Психологическая подготовка в спортивной тренировке. «Влияние психологической подготовки спортсмена на результаты спортивной деятельности. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

На пути к результатам высокого класса спортсменам приходится выдерживать экстремальные физические и эмоциональные нагрузки, как в тренировочной деятельности, так и во время соревнований, где часто спортсмен из-за чрезмерного волнения или апатии не может показать результат, к которому он готов.

Все вышесказанное предопределяет важную роль психологического обеспечения спортивной деятельности в общей системе подготовки спортсмена.

Суть этого обеспечения заключается в совершенствовании нервно-мышечной регуляции двигательной деятельностью и поведением спортсмена, что является целью психологической подготовки. Под психологической подготовкой понимают совокупность психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование и совершенствование у спортсмена свойств личности и психических качеств, которые обеспечивают успешное решение задач спортивной тренировки и надежное выступление в соревнованиях.

Психологическая подготовка помогает создать такое психическое состояние, которое вселяет в спортсмена уверенность в своих силах, помогает противостоять различным сбивающим факторам (волнение, страх поражения, страх больших физических нагрузок в тренировке и т.д.

На практике психологическую подготовку подразделяют на общую и специальную.

ОПП направлена на:

1. Развитие и совершенствование у спортсмена таких психических качеств, которые необходимы для успешного овладения избранным видом спорта (волевые качества: целеустремленность, настойчивость и упорство, инициативность и самостоятельность,
решительность и смелость, выдержка и самообладание).

2. Формирование спортивного характера - достижение победы за счет реализации подготовленности и вскрытия резервных возможностей

3. Обучение приемам активной саморегуляции психических состояний - боевая готовность, предстартовая лихорадка, апатия

4. Обучение умению быстро снимать последствия нервных и физических перегрузок

Для обеспечения задач ОПП используются следующие средства и методы:

Использование интегральной подготовки спортсмена (учебные игры, тестирование);

Контрольные соревнования;

Товарищеские встречи- психофизические упражнения (тактическая задача с максимальными
физическими и волевыми усилиями - финишный рывок);

психотехнические упражнения (максимальная точность при эмоциональном напряжении);

Интеллектуальные упражнения (без физической нагрузки и
технических действий - например словесное описание неожиданного
осложнения хода соревнований и т.п.); - обучении приемам саморегуляции - отключение и переключение):

1. Регуляция тонуса различных мышечных групп (тяжесть или расслабленность); Регуляция тонуса мимических мышц (улыбка) Специальные дыхательные упражнения;


2. Отвлечение путем сюжетных воображений Беседа, убеждение, приказ

6.Наивные методы саморегуляции (самоприказы, самонапутствие, соблюдение ритуалов)

7. Аутогенная тренировка

8. Идеомоторная тренировка Гипноз

Основная задача специальной психологической подготовки -формирование у спортсмена психической готовности к участию в конкретном соревновании. Готовность предполагает: уверенность в своих силах; стремление бороться за победу до конца; оптимальный уровень эмоционального возбуждения (боевая готовность); устойчивость к неблагоприятным факторам (погода, давление зрителей, предвзятость судей); способность произвольно управлять своим поведением и чувствами:

СПП делится на раннюю стадию, предсоревновательную (3-1 день) и соревновательную (в дни соревнований), а также постсоревновательную (релаксация).

Ранняя подготовка предполагает:

1. получение информации о соперниках и условиях проведения соревнования;

2. анализ собственной подготовленности;

3. анализ психического состояния самого спортсмена (выявление недостатков);

4. определение цели выступления;

5. общественную и личную мотивацию;

6. включение в тренировочный процесс средств и методов ОПП (в соответствии с задачей и выявленными недостатками);

7. специальная тренировка по преодолению неожиданных ситуаций;

8. моделирование условий для использования приемов саморегуляции.

9. контроль и регуляция мышечной системы (сосредоточие внимания на отдельных мышечных группах);

10. контроль и регуляция темпа движений и речи;

11. специальные дыхательные упражнения;

12. разрядка (дать выход эмоциональному напряжению в виде крика,
отдельного технического элемента в полную силу);

13. ритуал предсоревновательного поведения.

Не менее эффективны и способы саморегуляции, связанные с отражением своего духовного «Я»:

1. Отвлечение путем воображения. Самовнушение (самоприказ).

2. Самоубеждение (внутренний словесный монолог или спорт). Регулирование цели (приблизить, отдалить).
Психологическая подготовка идет вместе с другими видами подготовки и также имеет многолетний и циклический характер, на который оказывает влияние возраст спортсмена, уровень спортивного мастерства, особенности характера, тип нервной системы спортсмена, уровень его интеллектуального развития.

