Структура подготовки спортсмена в процессе тренировки. методическая разработка по физкультуре (11 класс) на тему. Учебное пособие: Структура подготовленности спортсменов Укажите что является результатом технической подготовки

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Задачи и содержание

2.1 Предварительные замечания

Список литературы

1. Задачи и содержание

«Технической подготовкой» спортсмена называют обучение его основам техники действий, выполняемых в соревнованиях или служащих средствами тренировки, и совершенствование избранных форм спортивной техники. Как и всякое целесообразное обучение, техническая подготовка спортсмена предъявляет собой процесс управления формированием знаний, умений и навыков (в данном случае -- знаний, умений и навыков, относящихся к технике двигательных действий).

Говоря о «спортивной технике», надо различать два значения этого термина. Во-первых, идеальная «модель» соревновательного действия (мысленный или описанный в словах, в графической, в математической либо другой форме его образец), выработанная на основе практического опыта или теоретически («модель спортивной техники»). Во-вторых, реально формирующийся (либо уже сформированный) у спортсмена способ выполнения соревновательного действия, который характеризуется той или иной степенью эффективного использования спортсменом своих возможностей для достижения спортивного результата. Спортивная техника как способ выполнения отдельных соревновательных действий непосредственно связана со спортивной тактикой как общим способом объединения всей совокупности данных действий ради достижения соревновательной цели (т.е. формой организации соревновательной деятельности в целом). Различия между этими понятиями не абсолютны. В процессе состязаний спортивная техника практически неотделима от тактики, что находит свое выражение в понятии «технико-тактические действия».

Существующие взгляды на спортивно-техническое мастерство связаны с предположением, что в процессе спортивного совершенствования техника спортсмена должна приближаться к некоторому идеалу, отражающему наиболее эффективные способы выполнения спортивных действий. Правда, поиск эталона идеальной техники привел пока к выявлению лишь некоторых биомеханических закономерностей спортивных действии. Практически перед тренером и спортсменом всегда возникает проблема разработки и коррекции конкретных моделей спортивной техники, которые соответствовали бы его индивидуальным морфо - функциональным особенностям и намечаемым достижениям. Причем реальные формы действий, осваиваемых спортсменом в начале спортивного пути, полностью не могут совпадать с моделями техники, пригодными для последующих этапов, поскольку техника движений в решающей мере определяется степенью развития физических и психических качеств спортсмена, закономерно изменяющихся в процессе спортивного совершенствования. В соответствии с их изменением должны меняться и формы индивидуальной техники. А это означает, что техническая подготовка спортсмена не имеет «конечного пункта»: она осуществляется на протяжении всей спортивной деятельности.

Самый общин критерий эффективности спортивен техники определяется разницей между фактическим спортивным результатом и расчетным результатом, который спортсмен мог бы показать, если б полностью использовал свои физические возможности. Для количественной оценки степени - совершенства техники по этому критерию разработан ряд измерительных и расчетных процедур, которые применяются в тех случаях, когда спортивный результат поддается объективному измерению. Вычисляют, например, коэффициент технической эффективности -- КТЭ (В.М. Дьячков) по формуле:

где W -- двигательный потенциал спортсмена, выявляемый посредством специальных тестов и расчетов, h -- расчетный спортивный показатель. Очевидно, что чем полнее использует спортсмен свой двигательный потенциал, тем совершеннее его техника.

Используется также достаточно много частных показателей эффективности техники в отдельных видах спорта, например:

в тяжелой атлетике -- высота подъема штанги в момент подседа (при прочих равных условиях чем меньше эта высота, тем «техничнее» выполняет спортсмен данную фазу упражнения -- (А.В. Черняк);

в беге на длинные дистанции -- отношение продолжительности полетной и опорной фаз бегового шага или отношение между частотой и длиной шагов (Ю. Тюрин);

в акробатике -- разница времени нахождения в полете при выполнении простых и сложных акробатических прыжков (чем она меньше, тем техника лучше-- Л.М. Райцин, Б. А. Бураков).

Сложнее определить общую эффективность техники в видах спорта, результаты в которых не измеряются пока объективными количественными мерами. Для суждения о ней здесь пользуются экспертными оценками (например, в баллах), расчетными оценками, вводимыми по частным показателям результативности действий в соревнованиях (например, атакующих действий в играх, единоборствах), а также биомеханическим анализом, основанным на сопоставлении отдельных параметров техники движений с эталонными величинами, и другими методами.

Критериями спортивно-технического мастерства являются наряду с этим показатели надежности техники, объема (количества) и разнообразия освоенных технических приемов. Простейшим показателем надежности техники может служить процент удачных и неудачных попыток в общем числе попыток, использованных спортсменом в соревнованиях или в прикидках для достижения намеченного результата (В. М. Дьячков). Объем и разнообразие технического фонда спортсмена имеют неодинаковое значение в различных видах спорта -- наибольшее в спортивных играх, единоборствах и многоборьях, наименьшее в моноструктурных видах спорта, но в любом случае это немаловажные факторы спортивно - технической подготовленности.

Задачи и разделы технической подготовки спортсмена. Центральная задача в спортивно-технической подготовке -- сформировать такие навыки выполнения соревновательных действии, которые позволили бы спортсмену с наибольшей эффективностью использовать его возможности в состязаниях, и обеспечить неуклонное совершенствование технического мастерства в процессе многолетних занятий спортом. В этой формулировке, по сути, заключен целый ряд задач: познание теоретических основ спортивной техники (что относится к числу основных задач теоретической подготовки); моделирование индивидуальных форм техники движений, соответствующих возможностям спортсмена; формирование умений и навыков, необходимых для успешного участия в текущих состязаниях; последующее преобразование и обновление форм техники (в той мере, в какой это диктуется закономерностями спортивного совершенствования), создание на достаточно высокой ступени спортивного мастерства принципиально новых вариантов спортивной техники, никем не применявшихся ранее, и т. д. Все это относится преимущественно к содержанию специальной спортивно-технической подготовки.

Основные особенности постановки и реализации задач технической подготовки в различных видах спорта вытекают из специфических требований, предъявляемых к составу необходимых умений и навыков, их свойствам (стабильности, вариативности и пр.) и соотношению технической подготовленности с другими сторонами подготовленности спортсмена.

Так, при специализации в моноструктурном виде спорта предметом углубленного технического совершенствования на протяжении многих лет является одно и то же (в основе) соревновательное упражнение (прыжок, толкание ядра, бег (на заданную дистанцию и т. п.). Одна из наиболее трудных задач здесь -- периодическое преобразование и обновление чрезвычайно прочно закрепляющихся форм движений с целью привести их в соответствие с возрастающим уровнем физической подготовленности спортсмена. Во всех полиструктурных видах спорта (не считая двоеборий и многоборий с постоянной соревновательной программой) технический арсенал спортсмена в принципе не ограничен: он обновляется либо по условиям периодической смены обязательной программы соревнований (в гимнастике и аналогичных видах спорта), либо по собственной инициативе тренера и спортсмена. В связи с этим возникают проблемы оптимального распределения во времени чрезвычайно обширного учебного материала и другие специфические проблемы. Особенно тесная взаимосвязь техники и тактики в этих видах спорта требует, чтобы в процессе подготовки технические навыки были представлены главным образом в форме единых структур -- технико-тактических действия. Поэтому техническая подготовка в полиструктурных видах спорта не только этапе совершенствования навыков, но и на этапе формирования их непосредственно переходит в тактическую подготовку.

2. Основы методики технической подготовки в процессе тренировки

2.1 Предварительные замечания

Состав средств и методов. Основными практическими средствами технической подготовки спортсмена служат подготовительные упражнения, имеющие существенную структурную общность с соревновательными действиями, тренировочные формы соревновательных упражнений и сами соревновательные упражнения со всеми присущими им особенностями, а дополнительными - общеподготовительные упражнения. В ходе разучивания техники соревновательных действий, закрепления и совершенствования сформированных навыков находят применение многие разновидности методов упражнения (методы расчленено - конструктивного и целостного упражнения с избирательным вычленением деталей, стандартно-повторного и вариативного упражнения и т. п.), которые сочетаются в определенном порядке, зависящем от особенностей техники избранного вида спорта и этапов технической подготовки.

Этапы технической подготовки. В самом общем виде многолетний процесс технической подготовки спортсмена можно подразделить на две основные стадии: первую стадию «базовой» технической подготовки и вторую стадию углубленного технического совершенствования и овладения высотами спортивно - технического мастерства.

Первый этап. Он в основном совпадает с первой половиной подготовительного периода больших тренировочных циклов, когда вся подготовка спортсмена подчинена необходимости создать (расширить, улучшить) предпосылки для становления спортивной формы. В технической подготовке это этап «конструирования» модели новой техники соревновательных действий (или ее обновленного варианта), улучшения предпосылок ее, практического освоения, разучивания (или переучивания) отдельных движений, входящих в состав соревновательных действий, и формирования их общей координационной основы.

Второй этап. На этом этапе техническая подготовка направлена на углубленное освоение и закрепление целостных навыков соревновательных действий как компонентов спортивной формы. Он охватывает, как правило, значительную часть второй половины подготовительного периода больших тренировочных циклов (специально-подготовительный этап).

