочестере, был открыт гимнастический зал одним из зачинателей современного культуризма Виком Тэнни. Можно также вспомнить имена первых культуристов Боба Гоффмана, а также Джо Голда, владельца гимнастического зала Голда, Бена и Джо из Канады, которые основали Международную федерацию культуризма. Эти спортсмены-бизнесмены открыли свои предприятия по производству спортивного инвентаря и снарядов для проведения тренировок. Впоследствии у них появились исследовательские центры и школы, в которых обучали культуризму. Ими издано немало специальной литературы, журналов, исследований, открыто много школ культуризма, пропагандирующих этот вид спорта во всем мире.

В 40-50-х годах стали определяться разные течения культуризма, основанные на разных тренировка и соответствующих формах тела и силы. В дополнение к тяжелой атлетике, которая стала отдельным видом спорта, где требовалось поднятие максимального веса в трех движениях (рывок, толчок и жим), требующих специальной техники выполнения, отделись две разные спортивные дисциплины с разными системами тренировок – это бодибилдинг, собственно культуризм, и пауэрлифтинг или силовое троеборье.

Пауэрлифтинга («power»- «мощь» и «lifting» — «подъем») говорит о поднятии тяжестей — это три упражнения: жим штанги лежа, приседание, подъем со штангой на плечах и тяга с весом. Направление бодибилдинг («body» — «тело» и «building» — «строительство») предназначено для создания красивого, гармоничного и сильного тела.

История создания Международной федерации культуризма довольно сложная. В Международной федерации тяжелой атлетики (ИФБ) 1946 года, которая была создана в 1920 году, начался процесс разделения на Международную федерацию культуризма и Международную федерацию тяжелой атлетики. Но в 1949 году федерация культуризма снова вошла в состав Международной федерацией тяжелой атлетики, и только с 1968 года федерация культуризма стала полностью самостоятельной и получила название Международной федерацией бодибилдинга (ИФББ), штаб-квартира которой стала находиться в Монреале. Во главе федерации (ИФББ) в 1946 году стал Бен Вейдер. Сегодня в организацию ИФББ входит 170 стран мира.

Помимо Международной федерации бодибилдинга (ИФББ), есть еще рациональные и всемирные ассоциации по бодибилдингу. У них есть свои мероприятия в виде чемпионатов, соревнования на звание «Мисс и Мистер Олимпия». Эти ассоциации позволяют участие в личном зачете, и на них нет допинг контроля в отличие от международных правил.

В 1966 году было устроено соревнование по инициативе , на котором встретились самые лучшие спортсмены. Первым счастливчиком из них оказался , после чего начался новый отсчет в истории бодибилдинга, потому что эти соревнования стали самыми престижными и популярнейшими в мире.

В 60-х годах культуризм получил новую звезду бодибилдинга — , сделавшим великолепную карьеру как в спорте, в кинематографе, так и в политической жизни Америки. Он стал знаменитым благодаря многочисленным победамам в соревнованиях и своим ролям в фильмах-боевиках. При президенте Джордже Буше он занимал пост председателя совета при президенте по вопросам физической культуры и спорта. В настоящее время — сенатор штата Калифорния.

Еще в 50-х опубликовал статью, в которой были некоторые предсказания. Он писал, что темпы современной жизни станут причиной роста физических и душевных заболеваний, и человечество будет вынуждено признать важность систематических физических упражнений, которые дадут силы в борьбе с индустриальным миром. Одним из основополагающих принципов культуризма является искусство восстановления, значение которого будет неуклонно возрастать на фоне роста каждодневных нагрузок. Мир поймет, насколько необходимо развитие мышц, чтобы в нем устоять, и культуризм будет распространяться, как он писал, «со скоростью урагана». Принципы культуризма станут принципами правильного образа жизни: регулярность тренировок, правильное питание и восстановление сил. предсказывал в этой статье монополистическую роль культуризма в мире спорта, когда культуризм станет необходимой предпосылкой для участия в любом спортивном состязании. Только те, кто будет заниматься культуризмом, будут в состоянии вести полноценную и счастливую жизнь. Заключил автор свою статью убежденными строками о том, что человеческая цивилизация получит определяющую силу в своем развитии в виде культуризма, и это станет средством ее спасения.

В то время подобные высказывания казались всего лишь напыщенным преувеличением даже для самих культуристов, однако сегодня все эти предсказания обрели актуальность.