Предсоревновательная подготовка направлена на сохранение психической свежести и отвлечения спортсмена от мыслей о предстоящей соревновательной борьбе.

Соревновательная стадия СПП включает: управление психическим состоянием перед разминкой и в ходе разминки;

Настройка непосредственно перед моментом старта, начала поединка,
игры;

Психическое воздействие в ходе поединка и в перерывах между
таймами и т.д. (секундирование)

Постсоревновательная психологическая подготовка связана с общими процессами восстановления и требует специальных мероприятий только в случае поражения спортсмена или команды.

На выбор конкретных средств и методов психологического воздействия оказывают влияние важность соревнования, индивидуальные особенности спортсмена, социально-психологический климат в команде, общественная и личная мотивация.

Все средства и методы ОПП используются в процессе специальной психологической подготовки. Их можно объединить в три группы:

Мобилизующие, направленные на повышение психического тонуса, формирование установки на активную моторную деятельность, самоприказы, психорегулирующие упражнения на мобилизацию, возбуждающий массаж и т.д.

Коррегирующие, направленные на изменение нежелательного в данный момент состояния, сублимация т.е. вытеснение мыслей о поражении, рационализация (мысли о технике или разъяснении механизма апатии или лихорадки, мимические упражнения и тп.)

Релаксирующие, направленные на снижение уровня возбуждения и облегчение хода восстановительных процессов (произвольное управление мышечным тонусом, дыханием и т.п.)

Почти все средства психологической подготовки основываются на вербальном (словесном) воздействии на спортсмена со стороны тренера или психолога.

Используются также психофизиологические средства (акупунктура, массаж и т.п.).

Значительный раздел психологической подготовки составляет саморегуляция спортсмена

Вопросы для контроля усвоенного материала по теме «Психическая подготовка спортсмена»

1 Дать определение «Психическая подготовка»

2 Охарактеризуйте направленность и значение психической подготовки для спортсмена»

3 Что такое общая психическая подготовка?

4 Что такое специальная психическая подготовка?

Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288с.

9.7. Специальная психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям

Основная задача специальной психологической подготовки спортсмена к конкретному соревнованию – создание состояния его психической готовности к выступлению в соревнованиях.

Как утверждает А.Ц. Пуни, состояние психической готовности к соревнованию – целостное проявление личности спортсмена. Оно представляет собой динамическую систему.

Элементы готовности спортсмена к соревнованиям (по А.Ц. Пуни)

Элементы готовности

Характеристика

Трезвая уверенность в своих силах

Основана на определении соотношения своих возможностей и сил противника с учетом условий предстоящих соревнований

Стремление упорно и до конца бороться за достижение соревновательной цели, за победу

Выражается в целеустремленности спортсмена, в его готовности до последнего мгновения вести соревновательную борьбу за достижение цели

Оптимальный уровень эмоционального возбуждения

Эмоциональное возбуждение должно соответствовать условиям соревновательной деятельности, индивидуально-психологическим особенностям спортсмена, масштабу и рангу соревнований

Высокая помехоустойчивость

Выражается по отношению к неблагоприятным внутренним и внешним влияниям, проявляется в «нечувствительности» к разнообразным помехам или в активном противодействии к их отрицательному влиянию

Способность произвольно управлять своими действиями, чувствами, поведением

При любой вариативности соревновательной обстановки спортсмен должен принимать целесообразные решения, регулировать свои действия, согласовывать их с партнерами, управлять своими эмоциями, строить свое поведение соответственно морально-этическим нормам

Система специальной психологической подготовки спортсмена к конкретному соревнованию включает:

    сбор информации о предполагаемых условиях предстоящего соревнования (является исходным пунктом для формирования состояния готовности к соревновательной борьбе); содержание и характер информации (зависят от вида спорта: в лыжных гонках – важно знать место проведения, в некоторых других случаях – основой является информация о соперниках и т.п.);

    определение и формулировку соревновательной цели (в цели находят выражение объективно существующие возможности достигнуть определенного результата, она является главным регулятором деятельности спортсмена);

    формирование и актуализацию мотивов участия в соревновании (побуждения, вытекающие из понимания спортсменом общественной значимости достижения намеченной цели, могут быть побуждения только личного значения; мотивы повышают интерес к соревнованию, способствуя созданию увлеченности процессом подготовки и самой соревновательной борьбой, стремлению достигнуть цели);

    вероятностное программирование соревновательной деятельности (осуществляется в ходе разработки тактического плана действий; всегда носит вероятностный характер);

    саморегуляцию неблагоприятных внутренних состояний (при подготовке к соревнованию спортсмен пользуется эффективными и наиболее приемлемыми для него способами саморегуляции, которыми овладел в процессе общей психологической подготовки; от соревнования к соревнованию использование приемов саморегуляции все более становится своеобразным ритуалом предсоревновательного поведения);

    6) сохранение и восстановление нервно-психической свежести (имеются в виду особенности поведения спортсмена за некоторое время до соревнований, когда необходимо правильно построить режим дня, уметь отвлекаться от мыслей о соревновании и т.п. – все эти мероприятия должны быть источником накопления нервно-психического потенциала).

Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена в условиях соревнований

Весь процесс психологического обеспечения спортивной деятельности можно представить как управление подготовительной деятельностью и соревновательной деятельностью. Особенно выделяется своей сложностью управление соревновательной деятельностью спортсмена. Это связано в первую очередь с тем, что в соревнованиях часто бывают такие ситуации, в которых определенное вмешательство будет полезным и необходимым.

Порой случается, что спортсмен, обладающий сильным спортивным характером и хорошей психологической готовностью к соревнованиям, практически не нуждающийся в управлении его состоянием и поведением, теряется или не может найти правильного решения в определенных соревновательных обстоятельствах. Часто подобные ситуации возникают в соревнованиях высокого ранга, когда значимость их очень высока, когда спортсмен стремится использовать все возможные методы и средства для достижения высокого, рекордного результата.

В таких случаях срочное вмешательство в деятельность спортсмена может помочь. Управление деятельностью спортсмена достаточно целесообразно и в случаях явных пробелов в психической готовности спортсмена к определенным экстремальным ситуациям, поэтому в психологии спорта особенное место занимает понятие ситуативное управление.

Мероприятия по управлению предсоревновательными и соревновательными состояниями спортсмена издавна называют секундированием. Обычно этот термин используют в единоборствах. В современной практике метод секундирования спортсмена разрешается использовать в различных видах спорта.

Определяющим звеном для проведения сеанса секундирования обычно служит чрезмерно высокий уровень эмоционального возбуждения, поэтому главной задачей секундирования является снижение психического напряжения. Процесс секундирования включает в себя несколько этапов.

Первый этап

Решается специальная задача – снижение общей психической активности и уровня бодрствования. Для этого необходимо провести сеанс релаксации, желательно в отдельном помещении (в условиях соревнований это редко возможно, поэтому такое мероприятие проводят в массажной, в углу зала, просто в стороне от основного места соревнований...). Сглаживают неблагоприятное воздействие соревновательной обстановки приемами словесных формулировок (направленных на расслабление, успокоение и т.д.) или включением в процесс секундирования специального массажа (разглаживание складок лица, последовательное расслабление рук, ног, плеч, спины...), кроме того, часто используются заранее подготовленные магнитофонные записи (шум горного ручья, специальные речевые наговоры психологов и т.п.).

Второй этап

После сеанса релаксации, если еще есть время, спортсмену предлагается провести самостоятельный сеанс сюжетного представления. Он должен сам выбрать вариант, который позволяет:

    как можно больше отвлечься от всего окружающего;

    четко воссоздать представляемую обстановку, предметы, их расстановку, цвет и т.д.;

    воспроизвести приятные чувства, которые спортсмен испытывает обычно в той ситуации.

Третий этап

В заключение спортсмену делаются следующие внушения:

    он должен быть спокоен и уверен в себе, работать с полной отдачей сил, полностью реализовать все, что заложено в подготовительном периоде (учебно-тренировочные занятия), не сомневаться, что находится в прекрасной спортивной форме;

    ему следует напомнить о характере поведения при выходе на старт и на старте: твердый уверенный взгляд, четкие уверенные движения, раскованность и т.д.;

    ему необходимо поднять боевой дух (он должен неудержимо стремиться к борьбе, к победе, к успеху);

    ему следует напомнить о содержании деятельности (это зависит от вида спорта).

Сеанс секундирования проводится исключительно на добровольных началах.

Известно, что некоторые спортсмены предпочитают в процессе секундирования только релаксацию, другие – мобилизирующие мероприятия. Есть спортсмены, желающие заполнить практически все время сеанса внушениями уверенности в себе, в готовности к соревнованию и т.п.

Таким образом, ситуативное управление включается в ритуал предсоревновательного поведения спортсмена наряду с саморегуляцией, помогая вскрыть резервные возможности. Кроме того, оно может успешно использоваться в ходе соревнований (перед началом следующего этапа соревнований).

Селезнева Любовь

Человек должен быть психически готов к любой деятельности, а это всегда результат психологической подготовки.