Третий этап. Техническая подготовка на данном этапе строится в рамках непосредственной предсоревновательной подготовки направлена на совершенствование приобретенных навыков, увеличение диапазона их целесообразной вариативности и степени «надежности» применительно к условиям основных соревнований. Этот этап обычно начинается с завершающей части подготовительного периода тренировки и распространяется на соревновательный период (период основных соревнований). В случае большой протяженности последнего техническая подготовка в основном сохраняет черты, характеризующие ее на третьем этапе, и лишь частично видоизменяется в зависимости от особенностей структуры соревновательного периода.

Следует учесть также, что указанные этапы выделены лишь относительно основного объекта технической подготовки спортсмена-- техники соревновательных действий. Фактически же процесс технической подготовки всегда «многослоен»: одновременно с формированием одних, новых, навыков (или их элементов) происходит разрушение, преобразование, стабилизация и совершенствование других.

2.2 Особенности методики формирования навыков при становлении новой спортивной техники (либо частичном обновлении ее)

Преобразование навыков, перестающих содействовать росту достижений, и формирование новых навыков, соответствующих целевому достижению, -- главные задачи в технической подготовке прогрессирующего спортсмена, которые должны решаться в первой половине тренировочного цикла.

Наибольшее число новых навыков приходится осваивать, как известно, в полиструктурных видах спорта. В моноструктурных видах спорта, где соревновательное упражнение остается в своей основе одним и тем же на протяжении ряда больших циклов тренировки, сложность задач технической подготовки определяется во многом трудностями перестройки прочно закрепленных навыков и перехода к новым вариантам техники, соответствующим возрастающему уровню физической подготовленности спортсмена. Самые сложные задачи возникают при достижении высших ступеней спортивного совершенствования, когда тренер и спортсмен стремятся создать новые формы техники, не имеющие прямых аналогии в существующей практике. В таких случаях моделирование техники и поиск путей практического воплощения модели приобретают характер подлинно творческой проблемы. Чем сложнее задача, тем, понятно, более основательные предпосылки требуются для ее решения.

Потому независимо от квалификации спортсмена в каждом большом цикле тренировки прежде, чем формировать или закреплять технику соревновательных действий в целом, необходимо создать возможно благоприятные предпосылки к ее прогрессивным изменениям.

Важнейшие из таких предпосылок заключаются в повышении уровня физической и психической подготовленности спортсмена, воспитании его координационных и связанных с ними способностей, а также в пополнении фонда двигательных умений и навыков, способствующих становлению новых форм (вариантов) соревновательных действий

Формирование ориентировочной основы нового соревновательного действия. В современных психологических исследованиях процесса обучения подчеркивается первостепенная роль в становлении действия его ориентировочной основы (исходные образы, представления, которые складываются у обучаемого о содержании, способах и условиях выполнения действия).

Особенности формирования ориентировочной основы соревновательных действий у квалифицированного спортсмена обусловлены во-первых, тем, что создаваемый им образ - модель новой (или обновленной) техники действия с самого начала опирается на приобретенный ранее двигательный опыт. Во-вторых, если форма действия действительно новая (не имеет прямых аналогий в существующей практике спорта), она первоначально не может быть наблюдаема в натуральном виде (как внешний объект наблюдения), и потому ее приходится представлять лишь в форме модели (мысленной, графической и т. д.).

Такие методы и приемы разрабатываются в настоящее время по нескольким направлениям. Наряду с методами теоретической разработки модели действия пользуются различными способами графического изображения движений, приемами моделирования пространственных параметров движений на муляжах и механических моделях (например, на модели системы «тело гимнаста -- гимнастический снаряд»), скорости, темпа и ритма движений с помощью электронной аппаратуры (магнитофона, светолидеров, звуколидеров, ритмолидеров и др.) и т. п. Но ориентировочная основа двигательного действия остается крайне неполной, пока не возникают реальные мышечно-двигательные ощущения и представления. Сформировать их на первом этапе помогают квалифицированно подобранные подводящие упражнения, направленное «прочувствование» движений иа специальных тренажерах и других устройствах с введением предметных ориентиров в обстановку действия, а затем -- после образования первоначальных представлений -- и идеомоторные упражнения.

Пути практического разучивания. На первом этапе в технической подготовке спортсмена при формировании новой (или обновленной) техники соревновательных действий преобладают, как правило, методы расчленено - конструктивного упражнения. Целостное соревновательное действие выполняют как бы в расчлененном виде, выделяя его фазы, с последующим объединением частей в целое.

Исключения чаще всего бывают в видах спорта циклического характера, где естественная слитность движений побуждает отдавать предпочтение методам целостного упражнения. Однако и в этих видах спорта в настоящее время все шире практикуют подход, связанный с использованием имитационных и других специально-подготовительных упражнений.

Для конкретизации общих правил разучивания двигательных последствий применительно к технической подготовке спортсмена а имеют значение следующие положения.

1. Упражнения, направленные на формирование (преобразование) соревновательных действий «по частям», не должны по главным структурным признакам существенно отличаться от воспроизводимых «частей» соревновательного упражнения (чтобы убедиться в этом, нужен достаточно квалифицированный анализ).

2. Порядок формирования или перестройки фаз (операций) соревновательного упражнения зависит как от особенностей его структуры, так и от подготовленности спортсмена, в том числе приобретенного им двигательного опыта. B пределах выполняемых фаз целесообразно вначале сформировать или уточнить конкретные двигательные задачи, граничные -- «входные» и «выходные» -- положения (исходные и конечные позы в опорном положении тела, взаиморасположение звеньев двигательного аппарата), а затем -- способ перехода из начального в конечное положение (X. X. Гросс).

3. Независимо от того, разучивается ли действие преимущественно по частям или сразу в целом, спортсмен должен на первом этапе научиться «пооперационно» контролировать и корректировать движения (вначале зрительно, затем кинестетически, без участия зрения), для чего необходимо точно знать главные «контрольные точки» в каждой фазе (положения и взаиморасположения звеньев двигательного аппарата и т. д.). Пофазно формирование действия позволяет преодолеть трудности самоконтроля быстропротекающих спортивных движений, особенно когда параллельно используются методы объективной «срочной информации».

4. Закреплять навыки расчлененного выполнения соревновательного упражнения целесообразно лишь в том случае, если не возникает серьезных препятствий для объединения частей в целое.

5. Успешная реализация задач по формированию новой техники соревновательных действий к преобразованию старых навыков на первом этапе во многом определяется использованием методических подходов и приемов, облегчающих технически верное выполнение упражнений, особенно когда они отличаются координационной сложностью и связаны с предельными усилиями скоростно-силового характера.

Главный методический вопрос при облегчении -- оптимальное формирование его, ибо чрезмерное облегчение ведет к формированию навыка, не соответствующего особенностям соревновательного упражнения. Отсюда понятно всевозрастающее внимание к разработке «обучающих» тренажеров и других устройств с дозированным приложением внешних механических сил и ограничительными условиями, помогающими спортсмену соблюдать заданные параметры движения (тренажеры для разучивания и уточнения вращательных движений в гимнастике, финальных усилий в метаниях, отталкиваний в прыжках, пространственных параметров и координации движений в плавании, гребле, беге на лыжах, на коньках и т.д.).

Формирование ритма как стержневая линия в технической подготовке. Важнейшей комплексной характеристикой техники целостного спортивного действия является, как известно, его ритмичность, выражающая закономерный порядок соединения всех его компонентов. Формирование и оптимизация ритма соревновательных действий представляют, по существу, центральную проблему всей технической подготовки спортсмена, связанную одновременно с задачами воспитания координационных способностей, совершенствования точности движений во времени и пространстве, способности оптимально регулировать мышечные напряжения и расслабления.

Так как ритмическая структура вновь формируемых сложных спортивных действий первоначально не существует у спортсмена в готовом виде, на пути к формированию ее прежде всего стоит задача создать представление об эталонном ритме. Когда техника действий не является принципиально новой, эта задача решается такими методами и приемами, как демонстрация примеров технически совершенного выполнения действия с сосредоточением внимания на его ритме, кино- и видеомагнитофонная демонстрация в обычном и замедленном темпе со звуковым сопровождением, воссоздающим размерность движений, воспроизведение ритма по заданному образцу голосом (ритмическим подсчетом), имитационными движениями (отстукивание ритма), идеомоторными представлениями и т. д. Эталонный ритм новых движении создают по аналогии с ритмической структурой известных форм, видоизменяя ее на основе ориентировочных наметок или аналитически -- расчетным путем.

Как отмечалось, рационализация средств и методов спортивно-технической подготовки выразилась и в разработке новых подходов к формированию ритма движений на современной аппаратурной основе. Уже создан ряд экспериментальных вариантов ритмолидеров (автоматических устройств, задающих по определенному эталону формируемый ритм движений звуковыми и световыми сигналами) и ритмоинформаторов (сличающих фактический ритм движений с заданным и сигнализирующих о рассогласовании). В качестве ритмолидера используют, например, магнитофон, на котором воспроизводится эталонный ритм в форме музыкальноподобных фраз или ритмических сигналов, составленных на основе анализа примеров образцового выполнения упражнения (ритмические сигналы многотонного звучания воспринимаются и воспроизводятся спортсменом, как показал эксперимент, лучше, чем однотонные,-- Р.В.Галстян).