Согласно исследованиям было установлено, что культуризм является превосходным профилактическим средством против следующих болезней: дефицита кровотока; остеопороза (повышают прочность костей), артритов (улучшают подвижность суставов); психических заболеваний за счет снятия стрессового напряжения; заболеваний сердечнососудистой системы; диабета и импотенции. Спортивные занятия могут предотвратить потерю мышечной массы за счет стимуляции мышц; они способствуют сохранению иммунной системы благодаря устойчивости к стрессам; помогают избавиться от неблагоприятных последствий родов, снижают жировую массу и, тем самым, снижают риск раковых заболеваний.

В наши дни культуризм занимает почетное место среди всех видов спорта. На индустрию культуризма работают исследовательские коллективы и целые отрасли промышленности. Этот вид спорта пропагандируется многочисленными изданиями и публикациями научных изысканий. Во всем мире работает огромное множество специальных спортивных учреждений. Разнообразные красочные шоу с участием культуристов пользуются неизменной популярностью среди широких масс населений.

Уникальность культуризма состоит в том, что он позволяет гармонично и комплексно развивать все тело, а не отдельные группы мышц как в других видах спорта. Из арсенала бодибилдинга спортсмены по другим видам спорта берут множество упражнений для развития тех или иных мышц тела. Еще одним преимуществом этого вида спорта является то, что им могут заниматься люди любого возраста и пола. Этот вид спорта в состоянии решить множество проблем физического, психического и душевного характера. Упражнения культуризма направлены не только на улучшение фигуры, они делают нас физически сильнее и выносливее, уравновешивают состояние духа, придают уверенность и спокойствие, меняют характер и даже взгляды на жизнь.

Возникновение бодибилдинга

Одна из ведущих ролей в пропаганде атлетического спорта принадлежит американскому бизнесмену Бернару Макфаддену. Под его руководством, с конца XIX века, издавался журнал «Физическая культура». С наступлением XX века был проведен конкурс «Мужчина лучшего телосложения Америки». Этот конкурс затем стал весьма популярен, и стал проводиться регулярно.

С 20-х годов прошлого века в атлетическом спорте начали появляться новые веяния. Ранее среди спортсменов силовых видов спорта часто можно было встретить людей с неохватными животами и складками жира, свисающими с различных частей тела. Постепенно сформировался атлет нового образа - мускулистый и подтянутый, у которого были отчетливо выражены все группы мышц. Основной целью атлетизма провозгласили гармоничное развитие тела. Трюки, которые раньше проделывали атлеты на соревнованиях, теперь стали пользоваться гораздо меньшей популярностью. Внимание теперь придавалось телу атлета и его пропорциям.

В Соединенных Штатах, в 1939 году, прошло открытие первого любительского атлетического союза. А еще через год на его базе было проведено первое соревнование по бодибилдингу. Оно положило начало этому спорту в его современном виде. С тех пор 1940 год считается годом рождения этого зрелищного вида спорта.

В это время произошло окончательное подразделение силовых упражнений на 2 основных вида: поднятие различного вида тяжелых снарядов (для развития мышечной силы) и упражнения со специальными отягощениями (для пропорционального и гармоничного развития тела и всех его частей).

Самым ярким и заметным явлением во втором направлении атлетизма стал американский спортсмен Джон Гримек. Именно на демонстрационных выступлениях и нашла атлета его слава. Его выступления и позирования на сцене продолжались до 40 минут, при этом восхищенное внимание зрителей в зале не ослабевало ни на мгновение. Гримек не один раз участвовал в конкурсе «Мистер Америка» и по праву получал титул победителя.

Атлетизм, зародившийся в старой доброй Европе, постепенно перебрался в Америку, где и получил свое сегодняшнее новое наименование - «бодибилдинг». Но Европа не собиралась сдавать позиций, ей еще предстояло сказать новое значительное слово в истории развития человеческого тела. И это слово, а точнее, слово-символ, было произнесено: Арнольд Шварценеггер!

Он начал заниматься бодибилдингом с 15 летнего возраста, и уже через несколько лет пришли головокружительные результаты. Два года подряд - 1967 и 1968, он, фактически никому еще неизвестный, завоевывает высокое звание «Мистер Вселенная» в Европе. В 1969 году - новый ошеломляющий успех - одновременная победа в двух, аналогичных по направлению конкурсах, в Нью-Йорке и Лондоне. В 1970 году Шварценеггер вновь подтверждает этот почетный титул и одерживает победу на конкурсе «Мистер Олимпия - 1970», который был не менее престижен.