Психологическая подготовка спортсмена - это система психолого-педагогических воздействий, конечной целью которых является формирование и совершенствование у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям, на достижение высокого спортивного результата, а зачастую является решающим фактором в достижении успеха.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Влияние психологической подготовки спортсмена

на результаты спортивной деятельности».

Психологическая подготовка спортсмена - это развитие и совершенствование функции психики, способностей и качеств, необходимых для достижения высокого спортивно-технического результата или победы. Одна из главных задач психологической подготовки - развитие волевых качеств спортсмена: целеустремлённости, настойчивости, упорства, выдержки, самообладания, решительности, смелости, инициативности и самостоятельности.

Результатом психологической подготовки должна явиться психическая готовность . Психическая готовность в спорте представляет собой сложное целостное проявление личности, характеризующееся трезвой уверенностью спортсмена в своих силах, стремлением активно и увлечённо, с полной отдачей сил бороться до конца за достижением намеченной цели; оптимальным уровнем эмоционального возбуждения; высокой степенью помехоустойчивости по отношению к различным неблагоприятно действующим внешним и внутренним факторам; способностью произвольно управлять своими действиями, чувствами, своим поведением в бесконечно изменчивых условиях спортивной борьбы и в высшей степени напряжённой, возбуждающей атмосфере соревнований.

Актуальность поднятой проблемы определена значением психологической подготовки на результаты спортивной деятельности.

В подготовке спортсмена принято различать следующие основные виды подготовки: физическую, техническую, тактическую и психологическую. Все виды подготовок влияют на достижение высоких спортивных результатов в любом виде спорта и взаимосвязаны между собой.

Актуальность темы позволяет сформулировать цель исследования: изучить особенности психологической подготовки спортсмена.

Объект исследования - процесс психологической подготовки спортсмена.

Предмет исследования - приёмы психологической подготовки спортсмена.

Исходя, из этого можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: психологическая подготовка включает в себя мобилизацию спортсмена перед соревнованиями, регуляцию состояний спортсмена и развитие его волевых качеств.

Из поставленной гипотезы вытекают следующие задачи:

Определить сущность общей, специальной и волевой подготовки;

Проанализировать психологическую подготовку на разных этапах спортивной деятельности;

Изучить трудности в лыжных гонках и психологические приёмы их преодоления;

Выделить наиболее эффективные пути формирования волевых качеств.

Психологическая подготовка спортсмена - это система психолого-педагогических воздействий. Конечной её целью является формирование и совершенствование у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надёжного выступления в них.

Различают два вида психологической подготовки спортсменов: общую психологическую подготовку.

  1. Общая психологическая подготовка.

Цель общей психологической подготовки - актуализация потенциальных возможностей данного спортсмена или данной спортивной группы в сфере психики, обеспечивающих эффектную спортивную деятельность.

Основными задачами общей психологической подготовки являются:

Воспитание личности спортсменов, морально-волевых качеств, спортивной направленности;

Развитие психических процессов - волевых усилий, познавательных, сенсомоторных и эмоционально-мотивационных процессов;

Формирование регуляторных способностей, главным образом навыков волевой саморегуляции, развитие образных представлений, навыков самовнушения и самоприказа, концентрации и переключения внимания.

1.2 Специальная психологическая подготовка.

Специальная психологическая подготовка спортсмена опирается на совершенное развитие необходимых для спортивной деятельности психических функций и психологических качеств личности

Основной задачей специальной психологической подготовки является создание состояния психической готовности спортсмена к конкретному соревнованию.

Состояние психической готовности к соревнованию, как и любое другое, - целостное проявление личности. Оно представляет собой динамическую систему, включающую следующие элементы:

Трезвая уверенность в своих силах;

Стремление упорно и до конца бороться за достижение соревновательной цели, за победу;

Оптимальный уровень эмоционального возбуждения;

Высокая помехоустойчивость;

Способность произвольно управлять своими действиями, чувствами и поведением.

Волевая подготовка - одна из важнейших сторон психологической подготовки спортсмена. Она направлена на формирование воли как высшего сознательного саморегулирования человеком своего поведения и деятельности, связанного с затратой волевых усилий при преодолении препятствий и для достижения поставленной цели.

Воля как психическое явление рассматривается как функция нормально работающего мозга, позволяющая человеку управлять собой, особенно в условиях преодоления препятствий различной степени трудности.

Данная характеристика воли позволяет говорить о структуре волевых проявлений, которые включают: интеллектуальные (гностические), эмоциональные (мотивационные) и операционные (умения) компоненты.