Проблема индивидуализации ритма движений возникает сразу же, как только создано представление об эталонном ритме поскольку последний не может в полной мере соответствовать индивидуальной размерности движений спортсмена. Ритм индивидуализируется путем контролируемого воспроизведения его спортсменом (вначале мысленно в сочетании с речевой и двигательной имитацией, затем в процессе целостного выполнения формируемых действий с объективной оценкой параметров движений и их общей результативности).

Режим занятий. Техническая подготовка на первом этапе большого тренировочного цикла проходит в условиях особенно объемной физической подготовки. Определяя в этих условиях целесообразную частоту занятий, направленных на образование новых форм координации движений и объем работы, обычно руководствуются правилом «лучше чаще, но понемногу». Достаточно высокая эффективность работы по формированию и перестройке сложных спортивно-технических навыков, по-видимому, в большинстве случаев обеспечивается при ежедневных занятиях, каждое из которых включает в себя такую работу в относительно небольшом объеме. Ее эффективность существенно уменьшается с увеличением интервалов между занятиями, причем и в том случае, если разовый объем работы.

Эффективность упражнений «на технику» определяется не величиной функциональных сдвигов, приводящих к утомлению, а безошибочностью и точностью вырабатываемых форм координации движений

О соединении технической и физической подготовки. В начале подготовительного периода тренировочного цикла физическая подготовка по своей направленности и эффективности как бы опережает ход формирования (или преобразования) техники движений: *общий уровень физической подготовленности возрастает особенно высокими темпами, а уровень технической подготовленности неизбежно лимитируется тем, что новые (или обновляемые) навыки еще только формируются. При этом большой объем физических нагрузок, характерный для этого этапа, может временно затруднять формирование навыков.

Чтобы исключить чрезмерное «расхождение» эффектов технической и физической подготовки, нужно, во-первых, обеспечить оптимальное распределение нагрузок, связанных с этими сторонами подготовки (как в структуре отдельных тренировочных занятий, так и в целом по этапам); во-вторых, использовать специальные методические подходы, способствующие органическому соединению физической и технической подготовки. Общую идею подходов выражает «принцип направленного сопряжения» (В. М. Дьячков и др.). Он предусматривает, в частности:

приближение способа выполнения подготовительных упражнений, служащих средствами воспитания физических способностей, к особенностям техники формируемых соревновательных действий;

выполнение упражнений, включающих сформированные ранее соревновательные действия (или их элементы), с дополнительными дозированными отягощениями.

технический подготовка спортсмен

2.3 Особенности методики стабилизации и совершенствования сформированных навыков

Определяющая направленность и частные задачи. По мере завершения подготовительного периода и в соревновательном периоде большого тренировочного цикла в технической подготовке спортсмена последовательно усиливаются тенденции, ведущие к стабилизации навыков соревновательных действий и достижению целесообразной степени их вариативности. Эти тенденции предполагают противоположные и вместе с тем внутренне взаимосвязанные методические подходы. Вначале решаются преимущественно задачи уточнения и относительного закрепления технических характеристик соревновательных действии применительно к достигаемому уровню специальной тренированности, затем -- задачи обеспечения необходимой вариативности и высокой «надежности» техники действий применительно к специфическим условиям соревнований.

Пути и условия начальной стабилизации навыков.

Правила целесообразной методики стабилизации спортивных навыков определяются, в частности, следующими положениями.

1. Стабилизация навыка происходит тем легче, чем стандартнее в процессе повторного выполнения действия воспроизводятся его закрепляемые черты.

2. Усилия, направленные на стабилизацию навыков, понятно, теряют смысл, если при этом закрепляются ошибки и несовершенства.

3. Закреплять навыки соревновательных действий целесообразно в той мере, в какой это придает им необходимую стабильность но не превращает в стереотипы и согласуется с общей тенденцией развития тренированности на данном этапе тренировки. В различных видах спорта требуется, как известно, не одинаковая степень стабилизации навыков и их компонентов.

4. В процессе закрепления сформированных навыков соревновательных действий все параметры упражнений, обеспечивающих стабилизацию, должны постепенно приближаться к целевым (адекватным спортивному достижению, намеченному в данном цикле тренировки.

Методические подходы и приемы, направленные на расшире ние диапазона вариативности навыков. Надежность спортивной техники зависит также от возможности изменять сформированные навыки соответственно меняющимся условиям состязаний, а следовательно, и от диапазона вариативности навыков.

Целесообразная вариативность техники соревновательных действий характеризуется их оправданной изменчивостью, которая адекватна условиям соревнований и способствует ранению результативности действий. Она допускает отклонение от закрепленных форм движений, но не больше, чем это необходимо для достижения соревновательной цели.

Наиболее широкий диапазон оправданных вариаций оперативных установок характерен для видов спорта с нестандартным составом действий, непрерывно меняющимся по ходу изменения соревновательных ситуаций (спортивные игры и единоборства).

В методическом отношении надо различать два типа подходов и соответствующих частных приемов, направленных на расширение диапазона вариативности закрепленных навыков:

а) строго регламентированное варьирование, когда направленность и степень его строго предписаны тренировочным заданием, отражены в соответствующей установке спортсмена и обеспечены точной регламентацией внешних воздействий;

б) не строго регламентированное варьирование, когда установка на варьирование хотя и задана, но ее реализация зависит от неопределенных вариаций внешних условий.

Задания по варьированию, выполняемые без регулирующих воздействий извне, предъявляют повышенные требования к умению точно регулировать свои движения, действия, что может способствовать совершенствованию специализированных ощущений, восприятий, представлений («мышечного чувства», «чувства скорости», «чувства темпа», «чувства ритма» к др.), воспитанию координационных способностей, а следовательно, и обеспечению надежности сформированной техники движений.

Приемы варьирования, связанные с намеренным изменением внешних условий, которые как бы «принудительно» придают вариациям действий строго направленный характер (введение точно обусловленного противодействия партнера в единоборствах и спортивных играх, дозированное изменение внешних отягощений, применение тренажеров, устройств и оборудования, позволяющих направленно варьировать упражнение, и т. д.), используются как для облегчения, так и для усложнения задач управления действиями. В первом случае они обеспечивают наибольшую точность выполнения задания, но освобождают спортсмена от необходимости преодолевать координационные и другие трудности. На этапе совершенствования сформированных навыков такие методические приемы должны быть сугубо дополнительными по отношению к приемам, требующим значительной мобилизации психических и физических возможностей спортсмена.

Приемы не строго регламентированного варьирования связаны с несколькими методическими подходами, которые различаются по конкретному смыслу, способам и условиям варьирования. В частности, надо иметь в виду:

а) варьирование, связанное с решением тактических задач в условиях строго регламентированных взаимодействий противников или партнеров. Это, так сказать, свободное тактическое варьирование (вольные бои и схватки в единствах, отработка технических приемов в составе игровых комбинаций, накладывающихся по ходу тренировочных игр и т. п.);

б) игровое варьирование, связанное с использованием элементов игрового и соревновательного методов в тренировке («беговая игра» -- фартлек, игровое соперничество в искусстве построения новых движений и связок у гимнастов, акробатов, прыгунов в воду и т. п.);

в) варьирование, связанное с использованием в тренировке необычных условий естественной среды и непривычных снарядов, инвентаря, оборудования в целях специальной психической подготовки и повышения устойчивости навыков выполнения упражнений циклического характера на сильнопересеченной местности, в неблагоприятных метеорологических условиях, периодический перенос занятий из привычных условий спортивного зала в непривычные, выполнение упражнений на непривычной опорной поверхности с различными по качеству спортивными снарядами и т.п.

Пути и условия увеличения «помехоустойчивости» навыков . Не трудно сделать вывод, что большинство методических приемов, обеспечивающих целесообразную стабильность и вариативность спортивных навыков, можно рассматривать и как способы обеспечения надежности техники соревновательных действий. «Надежность» действий спортсмена в соревнованиях есть комплексный результат совершенствования его навыков и способностей, гарантирующий высокую эффективность действий, вопреки возникающим внешним и внутренним помехам («помехоустойчивость»). Наряду со стабильностью и вариативностью навыков она определяется психической устойчивостью, специальной выносливостью, высокой степенью развития координации и других способностей спортсмена. Основными путями и условиями повышения их «помехоустойчивости» (кроме упомянутых ранее) являются:

Адаптация навыков к условиям предельных проявлений физических качеств в тренировке. Техническая подготовка спортсмена в этих условиях органически сливается с его специальной физической подготовкой. Главным адаптирующим фактором при этом являются объем и интенсивность специфических тренировочных нагрузок, приближенных к соревновательным и превышающих их (по отдельным параметрам).

Моделирование психически напряженных ситуаций и введение дополнительных трудностей. По мере стабилизации вновь сформированных (или преобразованных) навыков соревновательных действий одним из необходимых условий дальнейшего повышения их надежности становится преодоление дискоординирующих помех, которые возникают в технически напряженных ситуациях, типичных для спортивных состязаний. С приближением периода основных состязаний нужно более полно моделировать в тренировке соревновательные ситуации, вносящие психическую напряженность, это способствует повышению степени надежности сформированных навыков, если, конечно, одновременно используются достаточно эффективные методы объективного контроля и коррекции проникающих ошибок, а также методы волевой и специальной психической подготовки, мобилизующие спортсмена на преодоление трудностей.