Он удерживал завоеванное звание 6 лет и получил титул: «Непобедимый чемпион мира». Участие в съемках голливудских фильмов довело его популярность до совершенно невероятных размеров и, конечно, оказало большое влияние на все развитие культуризма. Особенно примечателен первый фильм, в котором он принимал участие: «Качая железо». Он превратил Шварценеггера в звезду первой величины, и был посвящен именно бодибилдингу.

Появлялись, время от времени, и новые звезды бодибилдинга: Серджио Олива, Билл Перл, Лу Ферриньо, Серж Набре. Но Шварценеггер и поныне остается культуристом мира номер один, несмотря на его политическую карьеру, и, некоторое отступление от мира спорта и кинематографа.

Культ красивого человеческого тела существует с глубокой древности. Более 3 000 лет назад врачами Индии и Китая разрабатывалась уникальная атлетическая гимнастика, с помощью которой мужчины поддерживали свое здоровье. В этой области работали многие специалисты древности, что наглядно подтверждает эффективность методик. История бодибилдинга началась уже очень и очень давно.

Огромный вклад в развитие тяжелой атлетики и бодибилдинга внести древние греки. Олимпийские игры, созданные ими, до сих пор регулярно проводятся на международном уровне. А уникальные скульптуры, изображающие древнегреческих спортсменов, считаются признанными произведениями искусства. Поэтому история бодибилдинга насчитывает уже сотни лет, не смотря на то, что официально он был признан не так давно.

Культ силы и красоты, сформировавшийся в Древней Греции и Риме, сыграл огромную роль в жизни многих поколений спортсменов и истории бодибилдинга. В таких произведениях искусства, как «Копьеносец» Поликлета или «Дискобол» Мирона, например, воплощались не только сила, но и красота. Именно поэтому спортсмены нового поколения стали стремиться к созданию гармоничного и привлекательного тела.

Развитие бодибилдинга

После той популярности, которой он пользовался в Древнем Риме и Греции, атлетизм надолго был забыт. Интерес к нему вспыхнул у людей уже в XIX веке, когда забота о выживании постепенно отошла на второй план. Спортсмены этого времени совершенствовали свои тела, стремясь достичь идеала красоты и гармонии, воплощенного в памятниках греческой и римской культуры. История развития бодибилдинга по сей насчитывает огромное количество скульптур и памятников атлетам.

Именно в XIX веке зародилась тяжелая атлетика, из которой постепенно развилось абсолютно новое спортивное направление – бодибилдинг. Причем, изначально большинство мужчин, занимающихся тяжелой атлетикой, работали над силой и выносливостью, чтобы иметь возможность выступать перед публикой. История развития бодибилдинга всегда имела вид соревнований.

Но уже с XX века внимание стало уделяться также внешнему виду, красоте тела. В частности, в 1901 году был проведен первый международный конкурс красоты среди мужчин-культуристов.

История бодибилдинга в России

До революции тяжелая атлетика и культуризм пользовались у наших предков не слишком высокой популярностью. Однако и тогда в России были спортсмены, выступающие на соревнованиях силачей, организующие кружки «по интересам», создающие учебники и учебные пособия. История бодибилдинга в России насчитывает несколько самых титулованных спортсменов в мире.

Например, еще в 1885 году кружок любителей атлетики появился в Санкт-Петербурге. Его основателем был В. Ф. Краевский (врач по профессии), а одним из участников — Георг Гаккеншмидт, знаменитый русский тяжелоатлет. История возникновения бодибилдинга только начинается, поэтому у нас еще будет много подобных атлетов.

В начале XX века в России тяжелая атлетика и культуризм постепенно отделяются друг от друга. Но современный бодибилдинг, каким мы видим его сегодня, возник только в 1940 году. И произошло это в США, когда, после организации первого атлетического союза, были проведены соревнования по данному виду спорта. Название «бодибилдинг» также пошло из Америки.

Сегодня рассматриваемый вид спорта очень популярен, как в США, так и в Европе. Отдают ему предпочтение многие наши соотечественники – мужчины и женщины, стремящиеся к красоте и здоровью. С каждым годом бодибилдинг становится все более востребованным, находя множество поклонников. Данная тенденция обещает сохраниться и в дальнейшем. Поэтому история развития бодибилдинга в России только начинает свой путь.