Конкретные проявления воли получили наименования волевых качеств. В состав волевых качеств входят целеустремлённость, настойчивость, упорство, смелость, решительность, инициативность, самостоятельность, самообладание и выдержка.

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МОРАЛЬНО - ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ.

2.1 Развитие целеустремлённости.

Целеустремлённость, как качество воли, выражается в способности спортсмена ставить перед собой ясные цели и стремиться к их достижению, не смотря ни на какие трудности, подчиняя решению этих задач все свои мысли, чувства и действия.

Целеустремлённость поддерживается достижением поэтапных целей:

  1. - необходимо предъявлять преодолимые, но требующие определённых усилий трудности;
  2. – необходимо развить у спортсмена чувство удовлетворения от самого процесса тренировки, пробудить у него интерес к содержанию занятий, стремление к познанию теоретических закономерностей;

Пробелы в развитии целеустремлённости не позволяют проявить в полной мере другие качества воли, особенно при встрече с серьёзными трудностями, требующими для своего преодоления значительных волевых усилий. В этом плане целеустремлённость является связующим звеном в волевой деятельности спортсмена, объединяя воедино все его волевые качества, повышая эффективность их проявления.

2.2 Развитие настойчивости.

Настойчивость, как качество воли, находит своё выражение в способности спортсмена, не считаясь с трудностями, добиваться поставленной цели, активно бороться за победу даже в самых неблагоприятных условиях.

Для настойчивого спортсмена свойственно постоянное стремление не уходить от трудностей, а преодолевать их даже ценой предельных усилий. «Спорт, - говорил олимпийский чемпион и чемпион мира С.Ербенг, - требует очень большого напряжения, длительных и утомительных тренировок. Кто не пересилил себя в этом смысле, тот никогда не сможет добиться успеха».

Трудолюбие - одна из существеннейших черт характера спортсмена, помогающая ему преодолевать любые трудности на пути к спортивной цели, переносить такие тренировочные нагрузки, которые обеспечивают не только сегодняшний успех, но и создают надёжный фундамент для новых достижений.

Важным условием, помогающим преодолеть трудности при недостатке настойчивости, является повышение требований к спортсмену со стороны тренера и коллектива, воспитание у него чувства ответственности за спортивный результат.

2.3. Развитие терпеливости и упорства.

Терпеливость - это способность человека долго переносить неблагоприятные состояния. Проявляется терпеливость через приложение дополнительного волевого усилия.

Упорство - это стремление к достижению цели «здесь и сейчас», на данном тренировочном занятии.

2.4 Развитие выдержки и самообладания.

Выдержка и самообладание проявляются в способности спортсмена в любых условиях постоянно контролировать своё поведение, управлять своими действиями и поступками на пути к достижению намеченной цели.

Это качество необходимо спортсмену на всех этапах спортивного совершенствования, в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований.

Выдержанного, сохраняющего самообладание спортсмена не смущают ни внезапные ускорения соперников, ни бурные реакции болельщиков, ни даже временные неудачи.

Воспитывать выдержку и самообладание - значит приучать спортсмена контролировать свои действия, как на тренировке, так и на соревнованиях, в условиях эмоционального напряжения и непривычной обстановки.

2.5 Развитие инициативности и самостоятельности.

Инициативность и самостоятельность, как качества воли, выражаются в способности спортсмена самостоятельно ставить цели, намечать пути их осуществления, по собственному почину организовывать свою деятельность для достижения намеченной цели.

Главным условием воспитания инициативности и самостоятельности является направленное, продуманное создание таких условий, в которых спортсмен вынужден действовать без подсказок, без посторонней помощи.

2.6 Развитие дисциплинированности

Дисциплинированность выражается в способности человека сознательно подчинять свои волевые проявления требованиям коллектива, ставить его интересы выше своих. Это качество проявляется во всех сторонах деятельности спортсмена.

Важной стороной воспитания у спортсмена сознательной дисциплины является самодисциплина - стремление сознательно преодолевать свои привычки, затрудняющие достижение намеченной цели.

2.7 Развитие решительности и смелости.

Решительность и смелость проявляются в способности спортсмена самостоятельно и своевременно принимать обдуманные решения в процессе спортивной деятельности и неуклонно их осуществлять в практических действиях на пути к намеченной цели. В этом смысле смелость и решительность неразрывно связаны с целеустремлённостью, настойчивостью и упорством, которые необходимы для реализации принимаемых решений, требующих порой проявления волевых усилий в течении длительное периода времени.

В учебно-тренировочном процессе решительность и смелость требуются для того, чтобы без колебаний принимать непривычные и, на первый взгляд, кажущиеся невыполнимыми нагрузки.