Соревновательная практика. Систематическое участие в тренировочных и официальных состязаниях разного ранга в качестве фактора закрепления и совершенствования новых обновленных) форм спортивной техники целесообразно использовать после того, как обеспечена первоначальная стабилизация сформированных навыков (пока они неустойчивы, нет смысла испытывать их прочность в состязаниях: это будет способствовать реставрации старых навыков.

Список литературы

1. Теория и методика физического воспитания. Учебник для институтов физ. культуры под общ. ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова. М., ФиС, 1976. Том II, гл. 2.2.

2. О структуре многолетней тренировки. Сб. научн. работ под общ. ред. Л. П. Матвеева. М., ГЦОЛИФК, 1974.

3. Учение о тренировке (введение в общую методику тренировки). Под общ. ред. Д. Харре. М., ФиС, 1971. Разд. 2.2.

4. Тренировка юных спортсменов. Сб. под Общ. ред. В. П. Филина. М., ФиС, 1965.

5. Основы спортивной тренировки. Учебное пособие для институтов физической культуры. М., «Физкультура и спорт», 1977. Под общ. ред. Л.П. Матвеева.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие, признаки, физиологические закономерности формирования двигательных умений. Роль спортивной техники в различных видах спорта. Виды, средства и методы технической подготовки спортсмена. Тематический план учебного процесса по физической культуре.

    контрольная работа , добавлен 11.07.2011

    Гармоничное физическое развитие, всесторонняя физическая подготовка и укрепление здоровья учащихся. Подготовка у спортсмена волевых качеств. Роль спортивной техники в различных видах спорта. Основное содержание тактики и тактической подготовки.

    реферат , добавлен 05.05.2009

    Физическая подготовка спортсмена. Принцип единства общей и специальной физической подготовки. Техническая, тактическая, психологическая, морально-волевая подготовка спортсмена. Физические (двигательные) качества. Средства и методы и развития. Форма.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2004

    Характеристика системы тренировочно-соревновательной подготовки. Основные виды подготовки спортсмена. Понятия о физических качествах спортсмена: сила, быстрота, выносливость, гибкость. Спортивные соревнования как средство и метод подготовки спортсмена.

    курсовая работа , добавлен 27.12.2013

    Понятие о спортивной тренировке и его основные компоненты. Физические качества спортсмена. Соревнования как средство и метод подготовки спортсмена. Физиологическая классификация спортивных упражнений. Особенности и методы тренировки в силовом троебории.

    курсовая работа , добавлен 26.09.2010

    Спортивная тренировка как часть системы подготовки спортсмена. Достижение высоких спортивных результатов. Структура подготовки спортсмена. Понятия спортивной тренировки и подготовленности легкоатлета. Принципы и построение тренировочного процесса.

    реферат , добавлен 27.02.2010

    Тактические подготовки и элементы боя. Подготовка спортсмена и команды в целом к предстоящим соревнованиям. Сбор сведений о противниках разведкой. Морально-волевые качества спортсмена. Основные разделы тактического плана. Успех кикбоксера в бою.

    реферат , добавлен 22.12.2012

    Ориентирование как один из видов спорта. Основы многолетней подготовки юных ориентировщиков. Физическая подготовка спортсмена-ориентировщика, применяемые методики тренировок, типы тестирования. Методы контроля за состоянием тренированности спортсмена.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2010

    Характеристика системы спортивной подготовки спортсмена. Структура спортивной подготовки. Методические принципы спортивной тренировки. Методы подготовки в лыжном спорте. Спортивные соревнования как одно из важнейших средств специализированной тренировки.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2012

    Понятие базовой техники и ее значение в совершенствовании мастерства. Способы формирования и совершенствования технико-тактической подготовки в спортивной борьбе. Соревновательная деятельность, как совокупность действий спортсмена в процессе состязания.

Тренированность и спортивная форма

Систематически правильно проводимые тренировки приводят организм спортсмена к состоянию тренированности, при этом спортсмен выполняет работу более экономно, четко, слаженно. Это достигается мобилизацией запасных сил организма, укреплением здоровья, что и обеспечивает высокий уровень двигательной деятельности. Тренированность характеризуется улучшением физического развития и повышением функции органов и систем организма.

У тренированного спортсмена, как правило, хорошее самочувствие и настроение, ровное спокойное поведение, бодрая походка, нормальная осанка. Жизненная емкость легких, мышечная сила кисти и становая динамометрия увеличиваются, но вес умеренно снижается. Частота сердечных сокращений и дыхания урежается, артериальное давление снижается. Тренированность может достичь своей наивысшей точки-спортивной формы.

Спортивная форма - это состояние высокого уровня работоспособности, согласованной деятельности различных органов, систем и всего организма спортсмена в сочетании с развитием морально-волевых качеств, обеспечивающих возможность максимальных спортивных достижений (по профессору А. Н. Крестовникову).

Спортивная форма определяется по состоянию здоровья и спортивным достижениям. Ощущение полного здоровья, слаженная регуляция жизненных процессов, высокая способность включения в работу и быстрое восстановление сил организма после физических нагрузок характерны для спортивной формы. Спортсмен показывает наивысшие для себя достижения.

Спортивная форма может поддерживаться в течение нескольких месяцев, если при этом будут правильный режим жизни и тренировки, достаточное время для восстановления трудоспособности и полноценное питание.

Частые выступления в соревнованиях, форсированная тренировка, нарушение жизненного режима, болезненные состояния могут привести к потере спортивной формы, а в отдельных случаях к перетренированности, перенапряжению.

Теоретические и экспериментальные исследования в области социального, психологического и педагогического воздействия на спортсмена в процессе спортивной тренировки и соревнований в свете общей теории структур позволили выделить следующие методологические положения.

Первое - психологическая подготовка спортсмена представляет собой сложное методическое образование, состоящее из отдельных частей или элементов. Каждый элемент данной системы несет в себе определенную функцию, не совпадающую с функциями других частей или элементов. В рабочую модель структуры процесса психологической подготовки могут быть включены только те средства данного вида подготовки, которые для него абсолютно необходимы, те средства воздействия, которые то применяются, то отсутствуют в процессе психологической подготовки и не могут включаться в его структуру. Это, конечно, не значит, что они не должны применяться в спортивной тренировке, но их следует изучать дополнительно.



Вместе с тем те элементы структуры, которые уже введены в систему психологической подготовки, не следует произвольно исключать из данной структуры, ибо произвольное игнорирование какого-либо ее элемента приводит к гибели целостного явления. Что касается модельной структуры психологической подготовки спортсмена, то исключение из данного процесса какого-нибудь абсолютно необходимого элемента рассматриваемой структуры приводит к грубому искажению содержания процесса и как следствие к грубейшим ошибкам в области социально-психологического воздействия на спортсмена.

Исходя из этого положения и были определены следующие элементы структуры психологической подготовки спортсмена и описаны функции (и задачи) каждого элемента:

1. Психологический паспорт избранного вида спорта как система требований к психике и личности спортсмена, занимающегося данным видом спорта, обуславливающих достижение высоких спортивных результатов. Этот элемент структуры характеризует те качества личности и психики, к которым надо стремиться в процессе спортивного совершенствования. Психологический паспорт избранного вида спорта выступает в виде модели будущих результатов психологической подготовки.

2. Психологическая характеристика спортсмена как фактор оценки проявляемых спортсменом психических качеств и черт личности. Нельзя проводить психологическую подготовку без знаний личности спортсмена, без учета того, с какими психологическими качествами (врожденными или приобретенными в процессе жизни) пришел к вам спортсмен.

3. Общая психологическая подготовка спортсмена как основа становления личности в процессе спортивной тренировки. Структуру рассматриваемого вида подготовки составляют: нравственная, волевая, эмоциональная, общегрупповая (коммуникативная) и интеллектуальная подготовки. Каждая из них решает свои специфические задачи.

4. Психологическая подготовка к конкретной тренировке как система психолого-методических мероприятий, связанных: а) с формированием целевой установки на данную тренировку; б) с организацией внимания спортсмена, с программой направленности сознания на выполняемые им двигательные действия; в) с психологическим анализом проведенной тренировки.

5. Предсоревновательная психологическая подготовка спортсмена как система мероприятий, связанных с мобилизацией готовности спортсмена к конкретному соревнованию.

6. Предстартовая психологическая подготовка, включающая организацию жизни и деятельности спортсмена, его внимания в предстартовый период соревновательной деятельности; формирование настройки на выступления в соревнованиях, установку на достижение высокого спортивного результата.

7. Непосредственно соревновательная психологическая подготовка, связанная с развитием способности спортсмена тактически и оперативно мыслить в условиях жесткой соревновательной борьбы, произвольно регулировать свои эмоциональные состояния, реакции, отношения.

8. Постсоревновательная психологическая подготовка, связанная с анализом успешной и неуспешной соревновательной деятельности по отдельным сторонам управления умственными и двигательными действиями, в решении задач и сверхзадач, поставленных перед спортсменом.

Вторым методологическим положением, лежащим в основе функционирования системы психологической подготовки, является абсолютная необходимость и доказательность включения данного элемента в существование и жизнедеятельность такого сложного блока спортивной подготовки, как система социально-психологического воздействия. Теория и системный подход позволяют быстрее определить и доказать абсолютную необходимость того или иного элемента в структуре психологической подготовки.

Третье методологическое положение, лежащее в основе психологической подготовки, - взаимосвязь, взаимозависимость и взаимообусловленность функционирования элементов системы между собой. Взаимосвязь элементов структуры обеспечивает строгую согласованность функционирования всех элементов системы и тем самым - ее существование и жизнедеятельность. Под взаимозависимостью понимается проявление функций системы в тесной связи всех психических функций и качеств личности между собой. Что касается взаимообусловленности, то под этим фактором мы понимаем одновременное нормальное функционирование всей системы элементов. Так, например, проявление надежности и стабильности спортивной деятельности характеризуется показателями какой-то одной психической функции - быстроты реакции спортсмена или устойчивости его внимания, хотя они обусловлены другими психическими функциями. Бывает и так: спортсмена обвиняют в безволии, но сам факт многолетней тренировки, связанной с преодолением объективных и субъективных трудностей, говорит о том, что причиной неудачного выступления в соревнованиях может быть что-то другое. Поэтому взаимообусловленность элементов системы требует комплексного изучения результатов воздействия на спортсмена.

Четвертое методологическое положение общей теории структур в преломлении к психологической подготовке спортсмена - обусловленность (детерминированность) формирования психики и личности спортсмена внешней средой и характером спортивной деятельности. Проблема детерминированности спортивной деятельности сама по себе очень сложна, так как охватывает многие стороны двигательной деятельности спортсмена. Вместе с тем в этой проблеме есть один центральный вопрос - обусловлена ли результативность спортивной деятельности только работой сознания спортсмена. Теория и практика спортивной деятельности не дает основания считать, что этот вопрос решен. Как показал анализ, осознанная регуляция своих действий и состояний в спорте может быть обусловлена рядом факторов объективного и субъективного порядка, изучение которых позволяет раскрыть определенные закономерности проявлений психологической подготовленности спортсмена.

Обусловленность спортивной деятельности различными факторами имеет общий и индивидуальный характер. К общим относятся предметно направленная спортивная деятельность (вид спорта), уровень спортивного мастерства, биомеханические характеристики двигательного действия (спортивного упражнения), социальная среда и др.; к индивидуальным особенности взаимодействия анализаторов индивида, состояние тренированности, врожденные и приобретенные свойства личности.

Пятым методологическим положением является иерархия элементов структуры психологической подготовки спортсмена. В свете данного принципа в системе психологической подготовки нет второстепенных элементов - все они одинаковы и абсолютно необходимы для данного вида подготовки. Однако между ними существует определенная иерархия, в основу которой положена значимость данного элемента в достижении наибольшей результативности в этом виде подготовки.

Что же касается психологической подготовки спортсмена, то определение места в иерархии значимости данного вида подготовки оказалось очень сложным вопросом. Достаточно привести факт, что спортивная тренировка осуществляется личностью (разумным существом) и все виды подготовки в спорте сопровождаются психическими процессами, проявлением различных свойств личности. Этот факт побуждает отдельных специалистов-практиков считать, что выделять психологическую подготовку в системе спортивной тренировки в отдельный блок нет смысла, так как все виды подготовки спортсмена пронизаны психологическим содержанием и совсем не обязательно строить дополнительную систему психологического воздействия. С этим мнением принципиально нельзя согласиться и вот почему. Оставляя без внимания личность и ее качества, мы сталкиваемся и с отрицательным влиянием спортивной деятельности на формирование личностных и психических качеств спортсмена.

Итак, какое же место занимает психологическая подготовка в иерархии спортивной тренировки? По нашему мнению, она является интегративно значимой функцией в системе спортивной тренировки человека.

Иерархия значимости элементов структуры психологической подготовки спортсмена имеет свои специфические особенности, абсолютно необходимые для достижения конкретных результатов данного вида подготовки. Первое место здесь занимает психологический паспорт избранного вида спорта, второе - психологическая характеристика спортсмена, третье - общая психологическая подготовка; четвертое - психологическая подготовка к конкретной тренировке; пятое - предсоревновательная психологическая подготовка; шестое - предстартовая психологическая подготовка; седьмое - непосредственно соревновательная психологическая подготовка; восьмое - постсоревновательная психологическая подготовка.

Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике движений и доведение их до совершенства.

Спортивная техника - это способ выполнения спортивного действия, который характеризуется определенной степенью эффективности и рациональности использования спортсменом своих психофизических возможностей.

Роль спортивной техники в различных видах спорта неодинакова. Выделяют четыре группы видов спорта со свойственной им спортивной техникой:

1. Скоростно-силовые виды (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика и др.). В этих видах спорта техника направлена на то, чтобы спортсмен мог развить наиболее мощные и быстрые усилия в ведущих фазах соревновательного упражнения

2. Виды спорта c проявлением выносливости(бег на длинные дистанции). Здесь техника направлена на экономизацию расхода энергетических ресурсов в организме спортсмена.

3. Виды спорта, c искусством движений(гимнастика, акробатика, прыжки в воду и др.). Техника должна обеспечить спортсмену красоту, выразительность и точность движений.

4. Спортивные игры и единоборства. Техника должна обеспечить высокую результативность, стабильность и вариативность в изменяющихся условиях соревновательной борьбы.

Техническая подготовленность спортсмена характеризуется тем, что он умеет выполнять и как владеет техникой. Высокий уровень технической подготовленности называют техническим мастерством.



Критериями технического мастерства являются:

1. Объем техники - общее число технических приемов, которые умеет выполнять спортсмен.

2. Разносторонность техники - степень разнообразия технических приёмов. Данные показатели технического мастерства являются особенно значимыми в тех видах спорта, где имеется большой арсенал технических действий, - спортивные игры, единоборства, гимнастика, фигурное катание.

3. Эффективность владения спортивной техникой, близости техники спортивного действия к индивидуально оптимальному варианту. Оценку эффективности техники осуществляют несколькими способами:

а) сопоставление ее с некоторым биомеханическим эталоном. Если техника близка к биомеханически рациональной, она признается наиболее эффективной;

б) сопоставление оцениваемой техники движения с техникой спортсменов высокой квалификации;

в) сопоставление спортивного результата с результатами в технически более простых заданиях, характеризующих двигательный потенциал спортсмена - силовой, скоростно-силовой и др. Например, выполняется бег от 30 м с низкого, а затем высокого старта. Разница во времени будет характеризовать эффективность техники низкого старта;

г) сопоставление показанного результата с затратами энергии и сил при выполнении двигательного действия. Чем меньше будут затраты энергии, т.е. экономичность его движений, тем выше эффективность техники.

4. Освоенность техники движений. Этот критерий показывает, как заучено, закреплено данное техническое действие.

Для хорошо освоенных движений типичны:

а) стабильность спортивного результата и ряда характеристик техники движения при его выполнении в стандартных условиях;

б) устойчивость (сравнительно малая изменчивость) результата при выполнении действия (при изменении состояния спортсмена, действий противника в усложненных условиях);

в) сохранение двигательного навыка при перерывах в тренировке;

г) автоматизированность выполнения действий.

Виды подготовки:

Общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками, необходимыми в спортивной деятельности. Специальная подготовка направлена на овладение специальными техническими приёмами, присущими конкретному виду спорту и спортивной специализации.

Задачиобщей технической подготовки :

1.Увеличить (или восстановить) диапазон двигательных умений и навыков, являющихся предпосылкой для формирования навыков в избранном виде спорта.

2. Овладеть техникой упражнений, применяемых в качестве средств ОФП.

Задачи специальной технической подготовки:

1. Сформировать знания о технике спортивных действий.

2. Разработать индивидуальные формы техники движений, наиболее полно соответствующие возможности спортсмена.

3. Сформировать умения и навыки, необходимые для успешного участия в соревнованиях.

4. Преобразовать и обновить формы техники (в той мере, в какой это продиктовано закономерностями спортивно-тактического совершенствования).

5. Сформировать новые варианты спортивной техники, не применявшиеся ранее (например, «фосбюри-флоп» в прыжках в высоту; техника толкания ядра по принципу поворота, как в метании диска; «коньковый» ход в лыжах и др.).

В процессе технической подготовки используется комплекс средств и

методов спортивной тренировки. Условно их можно подразделить на две группы:

Средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия. К ним относятся:

а) беседы, объяснения, рассказ, описание и др.;

б) показ техники изучаемого движения;

в) демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видеомагнитофонных записей и др.;

г) использование предметных и других ориентиров;

д) звуко- и светолидирование;

е) различные тренажеры, регистрирующие устройства, приборы срочной информации.

Средства и методы, в основе которых лежит выполнение спортсменом каких-либо физических упражнений:

а) общеподготовительные упражнения. Они позволяют овладеть разнообразными умениями и навыками, являющимися фундаментом для роста технического мастерства в избранном виде спорта;

в) методы целостного и расчлененного упражнения. Они направлены на овладение, исправление, закрепление и совершенствование техники целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз, элементов;

г) равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный и другие методы, способствующие главным образом совершенствованию и стабилизации техники движений.

Применение данных средств и методов зависит от особенностей техники избранного вида спорта, возраста и квалификации спортсмена, этапов технической подготовки в годичном и многолетних циклах тренировки.

Оценка технической подготовленности. Контроль за технической подготовленностью заключается в оценке количественной и качественной сторон техники действий спортсмена при выполнении соревновательных и тренировочных упражнений.