2.8. Психологическое воздействие.

Спортивная деятельность предъявляет повышенные требования к психической устойчивости и адаптации человека. В связи с этим все большее внимание уделяется проблемам психической регуляции и управления его деятельности и состояниями.

Когда психические и физические нагрузки бывают слишком велики, а спортсмен плохо управляет своим состоянием, возникает чрезмерное психическое напряжение, которое снижает эффективность деятельности и может привести к ее дезорганизации, к поражению.

Спорт все чаще приобретает форму соревнования личностей, где часто решающим фактором является способность к самоконтролю и саморегуляции.

Саморегуляция деятельности оказывает определенное влияние на психические процессы, в том числе и переработку информации, темп работы, эффективность и надежность.

К любой деятельности человек должен быть психически готов, а это всегда результат психологической подготовки.

Для управления психическими и физическими процессами с целью увеличения надежности деятельности спортсменов разработаны и уже применяются такие методики, как "когнитивное изменение поведения", "управление вниманием", медитация, аутогенная тренировка, биологическая обратная связь и прогрессивная релаксация.

Спортивная деятельность в ее различных видах требует от спортсменов развития большого комплекса психических процессов и состояний с учетом специфики каждого вида спорта. Тактическое мастерство биатлониста, например, состоит в том, чтобы уметь контролировать свое психическое состояние, оценивать и регулировать нервно- мышечную готовность к ведению огня, создавать нужную настройку и использовать периоды оптимального состояния. Техника стрельбы только часть всей пирамиды мастерства, но ведь не зря стрельбу называют психологическим видом спорта. На уровне высших спортивных достижений большое значение имеет психическая подготовленность стрелка. При прочих равных условиях выигрывает тот спортсмен, который умеет регулировать свое психофизиологическое состояние, уравновешивая процессы торможения и возбуждения до уровней, наиболее благоприятно влияющих на технику выполнения выстрела.

ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ В СПОРТЕ И ПРИЁМЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ (на примере спорта - лыжные гонки)

3.1 Лыжные гонки являются одним из самых трудных видов спорта, поэтому спортсмен должен твёрдо усвоить, что он встретится с большими трудностями. Для подростков и юношей характерно стремление проявить себя в трудных условиях, испытать свои физические возможности. Но при этом надо помнить, что при встрече с трудностями юный спортсмен окажется психологически неподготовленным к их преодолению. Именно психологическая неподготовленность к преодолению трудностей является одной из причин медленного роста спортивного мастерства или вообще ухода из лыжного спорта.

Настойчивость и упорство в преодолении трудностей и достижение поставленной цели - важная и неотъемлемая часть волевой подготовки. Во время учебно-тренировочных занятий и соревнований юным лыжникам постоянно приходиться преодолевать различные трудности - объективные и субъективные. Это выполнение большой тренировочной нагрузки, несмотря на нарастающее утомление, передвижение в неблагоприятных условиях погоды и скольжения, преодоление чувства страха и неуверенности при сложных спусках на высокой скорости, болезненное переживание своих неудач, неуверенность в своих силах при участии в соревнованиях и т.д.

Для того чтобы лыжники могли во время соревнований успешно преодолевать перечисленные трудности, тренер должен уже в ходе тренировочных занятий ставить спортсменов в условия, максимально приближенные к соревновательным, - тренировки проходят при любой погоде, трассы постепенно усложняются, интервалы отдыха между повторениями сокращаются, повышается интенсивность нагрузки в конце занятий и т.д. Совместное выполнение задания с сильным лыжником позволит выполнить больший объём движений.

В процессе подготовки к ответственным соревнованиям необходимо специально создавать как можно больше трудностей необычного характера, которые вынуждали бы спортсмена проявлять все качества воли.

Вместе с тем необходимо беречь психику спортсмена, у которого появились рассматриваемые субъективные переживания, не подчёркивать излишне трудности соревнования с общим стартом, а направлять его сознание на изыскание путей и способов, обеспечивающих успех. Часто бывает так, что, добившись победы на малых и неответственных соревнованиях, гонщик с удовольствием и уверенностью выходит и на важные старты.

Сочетание свойств нервной системы в определенной комбинации определяет тип темперамента, присущий тому или иному спортсмену:

Сангвиник: сила, подвижность, уравновешенность;

Холерик: сила, подвижность, неуравновешенность;

Флегматик: сила, инертность, уравновешенность;

Меланхолик: слабость, инертность (подвижность), неуравновешенность.