Контроль техники осуществляют визуально и инструментально. Критериями технического мастерства спортсмена являются объем техники, разносторонность техники и эффективность:

· Объем техники определяется общим числом действий, которые выполняет спортсмен на тренировочных занятиях и соревнованиях. Его контролируют, подсчитывая эти действия.

· Разносторонность техники определяется степенью разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен и использует их в соревновательной деятельности. Контролируют число разнообразных действий, соотношение приемов, выполненных в правую и левую сторону (в играх), атакующих и оборонительных действий и др.

· Эффективность техники определяется по степени ее близости к индивидуально оптимальному варианту. Эффективная техника – та, которая обеспечивает достижение максимально возможного результата в рамках данного движения.

· Спортивный результат – важный, но не единственный критерий эффективности техники. Методы оценки эффективности техники основаны на реализации двигательного потенциала спортсмена.

В циклических видах спорта особенно важны показатели экономичности техники, так как отмечается вполне четкая закономерность – обратно пропорциональная зависимость между уровнем технического мастерства и величиной усилий, физических затрат на единицу показателя спортивного результата (метра пути).

СТРУКТУРА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ

В специальной литературе выделяют различные виды и разновидности подготовки спортсменов. Обобщение разрозненных и относительно устоявшихся мнений позволяет предложить три наиболее значимых признака для их общей классификации:

По преимущественному влиянию на те или иные компоненты готовности спортсмена к достижению (техническая, тактическая, физическая, психологическая, интеллектуальная (теоретическая) подготовка);

По характеру взаимосвязи со спортивной специализацией (общая и специальная подготовка);

По степени соединения, сочетания и реализации в условиях тренировочной и соревновательной деятельности различных сторон подготовленности, качеств и способностей (интегральная подготовка).

Техническая подготовка и техническая подготовленность

Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике движений и доведение их до совершенства.

Спортивная техника - это способ выполнения спортивного действия, который характеризуется определенной степенью эффективности и рациональности использования спортсменом своих психофизических возможностей.

Роль спортивной техники в различных видах спорта неодинакова. Выделяют четыре группы видов спорта со свойственной им спортивной техникой.

1. Скоростно-силовые виды (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика и др.). В этих видах спорта техника направлена на то, чтобы спортсмен мог развить наиболее мощные и быстрые усилия в ведущих фазах соревновательного упражнения, например, во время отталкивания в беге или в прыжках в длину и высоту, при выполнении финального усилия в метании копья, диска и т.д.

2. Виды спорта, характеризующиеся преимущественным проявлением выносливости (бег на длинные дистанции, лыжные гонки, велоспорт и др.). Здесь техника направлена на экономизацию расхода энергетических ресурсов в организме спортсмена.

3. Виды спорта, в основе которых лежит искусство движений (гимнастика, акробатика, прыжки в воду и др.). Техника должна обеспечить спортсмену красоту, выразительность и точность движений.

4. Спортивные игры и единоборства. Техника должна обеспечить высокую результативность, стабильность и вариативность действий спортсмена в постоянно изменяющихся условиях соревновательной борьбы. (Курамшин Ю.Ф., 2003, стр.356-357)

Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данного вида спорта и направленной на достижение высоких спортивных результатов

В структуре технической подготовленности важно выделить:

Базовые движения , к ним относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта, без которых невозможно эффективное осуществление соревновательной борьбы с соблюдением существующих правил. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена, специализирующегося в том или ином виде спорта.

Дополнительные движения и действия – это второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, которые характерны для отдельных спортсменов и связаны с их индивидуальными особенностями. Именно они и формируют индивидуальную техническую манеру, стиль спортсмена.

По степени освоения приемов и действий техническая подготовленность характеризуется тремя уровнями:

1 - наличием двигательных представлений о приемах и действиях, и попыток их выполнения;

2 – возникновением двигательного умения;

3 – образованием двигательного навыка.

Двигательное умение отличают нестабильные и не всегда адекватные способы решений двигательной задачи, значительная концентрация внимания при выполнении отдельных движений, отсутствие автоматизированного управления ими.

Характерными особенностями двигательного навыка, напротив, является стабильность движений, их надежность и автоматизированность. (Платонов, Теория спорта, стр. 144)

Достаточно высокий уровень технической подготовленности называют техническим мастерством . Критериями технического мастерства являются:

Объем техники - общее число технических приемов, которые умеет выполнять спортсмен.

Разносторонность техники - степень разнообразия технических приемов. Так, в спортивных играх это - соотношение частоты использования разных игровых приемов.

Эффективность владения спортивной техникой характеризуется степенью близости техники спортивного действия к индивидуально оптимальному варианту.

Освоенность техники движений. Этот критерий показывает, как заучено, закреплено данное техническое действие. Для хорошо освоенных движений типичны:

а) стабильность спортивного результата и ряда характеристик техники движения при его выполнении в стандартных условиях;

б) устойчивость (сравнительно малая изменчивость) результата при выполнении действия (при изменении состояния спортсмена, действий противника в усложненных условиях);

в) сохранение двигательного навыка при перерывах в тренировке;

Ключевые слова

структура функциональной подготовленности / спортивные игры / structure of functional readiness / sports games

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы - А. В. Кузнецов

Основная задача исследования – изучение уровня параметров основных компонентов функциональной подготовленности у спортсменов, специализирующихся в разных видах спортивных игр . Результаты, полученные в исследовании, позволяют заключить, что в интегративном выражении уровень параметров основных компонентов функциональной подготовленности существенно не различается у спортсменов, специализирующихся в разных видах спортивных игр . В то же время структура и уровень отдельных показателей рассматриваемых компонентов имеют свои особенности у спортсменов в каждом виде спортивных игр , которые обусловливаются специфичностью паттерна привычных двигательных локомоций. Обнаружено, что по большинству параметров функциональной подготовленности представители футбола и баскетбола демонстрируют определенное преимущество по сравнению с представителями волейбола. Полученные результаты могут быть использованы для рационального построения тренировочной работы, организации эффективного процесса наращивания функциональных возможностей спортсменов, специализирующихся в спортивных играх .

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье, автор научной работы - А. В. Кузнецов

  • Структура функциональной подготовленности спортсменок, специализирующихся в легкоатлетическом многоборье разной спортивной квалификации

    2017 / Чернова Татьяна Сергеевна
  • Показатели функциональной подготовленности в обеспечении физической работоспособности спортсменок разной квалификации

  • Физиологические эффекты повышения функциональной подготовленности спортсменов при использовании регламентированных режимов дыхания в тренировочном процессе

    2018 / Мандриков Виктор Борисович -, Шамардин А.А.
  • Особенности функционального состояния респираторной системы пловцов на разных этапах спортивной подготовки

    2017 / Говорухина А.А., Веткалова Н.С.
  • Качественные характеристики функциональной подготовленности спортсменок разного уровня спортивной квалификации, специализирующихся в легкоатлетическом многоборье

    2017 / Чернова Т.С., Алексанянц Г.Д.
  • Особенности функциональной экономизации системы внешнего дыхания у акробатов разной квалификации

    2016 / Зинченко А.Ю., Алексанянц Г.Д., Пилюк Н.Н.
  • Физическая подготовка спортсменок занимающихся спортивной аэробикой на начальном этапе многолетней тренировки

    2013 / Мартынов Александр Александрович
  • Методика интервальной экзогенно-респираторной гипоксической тренировки

    2013 / Морозов А.И.
  • Специфические особенности функциональной устойчивости у спортсменов с различным характером двигательных актов

    2011 / Горбанёва Елена Петровна, Власов Алексей Анатольевич
  • Оптимизация процессов "срочного" восстановления у квалифицированных спринтеров

    2015 / Шубина Н.Г., Барабанкина Е.Ю.

The primary goal of the research was to study the level of parameters of the basic components of functional readiness of the sportsmen specializing different kinds of sports. The results received in the research allow us to conclude, that in integrative expression the sportsmen’s, specializing different kinds of sports games , level of parameters of the basic components of functional readiness does not differ essentially. At the same time, the structure and level of separate parameters of examined components have their own features of sportsmen in each kind of sports games , which are caused by specificity of the pattern of habitual impellent locomotions. It is revealed, that on the majority of parameters of functional readiness of the football and basketball representatives show the certain advantage in comparison with volleyball representatives. The received results can be used for rational construction of training work, the organization of effective process of escalating functionalities of the sportsmen specializing sports games

Текст научной работы на тему «Структура функциональной подготовленности спортсменов в разных видах спортивных игр»

А. В. Кузнецов

Структура функциональной подготовленности спортсменов в разных видах спортивных игр

Основная задача исследования - изучение уровня параметров основных компонентов функциональной подготовленности у спортсменов, специализирующихся в разных видах спортивных игр. Результаты, полученные в исследовании, позволяют заключить, что в интегративном выражении уровень параметров основных компонентов функциональной подготовленности существенно не различается у спортсменов, специализирующихся в разных видах спортивных игр. В то же время структура и уровень отдельных показателей рассматриваемых компонентов имеют свои особенности у спортсменов в каждом виде спортивных игр, которые обусловливаются специфичностью паттерна привычных двигательных локомоций. Обнаружено, что по большинству параметров функциональной подготовленности представители футбола и баскетбола демонстрируют определенное преимущество по сравнению с представителями волейбола. Полученные результаты могут быть использованы для рационального построения тренировочной работы, организации эффективного процесса наращивания функциональных возможностей спортсменов, специализирующихся в спортивных играх.

Ключевые слова: структура функциональной подготовленности, спортивные игры. A. V. Kuznetzov

Structure of Functional Readiness of Sportsmen Specializing in Different Kinds of Sports Games

The primary goal of the research was to study the level of parameters of the basic components of functional readiness of the sportsmen specializing different kinds of sports. The results received in the research allow us to conclude, that in integrative expression the sportsmen"s, specializing different kinds of sports games, level of parameters of the basic components of functional readiness does not differ essentially. At the same time, the structure and level of separate parameters of examined components have their own features of sportsmen in each kind of sports games, which are caused by specificity of the pattern of habitual impellent locomotions. It is revealed, that on the majority of parameters of functional readiness of the football and basketball representatives show the certain advantage in comparison with volleyball representatives. The received results can be used for rational construction of training work, the organization of effective process of escalating functionalities of the sportsmen specializing sports games.

Keywords: structure of functional readiness, sports games.

Функциональные возможности организма является основой для успешной тренировочной работы над развитием специальных физических качеств и способностей спортсменов и их проявлением в условиях соревнований. Функциональная подготовленность выступает важнейшим условием и проявляется в двигательных действиях, характерных для того или иного вида спорта, в способности физиологических систем организма обеспечивать перенесение больших специфических нагрузок и обусловливает интенсивные процессы восстановления .

Следует учитывать, что структура функциональной подготовленности спортсменов, наличие всех выделяемых ее компонентов практически одинакова для всех без исключения видов спорта. Различается только парциальный вклад того или иного компонента, функционального свойства, физиологического механизма, их сочетания обеспечение высокого (необходимого) уровня специ-

альной работоспособности. Этот вклад обусловливается специфичностью каждого вида спорта, конкретной специализацией в рамках отдельного вида спорта (амплуа, дистанция и т. п.) . В этом плане спортивные игры принадлежат к числу наиболее многокомпонентных видов спорта.

Отличительными особенностями современного футбола, баскетбола, волейбола, да и всех других видов спортивных игр, являются существенно возросшая интенсивность игры, быстрая смена игровых ситуаций, довольно жесткая атлетическая борьба. Современные спортивные игры требуют высокого уровня развития двигательных способностей человека, отличаются высокой интенсивностью технико-тактических действий. В связи с этим все известные параметры функциональной подготовленности являются важными для работы спортсменов, специализирующихся в спортивных играх, для достижения ими высоких результатов

© Кузнецов А. В., 2017

Исходя из этого, для рационального построения тренировочной работы, организации эффективного процесса наращивания функциональных возможностей спортсменов крайне важно знать и учитывать особенности структуры специальной функциональной подготовленности организма в каждом конкретном виде спорта, и в спортивных играх в том числе.

В связи с вышеизложенным задачей данного исследования явилось изучение уровня параметров основных компонентов функциональной подготовленности у спортсменов, специализирующихся в разных видах спортивных игр.

Методика

С выяснения уровня параметров основных компонентов функциональной подготовленности у спортсменов, специализирующихся в разных видах спортивных игр, были обследованы спортсмены трех специализаций: футболисты (n = 16), волейболисты (n = 12) и баскетболисты (n = 14).

Уровень физической (двигательной) подготовленности оценивался по результатам тестирования силовых, скоростных, скоростно-силовых возможностей и выносливости спортсменов.

Сила определялась при помощи динамометрии мышц правой и левой кистей. О скоростных возможностях судили по результату пробегания дистанции в 20 метров. Скоростная выносливость определялась в тесте «челночный бег» (91 м, 13 по 7 м). Об уровне выносливости судили по результатам теста «12-минутный бег».

Определение максимальной аэробной производительности (V02max) осуществлялось прямым способом посредством комбинированного прибора «Ergo-Oxyscreen (Jaeger)».

Свойства и функциональное состояние нервной системы оценивались по таким параметрам, как сила нервной системы, подвижность нервных процессов и равновесие процессов возбуждения и торможения в нервной системе.

Лабильность и сила нервной системы оценивались по результату теппинг-теста. Задание заключалось в выполнении в максимально возможном темпе движений кистью руки. При этом получали два основных показателя: средний интервал (средний период воспроизводимого темпа, определяемый как среднее время между двумя последовательными движениями), который позволял судить о лабильности нервной системы, и тренд (среднее арифметическое разностей двух сосед-

них интервалов реакций), позволявший судить о силе нервной системы.

Для оценки подвижности нервных процессов определялось время простых сенсомоторных реакций. При определении двигательных реакций давалось задание как можно быстрее реагировать на предъявляемый стимул (свет). Предварительно предоставлялись пробные попытки, после чего производилось основное исследование (10 проб) с последующим определением среднего моторного и среднего латентного времени реакции.

Текущий уровень тревожности количественно оценивался по показателю психоэмоционального напряжения, определяемого в тесте «ситуативная тревожность» по Спилбергеру. При прохождении теста обследуемый отвечал на ряд вопросов, после чего по результатам тестирования выставлялась суммарная балльная оценка.

Возбудимость, лабильность, сила и подвижность нервных процессов оценивались по значениям критической частоты слияния мельканий.

Оценка когнитивной функции производилась по результатам теста «Внимание по расстановке чисел». Обследуемым предлагали из таблицы, заполненной в произвольном порядке двузначными числами, выбрать числа в порядке возрастания. При этом определялось время выполнения задания и количество ошибок.

Для определения состояния центральной нервной системы и психических проявлений использовался компьютерный комплекс для психофизиологических исследований КПФК-99М «Психо-мат» ООО "Медпроект-Вита"».

Результаты исследования

В Таблице 1 приведены средние значения показателей, составляющих основные компоненты функциональной подготовленности у спортсменов, специализирующихся в спортивных играх.

Рассматривались показатели двигательного, энергетического, нейродинамического, психического и информационно-эмоционального компонентов.

Из представленных в Таблице 1 данных можно видеть, что параметры, определяющие двигательный компонент функциональной подготовленности спортсменов, специализирующихся в трех наблюдаемых видах спортивных игр, практически не различаются по величине. Исключение составляет только показатель скоростной выносливости. Этот параметр статистически ниже у волейболистов, по сравнению как с футболистами, так и с баскетболистами (Р < 0,05).

Таблица 1

Средние величины показателей компонентов функциональной подготовленности у спортсменов различных специализаций (Х±т)_

Показатели Спортивная специализация До гтоверность различий

Футбол (n = 16) Волейбол (n = 12) Баскетбол (n = 14) I-II I-III II-III

Двигательный компонент

Сила правой кисти, кг 43,6±1,1 45,7±1,8 46,5±1,0 - - -

Сила левой кисти, кг 39,9±1,0 40,9±0,8 41,5±0,7 - - -

Скорость (20 м), с 3,1±0,1 3,2±0,1 3,1±0,1 - - -

Скоростная выносливость (челночный бег), с 21,6±0,1 22,9±0,1 21,9±0,2 * - *

Выносливость, 12 мин. бег, м 2800,8±55,7 2788,2±72,0 2950,2±57,4 - - -

Энергетический компонент

Аэробные возможности, VO2max, мл / мин. 4370,0±165,5 4599,2±144,4 4210,7±176,5 - - -

Анаэробные возможности, прыжок в высоту, см 63,3±1,0 67,7±0,5 66,0±0,8 * * -

Нейродинамический компонент

Подвижность нервных процессов (латентное время), мс 301,7±5,3 290,3±14,2 283,3±12,1 - -

Подвижность нервных процессов (моторное время), мс 99,4±5,3 95,8±6,5 95,1±5,6 - -

Лабильность нервной системы (средний интервал), мс 131,8±2,4 129,6±5,2 127,3±2,8 - -

Информационно-эмоциональный и психический компонент

Тревожность по Спилбергеру, балл 19,5±1,2 22,4±1,6 18,1±1,3 *

Критическая частота световых мельканий, Гц 39,7±1,2 39,6±0,8 40,1±2,5

Ошибка в тесте «Внимание по расстановке чисел», кол-во 1,1±0,2 0,5±0,2 1,6±0,4 * *

Распределение внимания, у. е. 0,20±0,02 0,24±0,04 0,23±0,01

Примечание: * - достоверность различий по ^критерию Стьюдента при p < 0,05.

Сравнительный анализ параметров энергетического компонента показал неоднозначную картину. Так, аэробная производительность, оцениваемая по величине максимального потребления кислорода, статистически не различалась у спортсменов, представляющих разные виды спортивных игр.

В то же время анаэробные возможности, оцениваемые по показателю скоростно-силовой работы, результату прыжка вверх, были достоверно выше у волейболистов и баскетболистов, по сравнению с футболистами, которые показали в среднем наименьшую ее величину (Р < 0,05).

Сравнение трех показателей нейродинамиче-ского компонента функциональной подготовленности спортсменов-игровиков не обнаружило статистически достоверных различий между представителями наблюдаемых видов спортивных игр.

Вместе с тем сравнительный анализ демонстрирует, что наилучшие показатели обнаруживаются у представителей баскетбола, затем - волейбола. А наихудшие величины всех анализируемых показателей демонстрируют футболисты.

Несколько иная картина обнаружилась при анализе показателей психического и информационно-эмоционального компонентов.