Наиболее универсальным типом темперамента в спортивной деятельности является сангвиник, способный легко приспосабливаться к любым видам спорта и к любым экстремальным ситуациям. Холерик быстрее проявит себя в скоростных видах спорта и видах спорта с высокой степенью коммуникативности между спортсменами. Флегматик будет вне конкуренции в видах, требующих педантичности, настойчивости, устойчивости. Но необходимо помнить, что флегматик очень плохо переучивается в случае имеющихся технических и тактических ошибок.

4.2 Особенности личности представителей некоторых видов спорта.

Различия в психологических свойствах и качествах у претендентов

на олимпийские медали в горизонтальных прыжках. Горизонтальные прыжки предъявляют к атлетам ряд жестких требований к профессиональным навыкам. Во-первых, необходимо быть спринтером. Во-вторых, обладать мощной взрывной силой. В-третьих, обладать способностью соединить две двигательные установки - на скорость и на взрывную силу - в односложное действие с обязательным точным попаданием на планку отталкивания.

И в четвертых , обладать высоким уровнем психической саморегуляции.

Эти требования выполняет лишь часть соревнующихся атлетов.

Были обследованы восемь атлетов элитного уровня, занимающих в мировом рейтинге побед места со 2 по 8 (2 чел.) и 20–25 (5 чел.) в прыжках тройных и в длину,но имеющие личные результаты на уровне 2–10 мест. Для этого использовались различные тесты:

  1. 16 PF Cattell, тест мотивов спортивной деятельности,
  2. Тест психологических защит,
  3. Тест Люшера,
  4. Тесты психомоторного контроля,
  5. Тест саморегуляции.

Сравнивались особенности психики надежных атлетов, реализовавших свой уровень подготовленности в победах на чемпионате Европы и олимпийских играх, и атлетов, не достигших личного результата.

Прежде всего надежные элитные спортсмены:

  1. отличались умеренным общим уровнем мотивации достижения , в котором доминировала потребность в достижении,
  2. высоким уровнем смелости (Н+) с наличием способности к ее реализации (F+),
  3. более высокой агрессивностью , тягой к риску, но с
  4. хорошим самоконтролем (Q3+),
  5. склонность к доминированию , мятежности (Е+), независимости в группе (Q2+).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Готовность в спорте следует характеризовать с позиции оптимального развития у спортсмена объективных и субъективных факторов, необходимых для достижения высоких результатов (побед) в соревнованиях. При этом объективные факторы характеризуются главным образом высоким уровнем специальной (физической) и технической подготовленности спортсмена, а субъективные - в основном уровнем его психической готовности.

Постановка и решение задач психологической и специальной физической подготовки должны осуществляться в единстве. В процессе планирования следует исходить из принципов единства обучения, воспитания и развития (физического и психологического). Психологическая подготовка спортсмена является неотъемлемой частью формирования готовности к соревнованиям и тренировочным занятиям. Она оказывает большое влияние на достижение высокого спортивного результата, а зачастую является решающим фактором в достижении успеха на соревнованиях.

Психологическая работа со спортсменом необходима не только в процессе его подготовки к соревнованиям. Будни спорта также насыщены психологическими проблемами. Определенные трения в межчеловеческих отношениях возникают везде, где совместно действуют живые люди. И чем ответственнее и напряженнее их работа, тем острее и глубже возможные конфликты. Спортивная жизнь может и должна стать более гармоничной, осмысленной. Организация специальной психотехнической работы со спортсменом - это качественно новый аспект тренировки

Таким образом, психическая надежность рассматривается как устойчивость функционирования основных психических механизмом в сложных соревновательных условиях, состоит из ряда компонентов: соревновательной эмоциональной устойчивости, саморегуляции, мотивационно-энергетического компонента. Каждый из компонентов психической надежности характеризуется совокупностью показателей. Показателями соревновательной эмоциональной устойчивости являются: характер, интенсивность предсоревновательного и соревновательного возбуждения и его колебания, степень его влияния на характер выступления.

Психическая подготовка -- это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.

Одним из решающих факторов успеха при относительно равных уровнях физической и технико-тактической подготовленности является психическая готовность спортсмена к соревнованию, которая формируется в процессе психической подготовки человека. Исходя из того, что психические состояния служат фоном, придающим ту или иную окраску течению психических процессов и действий человека, состояние психической готовности можно представить как уравновешенную, относительно устойчивую систему личностных характеристик спортсмена, на фоне которых развертывается динамика психических процессов, направленных на ориентировку спортсмена в предсоревновательных ситуациях и в условиях соревновательной борьбы, на адекватную этим условиям саморегуляцию собственных действий, мыслей, чувств, поведения в целом, связанных с решением частных соревновательных задач, ведущих к достижению намеченной цели.