Так, оценивая степень ситуативной тревожно-

сти у спортсменов наблюдаемых видов спортивных игр, следует отметить, что в среднем у всех этот параметр находился на низком уровне. Вместе с тем самый низкий (относительно) уровень тревожности обнаружился у баскетболистов, а самый высокий - у волейболистов (Р < 0,05). У футболистов были зафиксированы промежуточные значения этого параметра.

Сравнение показателей такого параметра информационного компонента, как внимание, обнаружило наилучшие их величины у волейболистов. Они демонстрировали наилучшие значения как распределения внимания, так и собственно внимания (наименьшие величины ошибки в тесте по расстановке чисел), по сравнению как с футболистами, так и с баскетболистами ^ < 0,05).

Величина критической частоты световых мельканий, отражающая подвижность корковых процессов, была практически на одном уровне у представителей всех видов спортивных игр.

В завершении сравнительного анализа для более наглядного представления об уровне и структуре функциональной подготовленности спортсменов, специализирующихся в различных видах спортивных игр, нами были сформированы «функциональные портреты» на основе построения графических профилей изучаемых парамет-

ров, на основе нормализации (приведения к единой шкале) путем построения оценочной шкалы «выбранных точек» всего массива изучаемых параметров.

Из представленного графика можно видеть, что наибольший уровень (наибольшая графическая суммарная «площадь») всех изучаемых показателей основных компонентов функциональной подготовленности обнаруживается у баскетболистов, затем у футболистов (сумма величин всех нормализованных оценок у них соответственно составила 5,36 и 5,26 у. е.).

Несколько меньший уровень функциональной подготовленности был обнаружен у волейболистов (5,22 у. е.).

Обращает на себя внимание несущественная разница в этих интегративных показателях функциональной подготовленности спортсменов, специализирующихся в разных видах спортивных игр. На наш взгляд, это обусловлено весьма схожими характеристиками двигательной активности и вегетативного обеспечения такой специфической работы во всех исследуемых видах спортивных игр.

Заключение

Таким образом, результаты, полученные в нашем исследовании, позволяют сделать вывод, что в интегративном выражении уровень параметров основных компонентов функциональной подготовленности существенно не различается у спортсменов, специализирующихся в разных видах спортивных игр. В то же время структура и уровень отдельных показателей рассматриваемых компонентов имеют свои особенности у спортсменов в каждом виде спортивных игр и обусловливаются специфичностью паттерна привычных двигательных локомоций. Обнаружено, что по большинству параметров функциональной подготовленности представители футбола и баскетбола демонстрируют определенное преимущество, по сравнению с представителями волейбола. По нашему мнению, это обусловливается характером морфологических и функциональных адаптационных процессов к мышечной деятельности в условиях специфического паттерна движений и регламентом этих спортивных игр, а также более динамичным характером мышечной деятельности этих представителей спортивных игр.

Библиографический список

1. Горбанева, Е. П. Качественные характеристики функциональной подготовленности спортсменов

[Текст] / Е. П. Горбанева. - Саратов: Научная Книга, 2008. - 145 с.

2. Горбанева, Е. П., Солопов, И. Н., Сентябрев, Н. Н., Камчатников, А. Г., Серединцева, Н. В., Лагутина, М. В., Щедрина, Е. В., Суслина, И. В., Медведев, Д. В., Ракова, Е. В. Физиологическое обоснование модификации и оптимизации ведущих сторон функциональной подготовленности спортсменов [Текст] : монография / Е. П. Горбанева. - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2015. - 219 с.

3. Горбанева, Е. П. Физиологические механизмы и характеристики функциональных возможностей организма человека в процессе адаптации к специфической мышечной деятельности [Текст] : автореф. дис. ... д-ра мед. наук: 03.03.01 / Е. П. Горбанева. - Волгоград, 2012. - 48 с.

4. Зациорский, В. М. Спортивная метрология [Текст] / под общ. ред. В. М. Зациорского. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 256 с.

5. Скляров, В. М. Оптимизация физической подготовки юных волейболисток [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / В. М. Скляров. - Волгоград, 2005. - 24 с.

6. Солопов, И. Н. Функциональная подготовка спортсменов [Текст] / И. Н. Солопов,

A. И. Шамардин. - Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2003. - 263 с.

7. Солопов, И. Н. Функциональная подготовленность и функциональная подготовка спортсменов [Текст] / И. Н. Солопов // Проблемы оптимизации функциональной подготовленности спортсменов. -Волгоград, 2007. - Вып. 3. - С. 4-12.

8. Солопов, И. Н. Физиологические основы функциональной подготовки спортсменов [Текст] : монография / И. Н. Солопов [и др.]. - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2010. - 346 с.

9. Фомин, В. С. Физиологические основы управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов [Текст] : учебное пособие /

B. С. Фомин. - М. : МОГИФК, 1984. - 64 с.

10. Шамардин, А. И. Оптимизация функциональной подготовленности футболистов / А. И. Шамардин. - Волгоград, 2000. - 276 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Gorbaneva, E. P. Kachestvennye harakteristiki funkcional"noj podgotovlennosti sportsmenov / E. P. Gorbaneva. - Saratov: Nauchnaja Kniga, 2008. -145 c.

2. Gorbaneva, E. P., Solopov, I. N., Sentjabrev, N. N., Kamchatnikov, A. G., Seredinceva, N. V, Lagutina, M. V., Shhedrina, E. V., Suslina, I. V, Medvedev, D. V., Rakova, E. V Fiziologicheskoe obosnovanie modifikacii i optimizacii vedushhih storon funkcional"noj podgotovlennosti sportsmenov : monografija / E. P. Gorbaneva . - Volgograd: FGBOU VPO «VGAFK», 2015. - 219 s.

3. Gorbaneva, E. P. Fiziologicheskie mehanizmy i harakteristiki funkcional"nyh vozmozhnostej organizma

cheloveka v processe adaptacii k specificheskoj myshechnoj dejatel"nosti : avtoref. dis. ... d-ra med. nauk: 03.03.01 / E. P. Gorbaneva. - Volgograd. 2012. - 48 s.

4. Zaciorskij, V M. Sportivnaja metrologija / pod obshh. red. V M. Zaciorskogo. - M. : Fizkul"tura i sport, 1982. - 256 s.

5. Skljarov, V M. Optimizacija fizicheskoj podgotov-ki junyh volejbolistok : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.04 / V. M. Skljarov. - Volgograd, 2005. -24 s.

6. Solopov, I. N. Funkcional"naja podgotovka sportsmenov / I. N. Solopov, A. I. Shamardin. - Volgograd: PrinTerra-Dizajn, 2003. - 263 s.

7. Solopov, I. N. Funkcional"naja podgotovlennost" i funkcional"naja podgotovka sportsmenov / I. N. Solopov // Problemy optimizacii funkcional"noj podgotovlennosti sportsmenov. - Volgograd, 2007. - Vyp. 3. - S. 4-12.

8. Solopov, I. N. Fiziologicheskie osnovy funkcional"noj podgotovki sportsmenov : monografija / I. N. Solopov . - Volgograd: FGBOU VPO «VGAFK», 2010. - 346 s.

9. Fomin, V S. Fiziologicheskie osnovy upravlenija podgotovkoj vysokokvalificirovannyh sportsmenov : uchebnoe posobie / V. S. Fomin. - M. : MOGIFK, 1984. - 64 s.

10. Shamardin, A. I. Optimizacija funkcional"noj podgotovlennosti futbolistov / A. I. Shamardin. - Volgograd, 2000. - 276 s.

1. Gorbaneva E. P. Qualitative characteristics of athletes" functional readiness. - Saratov: Nauchnaya Kniga, 2008. - 145 with.

2. Gorbaneva E. P., Solopov I. N., Sentyabrev N. N., Kamchatnikov A. G., Seredintseva N. V, Lagutina M. V, Shchedrina E. V, Suslina I. V., Medvedev D. V, Rakova E. V Physiological justification of modification and optimization of the leading parties of athletes" functional readiness: monograph / E. P. Gorbaneva. - Volgograd: FGBOU VPO «VGAFK», 2015. - 219 p.

3. Gorbaneva E. P. Physiological mechanisms and characteristics of functionality of a human body in the course of adaptation to specific muscular activity: author"s thesis ... Dr.s of Medical Sciences: 03.03.01 / E. P. Gorbaneva. - Volgograd, 2012. - 48 p.

4. Zatsiorsky V. M. Sports metrology/ under a general edition of V. M. Zatsiorsky. - M. : Physical culture and sport, 1982. - 256 p.

5. Sklyarov V. M. Optimization of young volleyball players" physical training: author"s thesis. ... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.04 / V. M. Sklyarov. - Volgograd, 2005. - 24 p.

6. Solopov I. N. Functional training of athletes. - Volgograd: PrinTerra-Dizain, 2003. - 263 p.

7. Solopov I. N. Functional readiness and functional training of athletes // Problems of optimization of athletes" functional readiness. - Volgograd, 2007. - Edition 3. -P. 4-12.

8. Solopov I. N. Physiological bases of athletes" functional training: monograph(s). N. Solopov . - Volgograd: FGBOU VPO «VGAFK», 2010. - 346 p.

9. Fomin V. S. Physiological bases of management of preparation highly skilled athletes: manual / V. S. Fom-in. - M. : MOGIFK, 1984. - 64 p.

10. Shamardin A. I. Optimization of football players" functional readiness. - Volgograd, 2000. - 276 p.