Следовательно, психическая подготовка направлена на формирование у спортсмена установки на соревновательную деятельность и на создание условий для адаптации к экстремальным условиям такой деятельности. Это обусловлено, с одной стороны, неповторимостью условий соревнований, а с другой - неповторимостью, индивидуальным своеобразием личности спортсмена.

Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой - позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.).

Принято выделять общую психическую подготовку и психическую подготовку к конкретному соревнованию.

Общая подготовка решается двумя путями. Первый предполагает обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечивающим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, концентрации и распределения внимания, способам самоорганизации и мобилизации на максимальные волевые и физические усилия. Второй путь предполагает обучение приемам моделирования в тренировочной деятельности условий соревновательной борьбы посредством словесно-образных и натурных моделей.

Подготовка к конкретному соревнованию предполагает формирование установки на достижение запланированного результата на фоне определенного эмоционального возбуждения, в зависимости от мотивации, величины потребности спортсмена в достижении цели и субъективной оценки вероятности ее достижения. Изменяя эмоциональное возбуждение, регулируя величину потребности, общественную и личную значимость цели, а также субъективную вероятность успеха, можно формировать необходимое состояние психической готовности спортсмена к предстоящему соревнованию.

Тренировочные занятия и, тем более, соревнования спортсменов высокого класса характеризуются такими физическими и психическими нагрузками, которые доводят напряжение до пределов индивидуальных возможностей.

При всей важности психогигиенических мероприятий психическая подготовка является прежде всего воспитательным процессом, направленным на развитие личности путем формирования соответствующей системы отношений. Это позволяет перевести неустойчивый характер психического состояния в устойчивый, т.е. в свойство личности. При этом психическая подготовка спортсмена к продолжительному тренировочному процессу осуществляется, во-первых, за счет непрерывного развития и совершенствования мотивов спортивной тренировки, и, во-вторых, за счет создания благоприятных отношений к различным сторонам тренировочного процесса.

Психическая подготовка в виде последовательных воздействий представляет собой один из вариантов управления совершенствованием спортсмена, в случае же применения воздействий самим спортсменом она является процессом самовоспитания и саморегуляции.

Управление на первых этапах, до периода непосредственной пред-соревновательной подготовки, подразумевается как целенаправленное и систематическое применение методов, направленных на:

  • - оптимизацию условий тренировочной деятельности по формированию навыков решения оперативных задач;
  • - развитие волевых и психических качеств, определяемых способностями к решению этих задач;
  • - регуляцию психических состояний, сопутствующих решению этих задач.

Такая подготовка непосредственно включается в тренировочную деятельность спортсмена или проводится в виде специально организованных мероприятий. В процессе общей подготовки совершенствуются и корректируются свойства и черты личности (мотивационная направленность, психическая устойчивость), психические качества, оптимизируются психические состояния.

В повседневном тренировочном процессе психическая подготовка как бы включена в другие виды подготовки (физическую, техническую, тактическую), хотя имеет свои цели и задачи. Если цель психической подготовки - реализация потенциальных возможностей данного спортсмена, обеспечивающих эффективную деятельность, то многообразие частных задач (формирование мотивационных установок, воспитание волевых качеств, совершенствование двигательных навыков, развитие интеллекта, достижение психической устойчивости к тренировочным и соревновательным нагрузкам) приводит к тому, что любое тренировочное средство в той или иной мере способствует решению задач психической подготовки.

О специальных методах психической подготовки в повседневной тренировке можно говорить в тех случаях, когда возникает необходимость предупредить или, если это не удалось сделать, снизить психическое перенапряжение как следствие чрезмерных тренировочных нагрузок.

В том случае, когда психическая подготовка проводится в период, непосредственно предшествующий ответственному соревнованию, на первый план выдвигается формирование готовности к высокоэффективной деятельности в нужный момент. Отсюда - такие частные задачи, как ориентация на социальные ценности, формирование у спортсмена или команды психических "внутренних опор", преодоление "барьеров", психологическое моделирование условий предстоящей борьбы, форсированная оптимизация "сильных" сторон психической подготовленности спортсмена, установка и программа действий и т.д. На этом этапе особую психическую нагрузку несут также влияние окружения, состояние места занятий и восстановления, работа средств массовой информации, внимание и поведение любителей спорта.

Таким образом, психической подготовкой спортсмена (команды) называется процесс усиления его (ее) потенциальных психических возможностей в объективных результатах, адекватных этим возможностям.

Очень важное место в подготовке спортсмена, занимают отношения, которые складываются в команде между тренерами и спортсменами.